№ 3а-111/2020
10OS0000-01-2020-000031-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации10 июня 2020 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареМакаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюШкурупий С.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Шкурупий С.А. обратиласьв суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что она являласьсобственникомобъекта недвижимости- (...)
По состоянию на 15 декабря 2018 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 6410981руб.35 коп.
По инициативе административного истца (...) подготовило отчет № (...) от 09 декабря 2019 г. об оценке рыночной стоимости жилого дома, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 2042000 руб.
Шкурупий С.А. полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоШкурупий С.А. являласьсобственником объекта недвижимости -здания с кадастровым номером (...)
19 марта 2019 г. право собственности на данный объект зарегистрировано заТимонен Э.А.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 05 февраля 2020 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии спунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начинаяс даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком налога на имущество, имеет право на обращение в суд с данным административным иском, а также самостоятельно определяет налоговую базу объекта капитального строительства исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости- здания с кадастровым номером (...)мбыла определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером (...) был осуществлен 15 декабря 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете от 07 декабря 2018 г., доверенности от 09 февраля 2017 г., разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29 ноября 2018 г., технического плана здания от 23 ноября 2018 г.
В соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) определена путем умножения среднего УПКС здания соответствующего назначения (нежилое) по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь, и составляет 6410981 руб. 35 коп.по состоянию на 15 декабря 2018 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2020 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) составляет 3308383 руб. 59 коп.по состоянию на 01 января 2019 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является архивной.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратилась14 февраля 2020 г. с административным исковым заявлением в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости -здания с кадастровым номером (...), по состоянию на 15 декабря 2018 г. определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого дома№ (...) от 09 декабря 2019 г., выполненного (...) и составляет 2042000 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объекта недвижимости,подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, не заявивших возражений к отчету,суд приходит к выводу о том, что отчетв целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение выводы отчета, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает его достоверным и соглашается с рыночной стоимостьюобъекта недвижимости в размере2042000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости» и абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шкурупий С.А. удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 декабря 2018 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости -(...), в размере его рыночной стоимости, равной 2042000 руб. на период начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до31 января 2020 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать14 февраля 2020 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова