Решение по делу № 2-62/2021 от 15.12.2020

Дело № 2-62/2021

51RS0017-01-2020-001395-10

Мотивированное решение

изготовлено 11.02.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заполярный 10 февраля 2021 г.

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Г.,

при секретаре Свейлисе В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области к Климову С.Е. об обязании предоставить доступ в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство регионального контроля (надзора) Калиниградской области (далее – Минконтроль Калиниградской области, министерство) обратилось в суд с иском к Климову С.Е. об обязании предоставить доступ в нежилое помещение.

В обоснование требований указано, что в сентябре 2020 г. на основании обращения гражданина по вопросу установления факта переустройства и перепланировки принадлежащего ответчику нежилого помещения № XXII, расположенного по адресу: город Калининград, улица Гагарина, дом 7, министерством проведена проверка.

Между тем должностному лицу министерства не представилось возможным проверить факт перепланировки (переустройства) помещения ввиду не предоставления собственником доступа к объекту.

Ссылаясь на то, что незаконные действия (бездействие) собственника помещения по непредставлению сотруднику министерства доступа для проведения проверки помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) препятствуют в осуществлении министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, в том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки помещений, при этом самовольно произведенная перепланировка (переоборудование) может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в многоквартирном доме, просит суд обязать ответчика предоставить должностным лицам истца для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования помещения доступ в нежилое помещение № XXII, расположенное по адресу: город Калининград, улица Гагарина, дом 7.

Представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против вынесения по делу заочного решения.

Ответчик Климов С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом посредством направления судебных извещений по месту регистрации и нахождению спорного нежилого помещения, заявлений, ходатайств не представил.

Третье лицо Нефедов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом посредством направления судебных извещений, заявлений, ходатайств не представил.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии с приведенными выше разъяснениями, учитывая факт неполучения заказных писем с уведомлением, в отсутствие доказательств иного места жительства ответчика, у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела без участия данного лица.

Руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с частью 10 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В силу положений статей 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство или перепланировка помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения. Переустройство помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство или перепланировка помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного статьей 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки являются самовольными (незаконными).

В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре», задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 г. № 484 «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области» установлено, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является правопреемником Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, Государственной архитектурно-строительного надзора Калининградской области, Государственной жилищной инспекции Калининградской области.

В силу пункта 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, министерство обладает полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре», пунктом 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным постановлением Калининградской области от 19 октября 2016 г. № 484, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 августа 2020 г. в Минконтроль Калиниградской области обратился Нефедов В.В. с заявлением /ИП, в котором просил провести проверочные мероприятия в отношении законности размещения на технических этажах в доме № 7 по улице Гагарина в городе Калиниграде Калиниградской области жилых квартир и салонов, предоставляющих услуги населению.

1 сентября 2020 г. заместителем министра Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области издан приказ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении физического лица Климова С.Е., являющегося собственником нежилого помещения № XXII в многоквартирном доме № 7, расположенном по адресу: город Калининград, улица Гагарина.

Из содержания приказа следует, что проверка проводится с целью проверки доводов обращения (/ИП от *.*.*) по вопросу перепланировки нежилого помещения. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами.

Срок проведения проверки определен – 1 час, в период с 10.30 часов до 11.30 часов 5 октября 2020 г.

Материалами дела подтверждено, что собственником нежилого помещения № XXII, площадью 91,6 кв.м, кадастровый , 1 этаж, расположенного по адресу: город Калининград, улица Гагарина, дом № 7, является Климов С.Е., *.*.* года рождения, уроженец <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.

Из дела видно, что в адрес Климова С.Е. было направлено соответствующее уведомление с просьбой предоставить доступ в нежилое помещение № XXII для проведения проверки в рамках регионального государственного жилищного надзора, однако доступ ответчиком не представлен.

Так, в соответствии с актом № ЖК-1/1789/ТАБ 5 октября 2020 г. должностным лицом Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области в период с 10.30 часов до 11.30 часов проведена внеплановая выездная проверка в отношении собственника нежилого помещения № XXII Климова С.Е., между тем обследовать помещение на предмет перепланировки не представилось возможным, Климов С.Е. на проверке не присутствовал, входные двери в нежилое помещение заперты, на стук входные двери никто не открыл.

Таким образом, до настоящего времени ответчиком требование Минконтроля Калиниградской области о предоставлении доступа в нежилое помещение для проведения инспекционного обследования и проверки помещения на предмет выявления нарушения требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования, не исполнено.

Вместе с тем, в данном случае Министерство регионального контроля (надзора) Калиниградской области фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки (переустройства) могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью.

В этой связи в целях пресечения нарушения прав и законных интересов, проживающих в жилом доме граждан, указывая на наличие данных о самовольном переустройстве и перепланировке нежилого помещения в жилом многоквартирном доме, только посредством осмотра принадлежащего ответчику нежилого помещения должностные лица истца могут оценить состояние нежилого помещения и исполнить возложенные на них функции.

При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика Климова С.Е. обязанности по обеспечению доступа должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области в принадлежащее ему нежилое помещение № XXII, расположенное по адресу: город Калининград, улица Гагарина, дом 7, для проведения соответствующей проверки.

Требованиям материального права, регулирующим возникшие спорные правоотношения представленные истцом доказательства, не противоречат, а следовательно, служат достаточным основанием для удовлетворения иска.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход бюджета Печенгского муниципального округа Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области к Климову С.Е. об обязании предоставить доступ в нежилое помещение удовлетворить.

Обязать Климова С.Е. предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калиниградской области доступ в нежилое помещение № XXII, расположенное по адресу: город Калининград, улица Гагарина, дом 7, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования помещения.

Взыскать с Климова С.Е. в доход бюджета Печенгского муниципального округа Мурманской области государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: А.Г. Попов

2-62/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калиниградской области
Ответчики
Климов Сергей Евгеньевич
Другие
Нефедов Виталий Вениаминович
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Попов Артемий Григорьевич
Дело на странице суда
pech.mrm.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее