ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-24858/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 ноября 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиПопов А.А., рассмотрев гражданское дело № 04MS0032-01-2023-002264-39по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» к Трифонову Петру Ивановичу, Артемьевой Татьяне Михайловне, Трифонову Илье Петровичу, Трифонову Ивану Петровичу, Трифонову Сергею Петровичу о взыскании задолженности за услугипо обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Артемьевой Татьяны Михайловны, Трифонова Ивана Петровича, Трифонова Петра Ивановича, Трифонова Ильи Петровича, Трифонова Сергея Петровича на решение мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района Республики Бурятияот 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 2 июля 2024 г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ЭкоАльянс» обратилось обратился в суд с иском к Трифонову П.И.о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 10 725,76 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 429,30 руб.,
Требования мотивированы тем, что Трифонов И.П., являясь собственником жилого дома по адресу: <адрес>, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оплачивал. С 01 апреля 2019г. Трифоновым П.И. заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде открытия лицевого счета №.
Определением мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района Республики Бурятия от 06 июня 2023 г. к участию в деле привлечены соответчики Артемьева Т.М., Трифонов И.П., Трифонов И.П., Трифонов С.П.
Решением мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района Республики Бурятия от 07 декабря 2023 г. исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены частично.
С Трифонова П.И., Артемьевой Т.М., Трифонова И.П., Трифонова И.П., Трифонова С.П. в солидарном порядке в пользу ООО «ЭкоАльянс» взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6 649,23 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Апелляционным определением Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 2 июля 2024 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Артемьева Т.М., Трифонов И.П., Трифонов П.И., Трифонов И.П., Трифонов С.П. обратилисьв суд с кассационной жалобой, в которой просят их отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясьна нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывают, что истцом услуга по вывозу твердых коммунальных отходов с <адрес> заявителям должным образом не оказывалась в период с 01 апреля 2019 г. по июнь 2022 г., по причине ненадлежащего состояния подъездных путей, в указанный период времени твердые коммунальные отходы не вывозились. Места сбора мусора не определены, контейнеры для сбора мусора не устанавливались.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услугипо ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацииот 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременнои полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно статье 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услугив соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещениеи коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ, пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производстваи потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, все собственники помещений (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услугпо обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8(17) раздела 1(1) данных Правил потребительв течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращениюс твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращениюс твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, в силу закона потребители - собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, для последующего сбора и утилизации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона и иных правовых актов.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального законаот 29 декабря 2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугупо обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходамии утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 г.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ответчик Трифонов П.И. является собственником недвижимости, остальные ответчики являются зарегистрированными и проживающими лицами в спорный период в указанном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
14 мая 2018 г. между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пункте 4.2 указанного соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объемев течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги,но не позднее 01 января 2019 г.
ООО «ЭкоАльянс» с 01 апреля 2019 г. обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходамина территории Республике Бурятия, в пределах территориальных зон.
Таким образом, с 01 апреля 2019 г. между истцом и ответчиками заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в виде открытия лицевого счета №.
Поскольку ООО «ЭкоАльянс» оказывает услуги по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов на территории Республики Бурятия, у ответчиков возникло обязательство вносить плату за оказанные услуги.
Согласно расчетной ведомости по финансовому лицевому счету, оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в период с апреля 2019 г. по октябрь 2021 г. ответчиками не осуществлялась, в результате чего образовалась задолженность.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии судебных актов суды, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, установив, что истец является региональным оператором по обращениюс ТКО; истцом в спорный период ответчикам фактически оказаны услуги, обязанность по оплате которых лежит на ответчиках; данная обязанность надлежащим образом ответчиками не выполнена, в связи с чем образовалась задолженность, проверив расчет задолженности и признав его соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, применив срок исковой давности, пришлик правомерному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности за период со 2 мая 2020 г. по 31 октября 2021 г., в связи с чем частично удовлетворили иск.
Относимые и допустимые доказательства обратного (в том числе доказательства погашения долга, не оказания услуг по сбору мусорав указанный период времени, утилизации отходов самостоятельным способом или иной специализированной организацией) материалы дела не содержат (статьи 56 ГПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку, вопреки утверждениям кассатора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
В целом доводы жалобы (в том числе о неисполнении истцом обязанности по вывозу ТКО в связи с ненадлежащим состоянием подъездных путей, а также отсутствием оборудованных мест сбора ТКО по месту жительства ответчиков), направленные на освобождение от оплаты фактически оказанных услуг, являлись предметом исследования судови получили надлежащую правовую оценку, обоснованно и мотивированно отклонены с указанием на иное понимание норм права и фактических обстоятельств дела, с чем суд кассационной инстанции соглашается.
По существу все доводы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве (статьи 379.6, 390 ГПК РФ).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, вопреки утверждениям кассатора, судами не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района Республики Бурятия от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 2 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Артемьевой Т.М., Трифонова И.П., Трифонова П.И., Трифонова И.П., Трифонова С.П. – без удовлетворения.
Судья А.А. Попов
Мотивированное определение изготовлено 29 ноября 2024 г.