Дело № 2а-3771/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
В составе судьи Нагибиной Е.Л.
рассмотрев в г. Сыктывкаре 27 марта 2019 года в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов запрещенными к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных на странице с адресом: ..., в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, запрещенными к распространению.
При предъявлении административного иска прокурором было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства по делу в установленный срок не представил, в связи с чем, на основании ст. 291 КАС РФ, дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с и. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7- ФЗ) компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ) в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.
Статьей 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ закреплено, что Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Они утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. В правилах рыболовства устанавливаются, в том числе, виды разрешенного рыболовства, ограничения рыболовства и требования к сохранению водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Согласно п. 14.2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 г. № 414) запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, является уголовно наказуемым деянием.
На вышеуказанной странице содержатся предложения по продаже электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных животных.
Таким образом, на вышеуказанной странице допускается размещение информации, которая, воздействуя на волю людей, может способствовать возникновению намерения совершить преступление.
Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принятие Федерального закона от 28.07.2012 года № 139 –ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», путем дополнения его ст. 15.1, предусматривающей создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установило механизм ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим противоправную информацию.
В ходе прокурорской проверки установлено, что адрес распространителя запрещенной информации в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющихидентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Признание информации запрещенной к распространению и ограничение доступа к ней осуществляется в соответствии со ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, а также в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Согласно подпункту б) ст. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице с электронным адресом ..., в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению, на всей территории Российской Федерации для всех операторов связи.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми включить страницу с электронным адресом ..., в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение пятнадцати дней со дня его получения.
Судья Нагибина Е.Л.