Председательствующий: Соляник Е.А. № 33-3540/2024
55RS0039-01-2023-000678-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 13 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Магденко И.Ю.,
судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,
при секретаре Нецикалюк А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-18/2024
по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области Кабаковой Е. Н.
на решение Шербакульского районного суда Омской области от 20 февраля 2024 года
по иску Корш Е. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Корш Е.С. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области), в обоснование указав, что решением органа пенсионного обеспечения от 6 сентября 2023 года ей незаконно отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее стажа на соответствующих видах работ периоды работы на территории Республики Казахстан: с 23 августа 1994 года по 15 февраля 1996 года учителем Раздельной неполной средней школы, с 16 августа 1996 года по 15 августа 1998 года учителем Озерной средней школы, а также периоды с 16 февраля по 15 августа 1996 года, с 16 февраля 1998 года по 14 октября 2000 года. Кроме того, полагала, что в ее страховой стаж ответчиком необоснованно не включены периоды с 16 февраля по 15 августа 1996 года, с 16 августа 1998 года по 14 октября 2000 года.
С учетом уточнения заявленных требований, просила включить спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ, а также в страховой стаж; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости; взыскать с ОСФР по Омской области в свою пользу судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 6 000 рублей.
Истец Корш Е.С. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживала в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области по доверенности Джусь Н.И. о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. В письменных возражениях просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Третьи лица клиентская служба в Шербакульском районе ОСФР по Омской области, Управление образования Администрации Шербакульского муниципального района Омской области при надлежащем уведомлении в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на ОСФР по Омской области возложена обязанность включить в страховой стаж Корш Е.С. период работы на территории Республики Казахстан в Раздельной неполной средней школе с.Раздельное Железинского района Павлодарской области Республики Казахстан в должности учителя математики с 1 по 15 августа 1996 года; в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы в должности учителя математики с 23 августа по 31 декабря 1994 года, с 1 января по 30 июня 1995 года, с 1 сентября по 31 декабря 1995 года, с 3 января по 15 февраля 1996 года, с 1 по 15 августа 1996 года - в Раздельной неполной средней школе с.Раздельное Железинского района Павлодарской области Республики Казахстан, с 16 августа по 31 декабря 1996 года, с 1 января по 30 июня 1997 года, с 1 августа по 31 декабря 1997 года, с 1 января по 30 июня 1998 года, с 1 по 15 августа 1998 года – в Озерной средней школе с.Озерное Павлодарской области Железинского района Республики Казахстан; с ОСФР по Омской области в пользу Корш Е.С. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Кабакова Е.Н. выражает несогласие с постановленным по делу решением. Полагает, что оснований для включения в педагогический стаж истца периодов работы после 27 июля 1996 года не имелось, так как с 27 июля 1996 года в Республике Казахстан было приостановлено назначение досрочных пенсий, а с 1 января 1998 года - отменено. Обращает внимание, что стаж на соответствующих видах работ свидетельскими показаниями не подтверждается. Ссылаясь на отсутствие в пенсионном законодательстве Республики Казахстан положений, предусматривающих право педагогических работников на досрочную страховую пенсию по старости, указывает, что спорные периоды могут быть включены в страховой стаж истца только при поступлении из компетентного органа Республики Казахстан формуляра «О стаже работы». Однако информация в ответ на формуляр «Запрос» в подтверждение сведений о стаже работы в орган пенсионного обеспечения в отношении истца не поступала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 названного закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781, Правила № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее Список № 1067, Правила № 1067);
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список № 463);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее Перечень № 1397).
Из приведенных нормативных положений следует, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2023 года Корш Е.С. обратилась в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением ОСФР по Омской области от 6 сентября 2023 года № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж Корш Е.С. не включены периоды работы на территории Республики Казахстан с 16 февраля по 15 августа 1996 года, с 16 августа 1998 года по 14 октября 2000 года; в стаж на соответствующих видах работ не включены помимо прочих периоды работы учителем с 23 августа 1994 года по 15 февраля 1996 года, с 16 февраля по 15 августа 1996 года в Раздельной неполной средней школе, с 16 августа 1996 года по 15 августа 1998 года, с 16 августа 1998 года по 14 октября 2000 года в Озерной средней школе, так как указанные периоды документально не подтверждены компетентным органом Республики Казахстан, а также не доказана аналогия права на досрочную пенсию по законодательству Республики Казахстан.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 6 месяцев 9 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 56,188.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Корш Е.С. обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с учетом сведений о заработной плате с 23 августа 1994 года по 30 июня 1995 года, с 1 сентября по 31 декабря 1995 года, с 3 января по 15 февраля 1996 года, с 1 по 15 августа 1996 года в Раздельной НСШ, с 16 августа 1996 года по 30 июня 1997 года, с 1 августа 1997 года по 30 июня 1998 года, с 1 по 15 августа 1998 года – в Озерной средней школе.
Учитывая включенные ответчиком в бесспорном порядке периоды работы в страховой стаж истца с 23 августа 1994 года по 15 февраля 1996 года, с 16 августа 1996 года по 15 августа 1998 года, исходя из сведений о начисленной истцу заработной платы, районный суд возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца период работы с 1 по 15 августа 1996 года.
Поскольку даже с учетом включения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, вышеуказанных периодов право на назначение соответствующей пенсии у истца не возникло, то в установлении досрочной страховой пенсии по старости судом было отказано.
По правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о возмещении истцу за счет ответчика понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в его пользу расходов на оплату юридических услуг и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт их несения истцом.
Поскольку решение суда обжалуется только ответчиком и только в части удовлетворенных требований, то в остальной части решение в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 указанных Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого, в частности, являются Российская Федерация и Республика Казахстан (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года).
Как предусмотрено в части 1 статьи 7 указанного Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
В то же время, в соответствии со статьей 12 указанного Соглашения, закрепляющей переходные положения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 13 указанного Соглашения особо предусмотрено, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
Согласно статье 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Соответственно, несмотря на то, что Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано (указанный закон вступил в силу 30 июня 2022 года), с учетом положений статьи 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года, оно подлежало и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям, применительно к стажу работы, приобретенному до 1 января 2021 года.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 также разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Согласно пункту 5 данных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Соответственно, вопреки позиции ответчика, вновь приводимой в апелляционной жалобе, действующее пенсионное законодательство Российской Федерации не связывает возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, работающим в особых условиях труда, с наличием в стране - участнике Соглашения законодательства, предусматривающего назначение льготной пенсии за данный вид деятельности.
Общий порядок подтверждения страхового стажа определен статьей 14 Закона о страховых пенсиях.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Аналогичные положения о подтверждении страхового стажа закреплены в вышеуказанных Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (пункт 4).
Согласно пункту 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 11 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абзац 2 пункта 11 Правил).
Как следует из материалов дела, Корш Е.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 15 февраля 2001 года (л.д. 78).
Таким образом, поскольку спорные периоды имели место до даты регистрации истца в системе персонифицированного учета, то в силу вышеуказанных положений закона и международного договора они могут быть подтверждены, в первую очередь, трудовой книжкой, а также документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Согласно пунктам 15, 17 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
В трудовой книжке Корш (Савельевой) Е.С., <...> года рождения, с датой заполнения 22 августа 1994 года, факт принадлежности которой истцу ответчиком не оспаривается, относительно спорных периодов имеются следующие записи: 22 августа 1994 года принята учителем математики в Раздельную НСШ; 15 августа 1996 года переведена учителем математики в Озерную СШ; 14 октября 2000 года освобождена от должности в связи с переменой места жительства (л.д. 57-59).
Аналогичные сведения за указанный период отражены в архивной справке о стаже работы и заработной плате от 29 октября 2020 года, представленной Железинским отделом Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Павлодарской области» Управления культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области Акимата Павлодарской области и в справке о стаже работы от 18 мая 2023 года, представленной отделом образования Железинского района Павлодарской области (л.д. 63-65).
Надлежит отметить, что периоды с 23 августа 1994 года по 15 февраля 1996 года, с 16 августа 1996 года по 15 августа 1998 года учтены органом пенсионного обеспечения при оценке пенсионных прав истца в ее страховой стаж в бесспорном порядке.
Таким образом, оснований для отказа во включении в страховой стаж истца периода работы с 1 по 15 августа 1996 года у ответчика не имелось.
В данной связи, судебная коллегия соглашается с выводом суда о подтверждении страхового стажа истца в указанный период, в связи с чем оснований для отмены решения в данной части, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, не имеется.
При рассмотрении требований истца в части признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости надлежит учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Так, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка указана должность учителя; в пункте 1.1 раздела «Наименований учреждений» Списка поименованы общеобразовательные учреждения, к которым помимо прочих отнесены школы всех наименований.
Согласно пункту 4 Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Список № 463, подлежащий применению к периодам работы истца, имевших место до 31 октября 1999 года, а также Список № 1067, подлежащий применению к периодам работы, имевших место с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, также предусматривали право учителей средних общеобразовательных школ на досрочную трудовую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, периоды работы истца учителем математики в Раздольной НСШ Железинского района с 23 августа 1994 года по 30 июня 1995 года, с 1 сентября по 31 декабря 1995 года, с 3 января по 15 февраля 1996 года, с 1 по 15 августа 1996 года, а также учителем математики в Озерной средней школе с 16 августа 1996 года по 30 июня 1997 года, с 1 августа 1997 года по 30 июня 1998 года, с 1 по 15 августа 1998 года подлежали включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда в данной части законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Приведенные в жалобе доводы о том, что стаж на соответствующих видах работ не может быть подтвержден свидетельскими показаниями, являются обоснованными, но основанием для отмены постановленного решения являться не могут, поскольку работа истца в должности и учреждениях, поименованных вышеуказанными Списками, подтверждается соответствующими архивными сведениями, уполномоченного органа иностранного государства (л.д. 63-65,).
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на особый порядок подтверждения стажа, предусмотренный Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, во внимание быть принята не может.
Поскольку спорные периоды работы истца имели место быть до вступления Соглашения от 20 декабря 2019 года в силу, то его положения при оценке пенсионных прав истца применению не подлежат.
Следовательно, не подлежит учету при рассмотрении настоящего спора и Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а доводы жалобы ответчика несостоятельными, основанными на ином, неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Шербакульского районного суда Омской области от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Шербакульский районный суд Омской области.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2024 года.