УИД: 16RS0012-01-2022-000184-62
Дело №2-150/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 28 февраля 2022 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л:
Представитель Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Салихов Е.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, в обосновании указав, что на территории <адрес> расположены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
Исходным (предыдущим) для вышеуказанных земельных участков является земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Никулиной Г.А.
Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет по заявлению Никулиной Г.А. на основании постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плене территории Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан». Схема расположения земельного участка подготовлена кадастровым инженером Фахриевой А.С.
Постановлением Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в площади земельного участка и схема заменена на уточненную. Таким образом, на исходном земельном участке образованы два земельных участка.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2018 году. Решение Исполнительного комитета о снятии земельного участка с кадастрового учета обусловлено тем, что при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и муниципальными землями и образованием нового земельного участка с последующим уточнением его площади, на кадастровым учет были поставлены два земельных участка с кадастровыми номерами № и №. Устранить данную ошибку, совершенную при внесении сведений в государственный кадастровый учет, возможно только в судебном порядке.
Земельные участки, учтенные до 01.03.2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (ч.3 ст.70 Закона). Земельные участки с кадастровыми номерами № и № поставлены на кадастровый учет в 2018 году. Поскольку земельные участки не имеет статуса «временный», не является преобразуемым, не является учтенным до 01.03.2008 года, в связи с чем не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом, соответственно, они не подлежат снятию с государственного кадастрового учета по заявлению собственника.
В связи с указанными обстоятельствами установлено, что нахождением на кадастровом учете спорных земельных участков нарушаются права истца, поскольку действующее федеральное законодательство не содержит оснований для снятия с кадастрового учета данных земельных участков.
Таким образом, снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами не нарушит права и законные интересы каких-либо физических и юридических лиц и может быть осуществлено лишь на основании вступившего в законную силу судебного акта.
В связи с чем просит снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № и №, площадью 750 кв.м. и 690 кв.м. соответственно, категории земель: земли населенных пунктов: с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Представитель истца Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Салихов Е.М. в судебном заседании в исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица по доверенности Егорова С.В. в удовлетворении исковых требований не возражала.
Выслушав участников процесса, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Закона о государственной регистрации, Закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
По смыслу части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации, во взаимосвязи с положениями статей 5, 8, 13, 22 данного закона, нормами Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 6, 11.2, 15, 25, 26) и Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 8.1, 130, 131) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку в качестве объекта права. Объектом земельных отношений является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке федеральными законами. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Закон о государственной регистрации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельных участков с кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке. Положениями Закона о государственном кадастре был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 1 января 2017 года законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона о государственной регистрации, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26), земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41), ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Таким образом, Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" также не предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что на территории д. Егидерево Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан расположены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
Исходным (предыдущим) для вышеуказанных земельных участков является земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Никулиной Г.А.
Основанием для формирования и постановки на кадастровый учет данных земельных участков послужило постановление Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плене территории Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан». Схема расположения земельного участка подготовлена кадастровым инженером Фахриевой А.С.
Постановлением Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № 1183 "О внесении изменений в постановление руководителя Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были внесены изменения в площади земельного участка и схема заменена на уточненную.
Таким образом, на исходном (предыдущем) земельном участке с кадастровым номером № были образованы два земельных участка с кадастровыми номерами № и №. Земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2018 году.
Постановлениями Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан № и № от ДД.ММ.ГГГГ были отменены постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости разрешенное использование земельных участков - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, сведения, содержащиеся в реестре об указанных земельных участках, являются актуальными.
В обосновании иска истец указывает, что решение Исполнительного комитета о снятии земельного участка с кадастрового учета обусловлено тем, что при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и муниципальными землями и образованием нового земельного участка с последующим уточнением его площади, на кадастровым учет были поставлены два земельных участка с кадастровыми номерами № и №.
Таким образом, наличие в государственном кадастре сведений о спорных земельных участках, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы, создает правовую неопределенность и создает препятствия истцу в реализации его прав.
Системный анализ положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 года N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
В силу п. 8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из кадастра сведений о земельном участке.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что государственная регистрация права на спорные земельные участки не осуществлена, споры относительно принадлежности земельных участков и правопритязания на земельные участки отсутствуют, отсутствие иных способов разрешения установленной судом коллизии с помощью норм права, предусматривающих порядок снятия такого земельного участка с кадастрового учета, нахождение земельных участков в государственном кадастре нарушает права и законные интересы истца, который в ином порядке не имеет возможности защитить свои права, а у регистратора не имеется предусмотренных законом оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участков, суд полагает, что данное обстоятельство не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на снятие земельных участков с кадастрового учета и приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку спорные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета только по решению суда и из материалов дела не следует, что ответчик осуществил незаконные действия (бездействие), настоящий судебный акт не является решением, принятым не в пользу ответчика.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, подлежат снятию с кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ №, ░░░░░░░░ 750 ░░.░. ░ 690 ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.