Дело ...
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 сентября 2024 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Соловьевой Н.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Администрации городского округа «<адрес>», МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>», МАОУ ООШ ...» <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, <адрес>, с учетом увеличения, просит возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>» принять меры, направленные на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса необходимых для этого объемах по проведению обследований технического состояния зданий МАОУ ООШ ...» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на МАОУ ООШ ...» <адрес> обязанность в течение 1 года с момента поступления денежных средств провести обследований технического состояния здании, расположенных по адресу: <адрес>, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
Требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка исполнения МАОУ ООШ ...» <адрес> (далее - Учреждение) антитеррористического законодательства, направленного на обеспечение безопасности находящихся в Учреждении детей, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТ 31937-2024, ст.28 ФЗ ... «Об образовании в РФ», а именно здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, построено в 1937 году, выполнено в бревенчатом, частично кирпичном исполнении, находится в предаварийном состоянии, срок эксплуатации истек. Согласно выводам экспертного заключения технического состояния здания, проведенного в июле 2019 года, в соответствии с терминами и определениями ГОСТ 31937-2011 в техническом состоянии здания определено как «ограниченно работоспособное с тенденцией деградации к аварийному» Между тем, в последующем обследование и мониторинг технического состояния здания с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2024, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или введения здании в эксплуатацию обследование технического состояния здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 Федерального закона ..., что, по мнению истца, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей.
Определением суда приняты увеличения исковых требований, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, При этом на требовании о возложении обязанности по обеспечению финансирования на МО ГО «<адрес>» не настаивала, просила данную обязанность возложить только на Комитет по образованию Администрации <адрес>.
Представитель МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, представив письменные возражения.
Представитель МАОУ ООШ ...» <адрес> и представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (п.7 ст.2 ФЗ № 35-ФЗ).
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Судом установлено, что МАОУ ООШ ...» <адрес> осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, реализацию дополнительных образовательных услуг. Юридический адрес учреждения: <адрес>. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ «<адрес>». Полномочия учредителя Учреждения от имени <адрес> осуществляет муниципальное учреждение «Комитет по образованию Администрации <адрес>», функции собственника МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» в соответствии с действующим законодательством.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
Согласно п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от *** ...-ст введен в действие для добровольного применения в РФ в качестве национального стандарта РФ ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Данными правила установлена периодичность обследования зданий и сооружений – не позднее через 2 года после ввода в эксплуатацию. В дальнейшем техническое обследование состояний проводится не реже 1 раза в 10 лет и не реже 1 раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях.
С 2019 года обследование технического состояния здания в установленные сроки не проводилось в связи с отсутствием финансирования.
Вышеуказанные нарушения могут повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки для возникновения на территории учреждения ситуации, при которой сотрудники не смогут своевременно и полно принять исчерпывающие меры по предотвращению и пресечению ситуаций террористического характера, которые также могут повлечь последствия в виде смерти людей, большинство из которых на территории Учреждения являются детьми.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что на учредителе образовательного учреждения - МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>» лежит обязанность при поступлении заявок от дошкольных образовательных учреждений принимать исчерпывающие меры, направленные на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах для проведения обследований технического состояния зданий, соответственно на МАОУ ООШ ...» <адрес> обязанность устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, провести обследования технического состояния здания дошкольного учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> удовлетворить.
Возложить на МУ «Комитет по образованию Администрации <адрес>» обязанность по принятию мер, направленных на осуществление финансирования в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах для проведения обследований технического состояния здания МАОУ ООШ ...» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МАОУ ООШ ...» <адрес> обязанность в течение 1 года со дня поступления денежных средств провести обследования технического состояния зданий, расположенных по адресу: <адрес> силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ***.
Судья Н.М. Соловьева
УИД 04RS0...-66