Дело № 5-315/2021
УИД 42RS0035-01-2020-002001-82
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Таштагол 21 июня 2021 года
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Ширенина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Шерегеш-Сервис», адрес юридического лица: 652971, Кемеровская область-Кузбасс, Таштагольский район, пгт. Шерегеш, ул. Советская, 1 А, <данные изъяты>
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО9 в отношении ООО «Шерегеш-Сервис» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, согласно которому:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты>. по фактическому адресу юридического лица (Кемеровская область-Кузбасс, Таштагольский район, пгт. Шерегеш, ул. Советская, 8), в связи с обращением гражданина РФ, выявлены следующие нарушения государственных санитарно – эпидемиологических правил и иных правовых актов, а именно:
На входе в помещения (офис) ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствует устройство для обеззараживания рук персонала и посетителей кожными антисептиками, что является нарушением требований п. 1.7 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекцииCOVID-19 в Кемеровской области-Кузбассе» (далее – Постановление от 11.04.2020 № 11), п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекцииCOVID-19» (далее - СП 3.1.3597-20), п. 3.6 МР 3.1/2.2.0172/5-20 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (далее – МР 3.1/2.2.0172/5-20);
В ООО «Шерегеш-Сервис» не обеспечен «входной фильтр» персонала и обучающихся – не производится измерение температуры тела персонала в начале и конце рабочего дня бесконтактным способом с занесением результатов в журнал, что является нарушением требований п. 1.6 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 3.4 МР 3.1/2.2.0172/5-20;
В ООО «Шерегеш-Сервис», в местах с постоянным пребыванием людей (кабинеты) отсутствуют устройства для обеззараживания воздуха - бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, что является нарушением требований п. 1.16 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.9 МР 3.1/2.2.0172/5-20;
В санузле ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствуют условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены – отсутствуют бумажные полотенца (разовые), кожные антисептики, что является нарушением требований п. 1.12 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.11 МР 3.1/2.2.0172/5-20;
В ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствует пятидневный запас СИЗ (масок), - фактически у находящихся на рабочем месте двух сотрудников отсутствует запас СИЗ (масок) на рабочий день у одного сотрудника (у одного сотрудника запас масок – 5 штук; у второго сотрудника запаса масок нет), документов, подтверждающих наличие пятидневного запаса СИЗ (масок, респираторов) не представлено, отсутствует журнал учета выдачи СИЗ (масок, респираторов) сотрудникам, что является нарушением требований п. 1.11 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.10 МР 3.1/2.2.0172/5-20;
В ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствует журнал проведения генеральных уборок, инструкция по организации и проведению влажных уборок с необходимой периодичностью мытья и обработки помещений и контактных поверхностей, что не позволяет оценить организацию и проведение юридическим лицом профилактических противоэпидемических мероприятий, что является нарушением требований п. 1.17-1.18 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20.
В ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствует пятидневный запас 5-ти дневный запас дезинфицирующих средств вирулицидного действия для обработки и дезинфекции офисных помещений и мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, по состоянию на 13.08.2020 в наличии находятся 300-350 <данные изъяты> дезсредства «<данные изъяты>», что обеспечивает только оно-двухсуточный запас, что является нарушением требований п. 1.14 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
В ООО «Шерегеш-Сервис» проведение дезинфекционных мероприятий осуществляют рабочие КО и РЗ, лица осуществляющие дезинфекцию мест общего пользования в многоквартирных жилых домах не имеют специального обучения по организации и проведению дезинфекционных мероприятий (подтверждающих документов о прохождении обучения юридическим лицом не представлено), что является нарушением требований п. 2.20 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
Установлено невыполнение ООО «Шерегеш-Сервис» требований Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 №11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Кемеровской области-Кузбассе», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», СП 3.1.3597-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
В судебном заседании начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО9 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ осмотр помещения ООО «Шерегеш- Сервис» проведен на основании обращения граждан о невыполнении ООО «Шерегеш-Сервис» противоэпидемических и профилактических мероприятий, а не на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Также пояснил, что осмотр офисного помещения ООО «Шерегеш-Сервис» проведен с целью проверки соответствующих документов. После составления акт осмотра офисного помещения в нем расписались сотрудники ООО «Шерегеш-Сервис». Возражал против удовлетворения доводов представителя юридического лица, подтвердил все нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании ведущий специалист- эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО5 возражала против удовлетворения доводов представителя, подтвердила все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Шерегеш – Сервис» Ветошкина Е.В., оспаривала основание проведенного осмотра, а также нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, представила письменные возражения, которое приобщены к материалам дела.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что трудоустроена в ООО «Шерегеш-Сервис», ДД.ММ.ГГГГ с ней проведена беседа, основной вопрос у неё выяснялся по поводу наличия и количества запаса дезинфицирующих средств, в том числе при обслуживании многоквартирного дома № по <адрес>, при этом она лично в процессе осмотра помещения не присутствовала. С нее взяли пояснения, занесли в протокол осмотра, который она подписала. Фактически на момент осмотра в офисном помещении работали двое сотрудников, остальные были переведены на удаленную работу. Она лично обрабатывает офисные помещения «<данные изъяты>» по мере возможности два- три раза в день, данное средство ей выдают, примерно, на 2 недели, уборочный инвентарь промаркирован. В санузле отсутствовали кожные антисептики, поскольку у сотрудников в личном пользованием имеются средства для обеззараживания рук. Вопросы по санузлу ей не задавали.
Выслушав начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО9, ведущего специалиста- эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО5 свидетеля ФИО7, представителя ООО «Шерегеш- Сервис» Ветошкину Е.В., исследовав письменные материалы дела, видеозапись осмотра, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «Шерегеш- Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения <данные изъяты>, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень <данные изъяты>, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 №11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе» предусмотрена обязанность руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, в условиях введения в Кемеровской области - Кузбассе режима «Повышенная готовность», реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-19, а именно:
- на каждом входе в организацию обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
- обеспечить контроль температуры тела работников при входе в организацию (предприятие) и по окончании рабочего дня, с применением приборов для измерения температуры тела бесконтактным способом;
- оборудовать ограниченные по объему помещения, в которых может находиться значительное количество работников, приборами по обеззараживанию воздуха (закрытого типа) по возможности;
- обеспечить запас дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), кожных антисептиков не менее чем на семь дней работы;
- оборудовать умывальники (раковины) для мытья рук мылом и дозаторами для обработки рук кожными антисептиками в местах общего пользования;
- обеспечить соблюдение работниками правил личной гигиены и общественной гигиены: режим регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками - в течении всей рабочей смены, после каждого посещения туалета;
- обеспечить работников предприятия медицинскими масками (с заменой каждые 2 часа) или респираторами (с заменой в соответствии с инструкцией), нахождение на рабочих местах без средств индивидуальной защиты не допускается. Обеспечить учет выдачи медицинских масок или респираторов путем ведения соответствующих журналов;
- при проведении дезинфекции особое внимание уделять обработке дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов, стульев и кресел работников, оргтехники, оборудования, органов управления машин и оборудования), мест общего пользования (комнат отдыха, санитарных узлов и т.п.).
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 30.03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространение случаев <данные изъяты> новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.
Санитарные правила 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», MP 3.1/2.2.0172/5-20, «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», предусматривающие комплекс мероприятий по профилактике COVID-19, аналогичный вышеприведенному, являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности.
Невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), регламентированных Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе», распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 05.08.2020 № 121-рг «О продлении срока отдельных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», влечет угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и является нарушением требований ст. 11, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из материалов дела следует, что основанием для проведения осмотра офисных помещений ООО «Шерегеш-Сервис» послужило обращение ФИО13
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации, права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статьей 10 названного Закона определен порядок рассмотрения обращений граждан. Так государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологические … обследования, … и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, … в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
В соответствии со ст. 50 Закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических … обследований, …. и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг) установлены «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсилогических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224.
Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест.
Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:
- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, …. оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Учитывая, что обращение ФИО15, проживающей по адресу: <адрес>, содержало сведения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обслуживании общего имущества многоквартирных домов управляющей компанией ООО «Шерегеш-Сервис», суд приходит к выводу, что проверка обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении санитарно- эпидемиологических требований при обслуживании общего имущества многоквартирных домов, могла быть проведена в порядке статьи 42 Закона № 52-ФЗ (вместе с Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсилогических, гигиенических и иных видов оценок), и даже в порядке статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если вред или угроза его причинения исключаются принятием мер, направленных на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и их восстановление.
Таким образом, действующее законодательство не накладывает обязанности на органы Роспотребнадзора при поступлении сведений о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, в обязательном порядке организовывать и проводить внеплановую проверку в соответствии с требованиями Закона № 294.
При этом, довод представителя юридического лица, о необходимости незамедлительного рассмотрении обращения гражданина, а не спустя 21 день со дня его поступления, суд находит несостоятельным, поскольку согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи
ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу в г. Таштаголе и Таштагольском районе ФИО9 в связи с рассмотрением обращения ФИО16 о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обслуживании общего имущества многоквартирных домов управляющей компанией ООО «Шерегеш-Сервис» в порядке № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» осуществлен осмотр помещения ООО «Шерегеш-Сервис» по фактическому адресу юридического лица: Кемеровская область-Кузбасс, Таштагольский район, пгт. Шерегеш, ул. Советская, 8.
При этом суд соглашается с доводами начальника территориального Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу в г. Таштаголе, Таштагольском районе ФИО9 о том, что с целью проверки соответствующих документов осуществлен осмотр офисных помещений ООО «Шерегеш – Сервис» по адресу: ул. Советская, 8, пгт. Шерегеш, а не место, указанное в обращении гражданина: <адрес>
Суд считает, что именно первоначально проверка соответствующих документов могла бы оценить разумную степень достоверности обстоятельств, изложенных в обращении гражданина.
Вместе с тем в ходе осмотра офисного помещения ООО «Шерегеш - Сервис» при непосредственном обнаружении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, о чем составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении и возбуждения тем самым производства по делу об административного правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.
Установление в ходе осмотра помещений достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Таким образом, независимо от оснований проведения проверки, непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса.
Довод о том, что проведенный осмотр офисных помещений ООО «Шерегеш-Сервис» проведен в отсутствие законного представителя общества, является безосновательным и опровергается представленными материалами дела, согласно которым Управлением Роспотребнадзора на основании обращения ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр офисных помещений ООО «Шерегеш-Сервис», в присутствии представителей юридического лица главного инженера ФИО8, сотрудника ФИО7
Суд считает, что факт совершения ООО «Шерегеш – Сервис» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается в том числе письменными материалами дела – протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо выявленных нарушений в области санитарных правил, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, гражданину помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписью осмотра.
В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что на момент проведения осмотра офисного помещения ООО «Шерегеш-Сервис» на входе отсутствовало устройство для обеззараживания рук персонала и посетителей кожными антисептиками; не обеспечен «входной фильтр» персонала и обучающихся – не производится измерение температуры тела персонала в начале и конце рабочего дня бесконтактным способом с занесением результатов в журнал, в местах с постоянным пребыванием людей (кабинеты) отсутствуют устройства для обеззараживания воздуха - бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, в санузле ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствуют условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены – отсутствуют бумажные полотенца (разовые), кожные антисептики что является нарушением указанных выше санитарных требований.
Доводы представителя юридического лица о том, что устройство для обеззараживания рук персонала и посетителей кожными антисептиками располагалось на общем входе в здание с улицы, где располагаются офисные помещения, в том числе помещение ООО «Шерегеш- Сервис» не свидетельствует об отсутствии факта вменного нарушения, поскольку согласно буквальному смыслу требований п. 1.7 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекцииCOVID-19 в Кемеровской области-Кузбассе» (далее – Постановление от 11.04.2020 № 11), на каждом входе в организацию должна быть обеспечена возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.
При этом само по себе наличие кожных антисептиков на столах сотрудников не свидетельствует об отсутствии данного нарушения, поскольку средства для обеззараживания рук должны быть предназначены в том числе и для посетителей, что предполагается их беспрепятственное и общедоступное пользование.
Касаемо нарушения, выразившегося в не обеспечении «входного фильтра» персонала, в не измерении температуры тела персонала в начале и конце рабочего дня бесконтактным способом с занесением результатов в журнал, то данный факт установлен и подтвержден материалами дела, при этом представителем юридического лица не опровергнуто, доказательств обратного не представлено.
Вмененное нарушение в отсутствии бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа в офисном помещении по существу не оспаривается.
Что касается того, что в санузле ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствуют условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены, а именно отсутствуют бумажные полотенца (разовые), кожные антисептики, то суд считает, что данный факт нашел свое подтверждение в судебном заседании на основании исследованных доказательств. При этом наличие полотенец у сотрудников и кожных антисептиков, находящихся в их личном пользовании, не освобождает работодателя от соблюдения санитарных требований.
Также в судебном заседании установлено, что на момент проведения осмотра у ООО «Шерегеш-Сервис» отсутствует пятидневный запас дезинфицирующих средств вирулицидного действия для обработки и дезинфекции офисных помещений и мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в наличии находятся <данные изъяты> дезсредства «<данные изъяты>», что обеспечивает только одно-двухсуточный запас, что является нарушением требований п. 1.14 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20.
При этом не представлено каких-либо подтверждающих документов об учете/выдаче данного средства с учетом площади обрабатываемой поверхности, что не позволяет оценить 5 дневный запас средств.
Установлено также отсутствие пятидневного запаса СИЗ (масок), - фактически у находящихся на рабочем месте двух сотрудников отсутствует запас СИЗ (масок) на рабочий день у одного сотрудника (у одного сотрудника запас масок – <данные изъяты> у второго сотрудника <данные изъяты>), документов, подтверждающих наличие пятидневного запаса СИЗ (масок, респираторов) не представлено, отсутствует журнал учета выдачи СИЗ (масок, респираторов) сотрудникам, что является нарушением требований п. 1.11 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.10 МР 3.1/2.2.0172/5-20.
Вопреки доводам представителя юридического лица о наличии у сотрудников масок, в судебное заседание не представлено каких-либо документов, свидетельствующих об учете, выдаче масок сотрудникам, что не позволяет оценить достаточность обеспечения сотрудников СИЗ органов дыхания, условия и периодичность замены, позволяющие установить срок (время) использования в течении дня и пригодность их использования в качестве СИЗ при вирусных инфекциях, а также соответствие запаса СИЗ установленным санитарным нормам.
Также на момент проведения осмотра в ООО «Шерегеш-Сервис» выявлено отсутствие журнала проведения генеральных уборок, инструкции по организации и проведению влажных уборок с необходимой периодичностью мытья и обработки помещений и контактных поверхностей, что не позволяет оценить организацию и проведение юридическим лицом профилактических противоэпидемических мероприятий, что является нарушением требований п. 1.17-1.18 Постановления от 11.04.2020 № 11, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20.
Доказательств того, что в офисном помещении осуществлялась санитарная обработка в соответствии с требованиями законодательства, санитарным требованиям, не представлено.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения вышеназванных требований.
Утверждение представителя юридического лица о том, что в офисном помещении соблюдались санитарные нормы, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку они противоречат материалам дела.
Изданные Главным государственным врачом Российской Федерации рекомендации предусматривают императивные, обязательные к их исполнению, меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) для организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе на объектах Кемеровской области, а не рекомендательные, как указывает представитель юридического лица.
Указанные рекомендации изданы во исполнение контроля на соответствующих территориях за организациями и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Вопреки доводам представителя юридического лица, вмененные ООО «Шерегеш – Сервис». нарушения Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе» относятся к профилактике инфекционных заболеваний и гигиене труда, а также рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил, отнесенных Классификацией нормативных и методических документов
системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 мая 1996 года, к подгруппе 2.2 гигиена труда и группе 3.1 профилактика инфекционных болезней.
Следовательно, гигиена труда и профилактика инфекционных заболеваний применительно к статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Доводы представителя юридического лица об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, так как все большинство работников находились на самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что приостановление деятельности касаемо отдельных административных функций, не свидетельствует об отсутствии обязанности обеспечения санитарных правил и норм в отношении работающих сотрудников.
В судебном заседании установлено, исходя из пояснений ФИО9, о том, что данный протокол ФИО8 подписал. Кроме того, данный факт подтвердила свидетель ФИО7, что в ее присутствии последний подписал протокол осмотра. Показания ФИО9, свидетеля согласуются также с исследованным в судебном заседании протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются подписи ФИО8, ФИО7
При этом, к показаниям свидетеля ФИО7, приведенным в судебном заседании, относительно уборки помещения, наличия средств для уборки помещения, суд относится критически, поскольку она находятся в подчинении руководства ООО «Шерегеш- Сервис», в связи с чем, суд усматривает заинтересованность в даче показаний в защиту ООО «Шерегеш-Сервис».
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта невыполнения противоэпидемических мероприятий, и не зависит от наличия или отсутствия вреда.
Вместе с тем, как указано в протоколе, лица, осуществляющие уборку и дезинфекцию помещений, не прошли специальную профессиональную подготовку, что является нарушением требований п.2.20 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-
эпидемиологические правила», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Согласно п. 1.3 СП 3.5.1378-03 санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью. В силу п. 2.3 СП 3.5.1378-03 при осуществлении дезинфекционной деятельности должны соблюдаться санитарные правила.
Под дезинфекционной деятельностью в силу Приложения к СП 3.5.1378-03 понимаются работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по дезинфектологии.
Таким образом, указанные санитарные правила разработаны для специализированных организаций, имеющих лицензию на осуществление дезинфекционной деятельности.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об исключении из объема вмененного административного правонарушения данного указания.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Представителем юридического лица не представлено доказательств, подтверждающих, что ООО «Шерегеш-Сервис» приняты все зависящие от организации меры по соблюдению положений действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Совокупность исследованных судом доказательств, которые согласуются между собой, не противоречат друг другу, дополняют друг друга, получены в соответствии с требованиями законодательства, позволяют суду считать вину юридического лица - ООО «Шерегеш-Сервис»
установленной и квалифицировать его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, то есть как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами суд признает совершение указанного административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с положениями ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Поскольку выявленные нарушения санитарной безопасности, допущенные нарушения, создают угрозу жизни и здоровью людей, суд полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Поэтому, учитывая вышеприведенные обстоятельства, силу ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Учитывая приведенные смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица согласно тем общедоступным финансовым сведениям, которые можно получить в открытом доступе с целью выяснения данного параметра, суд, назначает наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, но не менее ста тысяч рублей, то есть с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Шерегеш-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, то есть с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Шерегеш-Сервис» положения ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Наименование получателя платежа:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.И. Ширенина