Решение по делу № 2-279/2019 от 04.03.2019

Дело 2-279/2019 УИД21RS0001-01-2019-000202-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заедания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Пахомова В.И. к Администрации г. Алатырь Чувашской Республики о выплате ежемесячной надбавки к государственной пенсии и упущенной выгоды капитализации вклада, взыскании морального вреда,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ Пахомов В.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Алатырь Чувашской Республики о выплате ежемесячной надбавки к государственной пенсии и упущенной выгоды капитализации вклада, взыскании морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он находится на пенсии по старости и получает государственную пенсию от Пенсионного фона РФ, а от администрации г. Алатырь Чувашской Республики ежемесячную надбавку к пенсии как лицо, занимавшее выборную должность председателя Алатырского городского Совета народных депутатов. По его просьбе ежемесячную государственную пенсию и ежемесячную надбавку к пенсии Пенсионный фонд и администрация г. Алатырь Чувашской Республики перечисляла на счет его сберегательной книжки Сбербанка России Чувашского отделения в г. Алатырь Чувашской Республики. Поступающие средства капитализировались в размере 3,5 % годовых. С ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Алатырь прекратила перечислять ежемесячно надбавку к государственной пенсии. На неоднократные обращения в администрацию г. Алатырь ему поясняли, что в связи с банкротством расходных операций по лицевому счету выплаты надбавок к пенсии не могут быть произведены, и когда будет разблокирован лицевой счет бухгалтеры, ему не сказали, но пояснили, что надбавка не является пенсией.

Просил обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики выплатить ему ежемесячную надбавку к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23202 рубля 11 копеек, упущенную выгоду капитализации вклада на его счете в Сбербанке в сумме 831 рубль 03 копейки и возместить моральный вред в размере 24033 рубля 14 копеек, всего 48066 рублей 28 копеек.

В судебном заседании истец Пахомов В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и дополнении, просил обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики выплатить ему ежемесячную надбавку к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27826 рублей 79 копеек, упущенную выгоду капитализации вклада на его счете в Сбербанке в сумме 992 рубля 89 копеек и возместить моральный вред в размере 28819 рублей 68 копеек, всего 57839 рублей 36 копеек, пояснил, что за ДД.ММ.ГГГГ ему была перечислена доплата к пенсии.

Представитель ответчика администрации г. Алатырь Чувашской Республики Ковайкина Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцу Пахомову В.И., как лицу, занимавшую выборную должность председателя Алатырского городского Совета народных депутатов, была назначена надбавка к государственной пенсии. Ему данные выплаты перечислялись вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ постановлением об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства расходные операции ограничены, в связи с чем Пахомову В.И. также выплаты были приостановлены.

Представитель третьего лица МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатырь ЧР Думчева Е.Л., действующая на основании доверенности, удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ они направили письмо в Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в ЧР о предоставлении и справки об изменении размера пенсии по старости на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выделением сумм, полагающихся в связи с валоризацией, сумм фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящихся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение фиксированного базового размера на Пахомова В.И. К тому же, согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным реестром денежных средств, Пахомову В.И. перечислена доплата к государственной пенсии за период с октября по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В справке, выданной ранее Пахомову В.И., была ошибочно указана задолженность с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому была выдана скорректированная справка. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер надбавки изменился и составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Выплаты, которые предусмотрены в качестве надбавки к пенсии муниципальным служащим трудовым законодательством не регулируются, поэтому моральный вред, предусмотренный ст. 151 ГК РФ, по данному виду спора не предусмотрен.

Свидетель ФИО1 суду показала, что она является главным бухгалтером финансового отдела администрации г. Алатырь Чувашской Республики. У нее имеется заявление Пахомова В.И. о перечислении на счет ему выплат к пенсии. За ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» был произведен расчет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. На сегодняшний день выплаты ему не производятся, в связи с обращением взыскания на наличные денежные средства администрации г. Алатырь.

Выслушав доводы участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Пахомова В.И. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего.

Согласно п.п. 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом ч.1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.

Это законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

В статье 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.

В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.

Согласно абз. 2 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 (ред. от 02.04.2019) «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и выплачивается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии со ст. 4 Закона ЧР от 05 октября 2007 года № 62 (ред. от 07.03.2019) «О муниципальной службе в Чувашской Республике» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Чувашской Республике.

Реестр должностей муниципальной службы в Чувашской Республике представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Должности муниципальной службы по функциональным признакам подразделяются на должности: руководителей - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; специалистов - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органами местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающих специалистов - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В судебном заседании установлено, что истец Пахомов В.И. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно.

На основании решения комиссии по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, Пахомову В.И. установлена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная доплата к государственной пенсии, как лицу, замещавшему должность председателя Алатырского городского Совета народных депутатов.

    В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из п. 1.4 Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим города Алатыря Чувашской Республики, утверждённого решением Собрания депутатов города Алатыря V созыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет местного бюджета.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что выплаты надбавки к пенсии производились истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства, в связи с возбуждением исполнительных производств о взыскании с должника Муниципального образования г. Алатырь Чувашской Республики в лице администрации города Алатыря ЧР задолженности на сумму <данные изъяты> руб. Таким образом, ответчиком ежемесячно выплачивалась данная надбавка к пенсии за указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Доводы истца, о не выплате ему надбавки к пенсии в ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку из пояснений третьего лица и самого истца, а также платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным реестром денежных средств, истцу перечислена доплата к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка.

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией г. Алатырь Чувашской Республики, выплата Пахомову В.И. доплаты к государственной пенсии не производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, в связи с блокировкой расходных операций по лицевому счету администрации города Алатыря.

Таким образом, подлежит выплате истцу Пахомову А.И. ежемесячная надбавка к государственной пенсии за ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что ответчиком ему были причинены убытки в виде упущенной выгоды. Он не получил своевременно надбавки к государственной пенсии по вине ответчика, который необоснованно ему ее не выплачивал.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвели или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Суд полагает, что применение к спорным правоотношениям норм ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков не основано на законе. Администрация г. Алатырь ЧР и Пахомов В.И. не являются субъектами гражданским правоотношений, так как администрация в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление социального обеспечения граждан, имеющих право на установление и выплату надбавок к государственной пенсии. Спорные отношения регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в связи с чем к требованиям истца о возмещении убытков не могут быть применены положения ст. 15 ГК РФ.

Кроме того, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцу было разъяснено и предложено в судебное заседание представить доказательства, причинения убытков, но им доказательств не представлено.

По общему правилу возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ) факт наличия убытков, размер убытков, причинно-следственная связь между действиями причинителя и наступившими у него неблагоприятными последствиями должны быть подтверждены заявителем соответствующими доказательствами, поскольку процессуальная обязанность доказывания данных обстоятельств возложена судом на истца.

Между тем доводы истца не подтверждены соответствующими доказательствами. То, каким образом, истец обосновывает причиненные ему убытки, не свидетельствует о том, что он получил бы при обычных условиях гражданского оборота указанные им неполученные доходы, если бы его право не было нарушено, то есть не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами факт наличия убытков и их размер, также как и причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями у истца.

Таким образом, суд считает, необходимым отказать истцу в начислении упущенной выгоды, а именно в капитализации вклада в размере 3,5 % годовых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 992 рубля 89 копеек, ввиду недоказанности истцом данных требований.

Требования истца о возмещении ему морального вреда в размере 28819 рублей 68 копеек, причиненного ответчиком в результате незаконного отказа в выплате надбавки к государственной пенсии, суд также находит не подлежащими удовлетворении.

Согласно положений ст. 151 ГК РФ возможность возложения обязанности денежной компенсации морального вреда предусмотрена в случаях, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. В силу ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Требования, заявленные истцом, затрагивают имущественные права истца.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковые требования Пахомова В.И. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о выплате ежемесячной надбавки к государственной пенсии и упущенной выгоды капитализации вклада, взыскании морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации г. Алатырь Чувашской Республики ежемесячную надбавку к государственной пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 18498 рублей 72 копейки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2881 рубль 75 копеек, всего 21380 (двадцать одна тысяча триста восемьдесят) рублей 47 копейки.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации г. Алатырь Чувашской Республики ежемесячной надбавки к государственной пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1541 рубль 56 копеек, упущенной выгоды капитализации вклада в сумме 992 рубля 89 копеек, морального вреда в размере 28819 рублей 68 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия, с подачей апелляционной жалобы через Алатырский районный суд ЧР.

Председательствующий

2-279/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Пахомов Владимир Иванович
Ответчики
администрация г. Алатырь Чувашской Республики
Другие
МБУ "Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности" города Алатырь Чувашской Республики
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее