Решение по делу № 8Г-2154/2020 [88-3811/2020] от 23.01.2020

            № 88-3811/2020

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г.Челябинск                                                              17 марта 2020 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего        Родиной А.К.,

    судей        Храмцовой О.Н., Лезиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-131/2019 по иску прокурора Сосновского района Челябинской области к Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании оборудовать тротуар,

по кассационной жалобе Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 30 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Тепловой М.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении на администрацию Полетаевского сельского поселения обязанности обустроить тротуары с одной стороны дороги от ул. Почтовая до ул. Молодежная в п. Полетаево Сосновского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; при недостаточности денежных средств у Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области возложить обязанность по финансированию оборудования вышеуказанного тротуара за счет средств бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки требований законодательства в сфере дорожной деятельности установлено, что участок дороги с твердым покрытием от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево не обустроен тротуарами (пешеходными дорожками). В адрес главы Администрации Полетаевского сельского поседения и в адрес главы Администрации Сосновского муниципального района ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району выносились соответствующие представления, прокурором было вынесено представление в адрес главы Сосновского муниципального района Челябинской области. На указанное представление сметным отделом Администрации Сосновского муниципального района была подготовлена сметная документация. Впоследствии выполнение работ было признано невозможным ввиду недостаточности ширины улицы. По информации ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району автомобильная дорога от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево относится к категории «местные улицы», для которых предусмотрена ширина тротуара 1,5 м. В соответствии с данными публичной кадастровой карты минимальное расстояние между ограждением земельных участков по указанному переулку составляет 8 м, что достаточно для обустройства с одной стороны дороги тротуара шириной 1,5 м с учетом имеющейся ширины проезжей части 6 м.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 30 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 июля 2019 года, исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области удовлетворены. Суд возложил на администрацию Полетаевского сельского поселения обязанность оборудовать тротуары с одной стороны дороги от ул. Почтовая до ул. Молодежная в п. Полетаево Сосновского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; при недостаточности у администрации Полетаевского сельского поселения денежных средств возложил на администрацию Сосновского муниципального района обязанность по финансированию вышеуказанных работ за счет средств бюджета Сосновского муниципального района.

В кассационной жалобе заявитель администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит об отмене указанных судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Сосновского района просит судебные акты оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Тепловой М.Н., обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

    Пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

    Согласно пункту 3.50 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» тротуар – имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.

    Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.

    Судом установлено, что прокуратурой Сосновского района Челябинской области совместно с отделом МВД России по Сосновскому району Челябинской области была проведена проверка в связи с обращениями жителей п. Полетаево по соблюдению требований законодательства в сфере дорожной деятельности.

    В ходе проверки было установлено, что на участке автомобильной дороги от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево отсутствуют тротуары для пешеходов. В связи с данными обстоятельствами в адрес главы администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области отделом ГИБДД ОМВД России по Сосновскому району выносилось представление о рассмотрении вопроса и принятию мер по подготовке и согласованию проектно-сметной документации по строительству тротуаров с обеих сторон дороги от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево, по выполнению строительных работ по обустройству тротуаров. В ответ на вышеуказанное представление 25 апреля 2017 года главой администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области было сообщено, что обустройство тротуаров с обеих сторон дороги от улицы Молодежной до ул. Почтовой в п. Полетаево невозможно по техническим причинам (ширина обочины менее 90 см, из них 30 см под водосточной канавой). Кроме того, данный вид работ входит в полномочия Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области. 28 апреля 2017 года в адрес главы Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области отделом ГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области было вынесено представление о рассмотрении вопроса и принятию мер по подготовке и согласованию проектно-сметной документации по строительству тротуаров с обеих сторон дороги от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево, по выполнению строительных работ по обустройству тротуаров. По результатам рассмотрения данного представления Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области было сообщено, что дано поручение по подготовке сметной документации по строительству тротуаров по дороге от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево, сметная документация должна пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение. Письмом Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 сентября 2017 года в адрес прокурора Сосновского муниципального района Челябинской области было сообщено о подготовке соответствующей сметной документации, но выполнение работ невозможно ввиду недостаточности ширины улицы.

    По информации отдела ГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области автомобильная дорога от улицы Молодежная до улицы Почтовая в п. Полетаево относится к категории «местные дороги», ширина тротуара для которых предусмотрена 1,5 м. В соответствии с данными публичной кадастровой карты минимальное расстояние между ограждением земельных участков по указанному переулку составляет 8 метров, что достаточно для обустройства с одной стороны тротуара шириной 1,5 м с учетом имеющейся в настоящее время ширины проезжей части 6 метров.

    Как следует из письма Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 12 декабря 2017 года в адрес прокурора, в случае подтверждения технической возможности устройства тротуара с одной или двух сторон дороги эти работы могут быть выполнены в 2018 году с наступлением положительных температур во втором, третьем кварталах.

    Согласно письму Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 августа 2018 года строительство тротуара шириной 1,5 м на участке дороги от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево технически невозможно, так как расстояние от границ земельных участков (заборов) до дорожного полотна составляет 1 – 1,1 м.

    09 января 2018 между Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области и Администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области заключено соглашение о передаче Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области полномочий Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в частности, по вопросам организации в границах населенных пунктов Полетаевского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2.1 Соглашения осуществление части полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области и бюджета Полетаевского сельского поселения. Приложением к соглашению предусмотрено выделение в 2018 году межбюджетных трансфертов на содержание дорожной деятельности в размере 2 111 460 руб.

    Аналогичное соглашение заключено между Администрацией Сосновского муниципального района и Администрацией Полетаевского сельского поселения 09 января 2019 года.

    Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Полетаевского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них находится в компетенции Администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

    Установив отсутствие тротуаров вдоль автомобильной дороги от улицы Почтовая до улицы Молодежная в п. Полетаево Сосновского района Челябинской области, руководствуясь требованиями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Полетаевского сельского поселения обязанности по оборудованию тротуаров с одной стороны указанной дороги.

    Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не приведены обоснованные выводы о том, с какой стороны участка автомобильной дороги имеется техническая возможность обустройства тротуара, равно как доводы о технической невозможности обустройства тротуара с одной стороны на спорном участке дороги, не могут быть приняты во внимание.

Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал на то, что Администрацией Полетаевской сельского поселения или Администрацией Сосновского муниципального района в материалы дела не представлено технического заключения, опровергающего выводы суда первой инстанции. Кроме того, представленные прокурором план земельного участка вдоль проезда, составленный специалистом Управления Росреестра по Челябинской области, фотографии, объяснения представителя ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области не опровергнуты иными документальными доказательствами.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии необходимости возложения на Администрацию Сосновского муниципального района обязанности по финансированию работ по обустройству тротуаров в случае недостаточности денежных средств у Администрации Полетаевского сельского поселения, не являются основанием для отмены или изменения судебных постановлений.

Как указал суд первой инстанции, обязанность по финансированию вышеуказанных работ за счет средств бюджета Сосновского муниципального района, при недостаточности денежных средств у администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области для исполнения решения суда, возложена с учетом раздела 3.1 соглашения от 09 января 2018 года, заключенного между Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области и Администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

    Нормы материального права при рассмотрении данного спора судами применены правильно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено.

    Иные доводы кассационной жалобы выражают несогласие заявителя с установленными судами первой и апелляционной инстанции обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств.

    В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Таким образом, полномочием по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств суд кассационной инстанции не обладает.

Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 30 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-2154/2020 [88-3811/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Сосновского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Администрация Полетаевского сельского поселения
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Храмцова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее