Решение по делу № 33-9778/2024 от 23.09.2024

Судья Волошенко Т.Л. дело № 33-9778/2024 (2-220/2024)

УИД 22RS0011-02-2023-002813-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2024 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего     Шипунова И.В.,

судей         Назаровой Л.В., Серковой Е.А.,

при секретаре            Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 года по делу по иску Ц.А.А. к администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании перечислить денежные средства региональному оператору, совершить действия.

Заслушав доклад судьи Шипунова И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ц.А.А. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу <адрес>.

Первая приватизация жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме осуществлена в 1992 г., ремонт крыши указанного дома проведен в 2016 году в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», иных документальных сведений о проведении капитальных ремонтов указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию (1956 г.) не имеется.

Ц.А.А. обратился в суд к администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании перечислить денежные средства региональному оператору, совершить действия.

Органом местного самоуправления на дату первой приватизации в доме не выполнена обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, в связи с чем, она сохраняется до настоящего времени, что явилось основанием для обращения с иском.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований истец просил - возложить обязанность на администрацию города Рубцовска Алтайского края перечислить денежные средства в размере предельной стоимости работ на счет на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: № <адрес> в объеме, указанном в заключении эксперта;

- возложить обязанность на «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного <адрес> в объеме перечисленных средств Администрацией города Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту ниже указанного общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> с производством следующих видов работ по проектной документации, разработанной специализированной организацией:

1) по системе отопления: разборка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; демонтаж радиаторов, в количестве 87 шт.; демонтаж расширительных баков, в количестве 4 шт.; демонтаж элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; установка грязевиков, в количестве 2 шт.;

- установка расширительных баков, в количестве 1 шт.; установка элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; прокладка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; установка кранов, в количестве 272 шт.; огрунтовка трубопроводов, площадью 82,8 м2; окраска трубопроводов, площадью 82,8 м2; установка радиаторов, в количестве 87 шт.; изоляция трубопроводов трубками из вспененного полиэтилена, длиной 677 м.пог.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 857 м.пог.;

2) по системе холодного водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; по системе горячего водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; устройство теплоизоляции трубопроводов, в количестве 148,4 м. пог.;

4) по системе электроснабжения: демонтаж проводов из труб, длиной 46 м пучка проводов; демонтаж стальных труб, длиной 46 м; демонтаж электросчетчиков, в количестве 1 шт.; демонтаж распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; демонтаж патронов освещения, в количестве 7 шт.; демонтаж выключателей, в количестве 3 шт.; установка распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; установка электросчетчиков, в количестве 1 шт.; установка автоматических выключателей распределительного шкафа, в количестве 5 шт.; установка автоматических выключателей, УЗО в квартирных щитках, в количестве 48 шт.; разводка по устройствам и подключение жил кабелей, в количестве 76 шт.; монтаж стальных труб, длиной 46 м; окраска стальных труб, площадью 5,78 м2; прокладка труб гофрированных ПВХ в подвальных помещениях, длиной 75 м; затягивание провода в проложенные трубы в подвальных помещениях, длиной 75 м; установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 16 шт.; установка выключателей в подвальных помещениях, в количестве 4 шт.; затягивание провода в проложенные трубы в помещениях подъездов и в чердачном помещении (стояки и магистрали), длиной 268 м; пробивка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; укладка кабелей под штукатурку в помещениях подъездов, длиной 42 м; заделка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; установка выключателей в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка патронов освещения в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка уличных прожекторов на кронштейнах, в количестве 2 шт. Работы по капитальному ремонту инженерных систем выполнять по проектной документации, разработанной специализированной организацией.

В соответствии с определением от 4 октября 2023 г. в отдельное производство выделены - исковые требования Ц.А.А. к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации Региональный Оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании перечислить денежные средства региональному оператору. Требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Ц.А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Виктория» о возложении обязанности на управляющую компанию, компенсации морального вреда, штрафа рассмотрены в рамках гражданского дела 2-3109/2023, между сторонами 16 октября 2023 г. судом было утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 г. исковые требования Ц.А.А. удовлетворены.

Возложена обязанность на администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, указанных в заключении эксперта № 3459/23 от 25 апреля 2024 г., составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы»), а именно:

1) по ремонту системы отопления: разборка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; демонтаж радиаторов, в количестве 87 шт.; демонтаж расширительных баков, в количестве 4 шт.; демонтаж элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; установка грязевиков, в количестве 2 шт.; установка расширительных баков, в количестве 1 шт.; установка элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; прокладка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; установка кранов, в количестве 272 шт.; огрунтовка трубопроводов, площадью 82,8 м2; окраска трубопроводов, площадью 82,8 м2; установка радиаторов, в количестве 87 шт.; изоляция трубопроводов трубками из вспененного полиэтилена, длиной 677 м.пог.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 857 м.пог.;

2) по ремонту системы холодного водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.;

3) по ремонту системы горячего водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; устройство теплоизоляции трубопроводов, в количестве 148,4 м. пог.;

4) по ремонту системы электроснабжения необходимо выполнить следующие работы с указанием объемов работ: демонтаж проводов из труб, длиной 46 м пучка проводов; демонтаж стальных труб, длиной 46 м; демонтаж электросчетчиков, в количестве 1 шт.; демонтаж распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; демонтаж патронов освещения, в количестве 7 шт.; демонтаж выключателей, в количестве 3 шт.; установка распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; установка электросчетчиков, в количестве 1 шт.; установка автоматических выключателей распределительного шкафа, в количестве 5 шт.; установка автоматических выключателей, УЗО в квартирных щитках, в количестве 48 шт.; разводка по устройствам и подключение жил кабелей, в количестве 76 шт.; монтаж стальных труб, длиной 46 м; окраска стальных труб, площадью 5,78 м2; прокладка труб гофрированных ПВХ в подвальных помещениях, длиной 75 м; затягивание провода в проложенные трубы в подвальных помещениях, длиной 75 м; установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 16 шт.; установка выключателей в подвальных помещениях, в количестве 4 шт.; затягивание провода в проложенные трубы в помещениях подъездов и в чердачном помещении (стояки и магистрали), длиной 268 м; пробивка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; укладка кабелей под штукатурку в помещениях подъездов, длиной 42 м; заделка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; установка выключателей в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка патронов освещения в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка уличных прожекторов на кронштейнах, в количестве 2 шт.

На Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возложена обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного <адрес> в объеме перечисленных средств Администрацией города Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту ниже указанного общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> с производством следующих видов работ по проектной документации, разработанной специализированной организацией:

1) по ремонту системы отопления: разборка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; демонтаж радиаторов, в количестве 87 шт.; демонтаж расширительных баков, в количестве 4 шт.; демонтаж элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; установка грязевиков, в количестве 2 шт.; установка расширительных баков, в количестве 1 шт.; установка элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; прокладка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; установка кранов, в количестве 272 шт.; огрунтовка трубопроводов, площадью 82,8 м2; окраска трубопроводов, площадью 82,8 м2; установка радиаторов, в количестве 87 шт.; изоляция трубопроводов трубками из вспененного полиэтилена, длиной 677 м.пог.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 857 м.пог.;

2) по ремонту системы холодного водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.;

3) по ремонту системы горячего водоснабжения: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; устройство теплоизоляции трубопроводов, в количестве 148,4 м. пог.;

4) по ремонту системы электроснабжения: демонтаж проводов из труб, длиной 46 м пучка проводов; демонтаж стальных труб, длиной 46 м; демонтаж электросчетчиков, в количестве 1 шт.; демонтаж распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; демонтаж патронов освещения, в количестве 7 шт.; демонтаж выключателей, в количестве 3 шт.; установка распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; установка электросчетчиков, в количестве 1 шт.; установка автоматических выключателей распределительного шкафа, в количестве 5 шт.; установка автоматических выключателей, УЗО в квартирных щитках, в количестве 48 шт.; разводка по устройствам и подключение жил кабелей, в количестве 76 шт.; монтаж стальных труб, длиной 46 м; окраска стальных труб, площадью 5,78 м2; прокладка труб гофрированных ПВХ в подвальных помещениях, длиной 75 м; затягивание провода в проложенные трубы в подвальных помещениях, длиной 75 м; установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 16 шт.; установка выключателей в подвальных помещениях, в количестве 4 шт.; затягивание провода в проложенные трубы в помещениях подъездов и в чердачном помещении (стояки и магистрали), длиной 268 м; пробивка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; укладка кабелей под штукатурку в помещениях подъездов, длиной 42 м; заделка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; установка выключателей в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка патронов освещения в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка уличных прожекторов на кронштейнах, в количестве 2 шт.

Взысканы с администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 63 800 руб.

В апелляционной жалобе ответчик администрация города Рубцовска просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов незаконности оспариваемого судебного акта указывает, что в решении не указана сумма денежных средств необходимых для перечисления, в связи с чем, обжалуемое решение является не исполнимым, противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации, перечисление средств в отсутствии сметы приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Не доказан факт нуждаемости спорного жилого дома в капитальном ремонте на момент первой приватизации квартиры на 1992 г., при этом отсутствие капитального ремонта на момент приватизации квартир, а также износ конструкций дома, не свидетельствует об обратном. Кроме того, решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу п. 1 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Ц.А.А. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу <адрес>.

Первая приватизация жилого помещения в указанном МКД осуществлена в 1992 г., что подтверждается представленными администрацией г. Рубцовска Алтайского края материалами о передаче в собственность жилого помещения *** по <адрес>.

Согласно сведениям администрации города Рубцовска Алтайского края (ответ от 29 ноября 2023 г.) ремонт крыши дома по <адрес> проведен в 2016 г. в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 гг.»

Иных документальных сведений о проведении капитальных ремонтов указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию (1956 г.) не представлено.

Жилой дом по <адрес> внесен в реестр МКД, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Рубцовска, на 2014-2043 г.г., в соответствии с законом Алтайского края от 28 июня 2013 г. № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края». Планируемый перечень работ по капитальному ремонт: - ремонт крыши – 2014-2016; - ремонт фасада, ремонт фундамента многоквартирного дома - 2032-2034, - ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения– 2023-2025.

В целях определения нуждаемости дома в проведении ремонта, вида ремонтных работ (текущий ремонт или капитальный) и его необходимого объема на момент первой приватизации жилого помещения судом первой инстанции назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Из заключения экспертов ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 25 апреля 2023 г. № 3459/23 следует, что проведенным исследованием выявлен ряд дефектов и повреждений конструктивных элементов, а также инженерного оборудования исследуемого жилого дома. Установлено, что по состоянию на 25 ноября 1992 г. инженерные системы отопления, водоснабжения и электроснабжения жилого здания, исходя из нормативного срока службы и фактического срока эксплуатации, нуждались в проведении капитального ремонта. Определены виды работ с целью приведения указанного жилого дома в надлежащее состояние.

К работам по капитальному ремонту отнесены: система отопления (трубопроводы, радиаторы и запорная арматура); система холодного водоснабжения (трубопроводы и запорная арматура); система горячего водоснабжения (трубопроводы и запорная арматура); система электроснабжения (ВРУ, внутридомовые магистрали, сети освещения мест общего пользования, общедомовые выключатели).Для проведения капитального ремонта системы отопления, необходимо выполнить следующие работы с указанием объемов работ: разборка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; демонтаж радиаторов, в количестве 87 шт.; демонтаж расширительных баков, в количестве 4 шт.; демонтаж элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; установка грязевиков, в количестве 2 шт.; установка расширительных баков, в количестве 1 шт.; установка элеваторных узлов, в количестве 1 шт.; прокладка трубопроводов, длиной 857 м.пог.; установка кранов, в количестве 272 шт.; огрунтовка трубопроводов, площадью 82,8 м2; окраска трубопроводов, площадью 82,8 м2; установка радиаторов, в количестве 87 шт.; изоляция трубопроводов трубками из вспененного полиэтилена, длиной 677 м.пог.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 857 м.пог.

Для проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения, необходимо выполнить следующие работы с указанием объемов работ: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 172,2 м.пог.

Для проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения, необходимо выполнить следующие работы с указанием объемов работ: демонтаж и установка общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; разборка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; прокладка трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; установка кранов, в количестве 36 шт.; гидравлическое испытание трубопроводов, длиной 165,2 м.пог.; устройство теплоизоляции трубопроводов, в количестве 148,4 м. пог.

Для проведения капитального ремонта системы электроснабжения необходимо выполнить следующие работы с указанием объемов работ: демонтаж проводов из труб, длиной 46 м пучка проводов; демонтаж стальных труб, длиной 46 м; демонтаж электросчетчиков, в количестве 1 шт.; демонтаж распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; демонтаж патронов освещения, в количестве 7 шт.; демонтаж выключателей, в количестве 3 шт.; установка распределительного шкафа с ВРУ, в количестве 1 шт.; установка электросчетчиков, в количестве 1 шт.; установка автоматических выключателей распределительного шкафа, в количестве 5 шт.; установка автоматических выключателей, УЗО в квартирных щитках, в количестве 48 шт.; разводка по устройствам и подключение жил кабелей, в количестве 76 шт.; монтаж стальных труб, длиной 46 м; окраска стальных труб, площадью 5,78 м2; прокладка труб гофрированных ПВХ в подвальных помещениях, длиной 75 м; затягивание провода в проложенные трубы в подвальных помещениях, длиной 75 м; установка патронов освещения в подвальных помещениях, в количестве 16 шт.; установка выключателей в подвальных помещениях, в количестве 4 шт.; затягивание провода в проложенные трубы в помещениях подъездов и в чердачном помещении (стояки и магистрали), длиной 268 м; пробивка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; укладка кабелей под штукатурку в помещениях подъездов, длиной 42 м; заделка борозд в стенах помещений подъездов, длиной 42 м; установка выключателей в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка патронов освещения в помещениях подъездов, в количестве 8 шт.; установка уличных прожекторов на кронштейнах, в количестве 2 шт.

Определена стоимость работ и материалов по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома - 2 551 880,46 руб., что не превышает размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту системы отопления, равный 2 626 311 руб.; системы холодного водоснабжения - 247 948,81 руб., что не превышает размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения, равный 391 659 руб.; системы горячего водоснабжения - 296 933,11 руб., что не превышает размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту системы горячего водоснабжения, равный 446 669 руб.; системы электроснабжения - 471 679 руб., что не превышает размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту системы электроснабжения, равный 1 725 670 руб.

Разрешая заявленные исковые требования, исходя из положений ст.ст. 39, 158, 166, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 г № 10-П, установив факт нуждаемости в проведении капитального ремонта систем тепло, водоснабжения и электроснабжения спорного многоквартирного дома на момент первой приватизации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по капитальному ремонту, определенных экспертами инженерных систем дома сохранилась за органами местного самоуправления, в связи с чем возложил на администрацию обязанность по финансированию проведения капитального ремонта путем перечисления средств на счет регионального оператора, а на регионального оператора - обязанность по организации проведения капитального ремонта путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.

Судебная коллегия, проверяя постановленное решение в пределах оснований и доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, с такими выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно части 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодетель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имуществ, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Выводы суда основаны на том, что потребность в капитальном ремонте многоквартирного жилого дома возникла до начала приватизации жилых помещений, в связи с чем, у муниципального образования, как у бывшего наймодателя, в соответствии с вышеуказанными нормами права, имеется обязанность по финансированию работ по проведению капитального ремонта, в которых дом нуждался на дату первой приватизации.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что к исключительной компетенции муниципалитета относится обязанность при осуществлении мероприятий по приватизации гражданами занимаемых жилых помещений, провести капитальный ремонт многоквартирного дома, в случае его нуждаемости в таком ремонте.

Доводы жалобы ответчика об отсутствии совокупности условий для возложения на бывшего наймодателя обязанности по выполнению капитального ремонта противоречат представленным в материалы дела доказательствам. Факт нуждаемости дома в капитальном ремонте систем отопления, холодного водоснабжения и электроснабжения до начала приватизации помещений в нем подтверждается выводами судебной экспертизы, оснований не доверять которой у суда не имелось. Судом первой инстанции дана верная оценка экспертному заключению, которое соответствует предъявляемым к нему законом требованиям. Экспертиза была проведена экспертами, имеющими высшее техническое и строительное образование, длительный стаж работы по специальности; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате него выводы, заключение достаточно ясно, выводы экспертов содержат последовательные мотивированные ответы на поставленные вопросы. Вывод экспертов о нуждаемости конкретных элементов инженерных сетей, в частности, отопления, трубопроводов, электрооборудования, сетей питания, холодного водоснабжения в проведении капитального ремонта по состоянию на 25 ноября 1992 мотивирован.

Доказательств, опровергающих указанное заключение, как того требуют положения ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками в ходе рассмотрения дела судом первой инстанцией и в суд апелляционной инстанции не представлено.

В нарушение Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения от 23 ноября 1988 г. N 312, предусматривающих сроки минимальной продолжительности эффективной эксплуатации трубопроводов систем отопления, запорной арматуры радиаторов системы отопления, трубопроводов системы холодного водоснабжения, запорной арматуры системы холодного водоснабжения, трубопроводов системы горячего водоснабжения, запорной арматуры системы горячего водоснабжения ВРУ системы электроснабжения, внутридомовых магистралей (сетей питания квартир) системы электроснабжения, сетей дежурного освещения мест общего пользования системы электроснабжения эксплуатируется с превышением сроков, установленных для проведения капитального ремонта, что привело к их неисправному техническому состоянию.

Согласно экспертному заключению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 25 апреля 2023 г. № 3459/23 по состоянию на 1992 г. (год первой приватизации) фактический срок эксплуатации инженерных систем тепло, водо, электроснабжения составлял 36 лет, при этом минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта запорной арматуры системы отопления составляет 10 лет, радиаторов системы отопления составляет 30 лет, трубопроводов системы холодного водоснабжения составляет 15 лет, запорной арматуры системы холодного водоснабжения составляет от 15 до 20 лет, трубопроводов системы горячего водоснабжения составляет 15 лет, запорной арматуры системы горячего водоснабжения от 10 до 15 лет, ВРУ системы электроснабжения составляет 20 лет, внутридомовых магистралей (сети питания квартир) системы электроснабжения составляет 20 лет, сетей дежурного освещения мест общего пользования системы электроснабжения составляет 10 лет, общедомовых выключателей системы составляет 10 лет, следовательно, срок эксплуатации указанных инженерных систем истек.

С момента постройки дома в 1956 году капитальный ремонт указанных инженерных систем тепло-, водо-, электроснабжения не производился, срок эксплуатации которых на сегодняшний день составил 68 лет, предельный срок их службы истек, в том числе и по состоянию на начало приватизации в 1992 г.

Доказательств исполнения органом местного самоуправления обязательств по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома на момент приватизации гражданами жилых помещений, а также того, что на момент приватизации жилых помещений и передачи дома в управление управляющей компании дом находился в надлежащем состоянии и не требовался капитальный ремонт, материалы дела не содержат. Ответчиками таких доказательств в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Принимая во внимание изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что обязательства по капитальному ремонту дома, которые не были исполнены бывшим наймодателем (органом местного самоуправления) на момент приватизации жилых помещений гражданами, сохраняются за ним до их исполнения.

Доводы жалобы о том, что в решении не указан объем денежных средств, на финансирование ремонта каждой указанной судом системы многоквартирного дома, подлежащей капитальному ремонту, что является существенным условием для исполнения судебного акта, основан на неверном толковании закона, так как ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданского права как присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), а решение вынесено в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом согласно экспертному заключению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 25 апреля 2023 г. № 3459/23 о чем указано выше, определена стоимость работ и материалов систем отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, работы по капитальному ремонту инженерных систем необходимо выполнять по проектной документации, разработанной специализированной организацией.

Поскольку судом установлено, что на момент первой приватизации в 1992 г. спорному многоквартирному дому требовалось проведение капитального ремонта систем отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения и данная обязанность, в силу закона лежит на бывшем наймодателе, то проведение общего собрания, для определения вопросов по проведению капитального ремонта, не требуется до устранения бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта, которая им не исполнена до первой приватизации, при этом, истец, как собственник квартиры, расположенной в спорном многоквартирном доме, имеет право обратиться в защиту своих интересов.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и сводятся фактически к переоценке доказательств по делу, в то время как судом дана надлежащая оценка доказательствам по делу, с учетом которой судом правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также могли бы служить основанием для отмены решения суда, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2024 года.

33-9778/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Циптаури А.А.
Ответчики
Администрация г. Рубцовска Алтайского края
Некоммерческая организация Региональный оператор Алтайского края Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Другие
Соломатин Е.Ю.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Шипунов Иван Викторович
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
24.09.2024Передача дела судье
23.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
23.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее