РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Черногорск 22 мая 2015 года
Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Ключиковой Ю.С.
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ООО «Хакасский ТЭК» Круглова Г.К., действующего на основании доверенности,
при секретаре Витвинове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» Круглова Г.К., действующего на основании доверенности на постановление старшего государственного инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г., которым ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г., ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее ООО «Хакасский ТЭК») привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10000 руб. так как ООО «Хакаский ТЭК» в срок до 01 февраля 2014г. не представило экологическую информацию необходимой для учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а так же для оценки этого воздействия, которая по своему характеру может представлять опасность для человека и окружающей среды.
Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления формы 2- ТП (отходы) (далее статистическая отчетность 2-ТП (отходы)) за 2012 год «Хакасский ТЭК» представлена в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия за регистрационным N 353 от 01.02.2013. В соответствии с данной отчетностью в 2012 году образовалось 23109,873 тонн отходов 1- V классов опасности: 1 класса - 0,008 тонн, II класса - О тонн, III класса - 0,690 тонн, IV класса - 1,000 тонн, V класса - 23108,2 тонн. Из них передано сторонним организациям на использование 5100 тонн отходов, на захоронение 9935,722 и размещено на собственных объектах размещения отходов 8072,953 тонн.
Согласно статистической отчетности 2- ТП (отходы) регистрационный N 424 от 30.01.2014, в 2013 году у ООО «Хакасский ТЭК» образовались следующие виды отходов:
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - 0,014 тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,062 тонн);
- масла моторные отработанные - 0,1 тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,265 тонн);
- масла индустриальные отработанные - О тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,1875 тонн);
- масла трансмиссионные отработанные - О тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,016 тонн);
- шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти - О тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,054 тонн);
- абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла
менее 50%) - 0,02 тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,02 тонн); - отходы асбеста в кусковой форме - 0,052 тонн;
- шлак сварочный - 0,396 тонн;
- обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) - 0,144 тонн;
- сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (содержание масла менее 15%) -
0,368 тонн;
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,008 тонн;
- золошлаки от сжигания углей - 20544,374 тонн (кроме того, наличие данного отхода на
начало 2013 года 61660,1 тонн);
- бой шамотного кирпича - 7,2 тонн;
- абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов - 0,06 тонн;
- лом черных металлов несортированный - О тонн (кроме того, наличие данного отхода на
начало 2013 года 3,9 тонн);
- резинометаллические изделия, отработанные - 0,012 тонн;
- смет с территории организаций, не содержащий опасные компоненты в количестве,
токсичном для окружающей среды - 6,6 тонн;
- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный - 6,8 тонн;
- отработанные фильтры транспортных средств - О тонн (кроме того, наличие данного отхода на начало 2013 года 0,015 тонн).
Для хранения золошлаковой смеси от сжигания углей котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК» эксплуатирует объект размещения отходов - золоотвал, находящийся по адресу: левый берег р. Енисей за автодорожной магистралью г. Абакан - Усть-Абакан.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 N 479, данный объект размещения, внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за N 19-00005-Х-00479-010814.
Золоотвал введен в эксплуатацию в 1993 году. По способу заполнения наливной. Общая площадь накопления составляет 73500 кв. м.
В соответствии со справкой «О количестве размещенных золошлаковых отходов на золоотвале котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК» за период в 4 квартале 2011 года, 2012 года, 2013 год и 1-3 кварталы 2014 года на золооотвале размещено следующее количество золошлаковои смеси:
- 4 кв. 2011 г. - 132,6 тонн;
- 201 2г.: 1 кв. - 4776 тонн, 2 кв. - 1221,9 тонн, 3 кв. - О тонн, 4 кв. - 2075,1 тонн;
- 2013г.: 1кв. - 4354 тонн, 2 кв. - 641,1 тонн, 3 кв. - О тонн, 4 кв. - 4479,2 тонн;
- 2014r.: 1 кв. - 5099 тонн, 2 кв. - 2722,2 тонн, 3 кв. - 177,4 тонн.
Федеральное статистическое наблюдение по форме NQ 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2013 год в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия ООО «Хакасский ТЭК» не представлено предприятием в установленный срок, что квалифицируется, как не своевременное предоставление (не предоставление) достоверной экологической информации для государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 34, ст. 39, ст. 69 Федерального Закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ, Приказа Росстата от 29 декабря 2012г. №676 «Об утверждении статистического инструмента для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы».
Время совершения правонарушения: 02.02.2014 г
Не согласившись с принятым постановлением ООО «Хакасский ТЭК» обжаловало постановление инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г.
Жалоба мотивирована тем, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1); к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (подпункт 8 части 2).Плановая выездная проверка в отношении ООО "Хакасский ТЭК" проведена Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РХ на основании приказа от 24.10.2014 N279-H, вынесенного исполняющим обязанности руководителя административного органа - Г.Д. Рипским. Согласно приказа о проведении плановой, выездной проверки от 24.10.2014 N249-H к проведению проверки в качестве экспертной организации привлечено ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО». При проведении проверки специалистами экспертного учреждения были проведены анализы промышленных выбросов от источников загрязнения ООО «Хакасский ТЭК». По результатам проведенных анализов специалистами отдела лабораторного анализа и технических измерений по РХ ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» подготовлены заключения. На момент проведения проверки (в период с 17.11.2014 по 19.12.2014) экспертное учреждение - ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» состояло с ООО "Хакасский ТЭК" в гражданско-правовых отношениях. Между ООО "Хакасский ТЭК» и «ЦЛАТИ по Енисейскому региону. ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» заключен договор теплоснабжения в горячей воде №1233-Т/Ц от 09.01.2014 года. Согласно пункта 1.2 указанного договора Энергоснабжающая организация (ООО «Хакасский ТЭК» обязуется подавать Абоненту («ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Абонент принимать и оплачивать тепловую энергию. В силу пункта 9.1 договор действует с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года.
В судебном заседании представитель ООО «Хакасский ТЭК» Круглов Г.К. полностью поддержал жалобу. Пояснил, что поскольку акт проверки от 19 декабря 2014г., на основании которого вынесено Постановление о привлечении ООО «Хакасккий ТЭК» к административной ответственности, является не законным, следовательно и Постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, несмотря на то, что по данному правонарушению заключение ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» не принималось в качестве доказательства. Кроме того считает, что ООО «Хакаский ТЭК» не являлось лицом обязанным подавать отчет по форме 2-ТП в территориальный орган Росприроднадзора на 01 февраля 2014г., так как не размещает отходы. Приказ № 479 от 01 августа 2014г. о включении золоотвала котельной «Центральная» в государственный реестр объектов размещения отходов был издан после 02 февраля 2014г. – 01 августа 2014г. и до сведения ООО «Хакаский ТЭК» не доводилась обязанность составлять отчет по форме ТП-2 (рекультивация». Кроме того считают, что на момент вынесения Постановления от 14 января 2014г. срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ истек. Просил постановление от 14 января 2015г. отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ прекратить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом был извещен.
Выслушав представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав представленные материалы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статья 39 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002г. « Об охране окружающей среды» ( редакции действующей на момент события правонарушения - до 21 июля 2014г.) предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ст. 69 выше указанного Федерального Закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012г. № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почв» предусматривает, что юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель.
К землям, нарушенным при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления. (п.17)
ООО «Хакасский ТЭК» вменяется не предоставление сведений федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2013г. в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия в срок до 01 февраля 2014г. Основанием для предоставление такого отчета послужило включение в государственный реестр объектов размещения отходов золоотвала котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК». Приказ о включении данного золоотвала в государственный реестр размещения отходов № 479 был издан только 01 августа 2014г., то есть после наступления срока подачи сведений. Кроме того, доказательств извещения ООО «Хакасский ТЭК» об издании данного приказа Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и извещении ООО «Хакасский ТЭК» об обязанности подавать отчет данного вида - суду не представлено. При таких обстоятельствах суд считает, что на 01 февраля 2014г. у ООО «Хакасский ТЭК» отсутствовала обязанность предоставлять сведения федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012г. № 676 за 2013г. в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия.
Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
Суд считает, что в бездействии ООО «Хакасский ТЭК» по предоставлению отчета по форме № 2-ТП «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в срок до 01 февраля 2014г. отсутствует состав административного правонарушения.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление ( Статья 30.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суд считает, что жалоба ООО «Хакасский ТЭК» на Постановление старшего государственного инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г., которым ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» привлечено к административной ответственности по ст. 8. 5 КоАП РФ подлежит удовлетворению, Постановление подлежит отмене, и производство по делу об административном правонарушении в отношении и ООО «Хакасский ТЭК» по ст. 8.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
Доводы представителя ООО «Хакасский ТЭК» о том, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4. 5 КоАП РФ являются не состоятельными, так как данный срок в соответствии с ч. 1 этой статьи составляет 1 год.
Доводы представителя ООО «Хакасский ТЭК» о том, что постановление является не законным, так как в проведении проверки участвовало экспертное учреждение, с которым у ООО «Хакасский ТЭК» имелись гражданско-правовые правоотношения, являются не состоятельными, так как данному правонарушению заключение ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» не принималось в качестве доказательства.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2014г. в отношении ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» по ст. 8.5 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Хакасский ТЭК» прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток путем подачи жалобы через Черногорский городской суд.
Судья Ю.С. Ключикова