Дело № 2-2272/2022
Р Е Ш ЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
представителя истца Бучменюк М.Н. – Баскаковой Е.И., действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Зоткине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бучменюк Марии Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Бучменюк М.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с 2012 года по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, несет бремя его содержания. Указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера на жилую площадь от 01.09.2012, выданного на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета, договор № 9. Ссылаясь на утрату жилым помещением статуса жилого помещения общежития, Бучменюк М.Н. просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма; обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Бучменюк М.Н, договор социального найма на занимаемое жилое помещение.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 21.07.2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 11.08.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ "Городская служба жилищного фонда".
Истец Бучменюк М.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судом. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил суд рассматривать дело в ее отсутствие (л.д. 135). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 127). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента (л.д. 130). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания возражений, против удовлетворения возражал, поскольку жилое помещение включено в реестр собственности города в качестве помещения в общежитии, отказ в заключении договора также обусловлен обращением лица, не являющегося заявителем в соответствии с регламентом (л.д. 57-58).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ "Городская служба жилищного фонда" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 128-129). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
В судебное заседание явилась представитель истца Бучменюк М.Н. – Баскакова Е.И., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, пояснила суду, что спорное помещение было предоставлено, в связи с трудоустройством истца в ООО «Нефтида», которым был выдан ордер и заключен договор найма в 2012 года, впоследствии ООО «Нефтида» прекратило свое существование, жилое помещение включено в реестр собственности города. Бучменюк М.Н. обращалась в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения, в удовлетворении которых было отказано со ссылкой на отсутствие договора социального найма.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на 15.07.2022, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирована Бучменюк М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141).
Бучменюк М.Н. занимает комнату, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 17,4 кв.м. на основании ордера № 7 от 01.09.2012, выданного Бучменюк М.Н. на основании договора найма № 9 от 01.09.2012 (л.д. 11,14).
Из представленной в материалы дела трудовой книжки на имя Бучменюк М.Н., выданной ДД.ММ.ГГГГ, Бучменюк М.Н. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> ООО «Нефтида», уволена ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, впоследствии принята на должность <данные изъяты> ООО «Нефтида» (л.д. 148).
В 2014 году Бучменюк М.Н. обратилась в суд с иском к Фонду коммунального имущества Севастопольского городского Совета, третье лицо - ООО «Нефтида» о признании противоправными действия ответчика и обязании совершения действий, в котором просила признать противоправными действия ответчика по отказу истцу в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> признать противоправным решение ответчика об отказе истцу в приватизации жилого помещения по указанному адресу, признать за истцом право на приватизацию жилого помещения, обязать ответчика осуществить приватизацию на имя истца жилого помещения путем заключения с истцом договора передачи жилого помещения в собственность гражданина.
Заочным решением Ленинского районного суда города Севастополя от 30.10.2014 иск Бучменюк М.Н. удовлетворен.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 12.04.2018 заочное решение Ленинского районного суда города Севастополя от 30.10.2014 по делу №2-73/2014 отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Бучменюк М.Н. отказано в полном объеме (л.д. 72-75).
В рамках указанного дела установлено, что общежитие по пр. Ген. Острякова, 25, являлось коммунальной собственностью города Севастополя.
22.02.2017 наниматель Бучменюк М.Н. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты (л.д. 31 оборот).
04.04.2017 Бучменюк М.Н. отказано в предоставлении государственной услуги (исх. № ОДН/7-1096) по тем основаниям, что заявитель является лицом, не входящим в перечень лиц, установленный регламентом, а именно заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении (л.д. 32).
09.01.2018 Бучменюк М.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации, в котором просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.08.2018 в удовлетворении иска, отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что необходимым условием приватизации жилого помещения является его предоставление гражданину на условиях договора социального найма.
10.09.2018 Бучменюк М.Н. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты (л.д. 39), в ответ на которое, 17.10.2018 (исх. ОДН/18-969) Департаментом вновь отказано по аналогичному основанию, указанному в отказе Департамента от 04.04.2017 (л.д. 44).
По состоянию на 04.07.2022 в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенному по адресу: <адрес> жилое помещение, общая площадь 17,4 кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ как имущество, находящееся в казне города Севастополя. На основании распоряжения Департамента № 5912-РДИ от 08.12.2021 объект закреплен на праве оперативного управления за ГУП «Центр эффективного использования собственности города» (л.д. 50). Распоряжением Департамента № 1129-РДИ от 01.04.2021 объект изъят из хозяйственного ведения ГУП «Центр эффективного использования собственности города» и закреплен за ГБУ "Городская служба жилищного фонда" (л.д. 93).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022, правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес> кадастровый №, является город Севастополь (л.д. 47-49).
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным жилым помещением у истца возникло на основании ордера на жилую площадь № 7 от 01.09.2012, выданного Бучменюк М.Н. на основании договора найма № 9 от 01.09.2012, заключенного между ней и ООО «Нефтида» (л.д. 11, 14). Решение о выдаче ордера не оспорено, недействительным не признано.
Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о том, что жилое помещение – комната № по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следует отметить, что согласно ответу Департамента капитального строительства города Севастополя по адресу: <адрес>, заключено 11 договоров социального найма и 3 договора приватизации (л.д. 130).
Принимая во внимание, что Бучменюк М.Н. постоянно проживала в спорном жилом помещении с 2012 года, зарегистрирована в жилом помещении с 2013 года (л.д. 141), ее право на пользование данным помещением оспорено не было, несет бремя содержания помещением, что подтверждается представленными сведениями (л.д. 142), в жилом помещении отсутствуют самовольная перепланировка, реконструкция (л.д. 147), фактическая связь между работником и организацией, предоставившей общежитие давно утрачена, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, ее требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом отклоняются ссылки представителя ответчика на вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда города Севастополя от 01.08.2018, которым в удовлетворении искового заявления Бучменюк М.Н. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отказано, поскольку истцом в рамках рассмотрения спора заявлялись требования о приватизации жилого помещения в отсутствие договора социального найма.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бучменюк Марии Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма, удовлетворить.
Признать за Бучменюк Марией Николаевной <данные изъяты>) право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Бучменюк Марией Николаевной договор социального найма на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 09 сентября 2022 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова