Дело № 3а-362/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
3 июля 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Пархоменко Г.В.,
РїСЂРё секретаре Рябчиковой Р.Р’.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка Рё РѕР± определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
< Р¤.Р.Рћ. >1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ установить кадастровую стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <...>, арендатором которого РѕРЅ является, РІ размере его рыночной стоимости определенной РЅР° основании отчета РѕР± оценке РѕС‚ 27 февраля 2017 РіРѕРґР° <...>, подготовленного индивидуальным предпринимателем < Р¤.Р.Рћ. >4
Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает арендные платежи, рассчитываемые из кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению арендных платежей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В суд представителем административного истца направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, содержащее также согласие с выводами повторной судебной экспертизы.
Представителем административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края, < Р¤.Р.Рћ. >5, действующим РЅР° основании доверенности, направлен РІ СЃСѓРґ письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, согласно которому последний РїСЂРѕСЃРёС‚ вынести РїРѕ делу законное Рё обоснованное решение.
Представителем административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, < Р¤.Р.Рћ. >6, действующей РЅР° основании доверенности, также направлен РІ СЃСѓРґ письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, РІ котором содержится РїСЂРѕСЃСЊР±Р° Рѕ рассмотрении административного РёСЃРєР° РІ отсутствие представителя Управления Росреестра Рё вынесении РїРѕ делу законного Рё обоснованного решения.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
На основании определения суда от 3 июля 2019 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ <...> в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
РР· материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка СЃ кадастровым номером <...>, расположенного РїРѕ адресу – <...>, что подтверждается РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аренды РѕС‚ <...> <...>. Как следует РёР· содержания письменного расчета арендной платы, являющегося приложением Рє указанному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды, размер арендных платежей Р·Р° пользование земельным участком рассчитывается РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· его кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <...> определена уполномоченным органом по состоянию на <...> в размере 5161387 рублей 14 копеек.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до <...> являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает <...> верной датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка РѕС‚ <...> <...>, представленного административными истцами Рё подготовленного индивидуальным предпринимателем < Р¤.Р.Рћ. >4, рыночная стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка составляет 1916448 рублей РїРѕ состоянию РЅР° <...>.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от <...> по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению от <...> <...> судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «<...>», рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет 3733821 рубль.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца заявлялось ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы. При этом представителем административного истца представлена рецензия, подготовленная ООО «Р-Групп», согласно которой заключение судебной экспертизы ООО «Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы» изготовлено без соблюдения экспертом процесса оценки и изложения (описания) этого процесса, законодательно утвержденным нормативно-методологическим документам, обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности; итоговая стоимость объекта экспертизы на дату оценки не соответствует рыночной стоимости, а само экспертное заключение не удовлетворяет принципам достаточности, обоснованности и достоверности. Суд, согласившись с соответствующими доводами, назначил по делу повторную судебную экспертизу, проведение которой поручено ООО «<...>».
Согласно заключению от <...> повторной судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «<...>», рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (<...>) составляет 3628440 рублей.
Заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, выводы эксперта, изложенные в повторной судебной экспертизе, не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено.
Суд, исследовав заключение повторной судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) объекта, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.
Суд считает заключение повторной судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости (3628440 рублей) является достоверным.
Указанное заключение получено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации – судебная экспертиза проведена на основании определения суда.
Согласно статье 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
Судом не установлена необоснованность указанного заключения повторной судебной экспертизы либо противоречия в выводах эксперта.
Таким образом, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, в соответствии с выводами заключения повторной судебной экспертизы.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как арендатора данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам повторной судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим административным иском в суд 29 декабря 2018 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 29 декабря 2018 года.
Поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <...> внесена в реестр 1 февраля 2017 года, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению с 1 января 2018 года.
Таким образом, в отношении спорного объекта недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, а также уточнение административного иска, суд считает его подлежащим удовлетворению.
Генеральным директором РћРћРћ В«<...>В» РІ СЃСѓРґ подано ходатайство Рѕ взыскании СЃ < Р¤.Р.Рћ. >1 расходов РїРѕ проведению РІ рамках настоящего дела судебной экспертизы, РІ размере 45 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками РЅРµ оспаривалось право < Р¤.Р.Рћ. >1 РЅР° установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества РІ размере его рыночной стоимости, Р° решение СЃСѓРґР° РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєР° < Р¤.Р.Рћ. >1 сводится Рє реализации РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ такого права.
Размер рыночной стоимости объекта недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной ООО «<...>», административными ответчиками не оспаривался в ходе судебного разбирательства.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <...> <...>-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Расхождение между кадастровой стоимостью, установленной в результате государственной кадастровой оценки, и рыночной стоимостью, установленной решением суда в качестве кадастровой, составляет округленно 30 процентов.
Суд приходит к выводу, что такое расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, заявление ООО «<...>» подлежит удовлетворению. Судебные расходы подлежат взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный РёСЃРє < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка Рё РѕР± определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, <...> <...>, <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3628440 (три миллиона шестьсот двадцать восемь тысяч четыреста сорок) рублей, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> считать 29 декабря 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>.
Взыскать СЃ < Р¤.Р.Рћ. >1 РІ пользу РћРћРћ В«<...>В» судебные расходы РІ размере 45 000 (СЃРѕСЂРѕРє пять тысяч) рублей РІ счет оплаты Р·Р° проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ: