дело №
УИД (26RS0№-67)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа <адрес> о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к администрации Кировского городского округа <адрес> о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее-Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративного-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 33 Закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушений или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Частью 1 статьи 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
В части 3 данной нормы указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено в ходе проверки, на территории <адрес> по адресу: <адрес>, площадь, расположен «ФИО3Ленину».
Согласно сведениям Единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, ФИО3Ленину является объектом историко-культурного значения регионального уровня.
Сведения об указанном объекте культурного наследия в едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Невыполнение действий по постановке данного объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его собственников, надлежащему содержанию и охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, что в свою очередь может привести к нарушению конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям.
С учетом изложенного, просит возложить на администрацию Кировского городского округа <адрес> обязанность принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи, объект культурного наследия «ФИО3Ленину», расположенный по адресу: <адрес>, площадь.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> в судебное заседании не явился, своим письменным отзывом просил установить обстоятельства, в результате которых имеются или отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований, а также рассмотреть дело в своё отсутствие с вынесением решения на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Марьинского территориального отдела администрации Кировского городского округа <адрес> в судебное заседании не явился, своим письменным отзывом просил рассмотреть дело в своё отсутствие, с удовлетворением исковых требований истца.
Представитель третьего лица <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, в судебное заседании не явился, и не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, изучив письменные отзывы представителя ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> ФИО5, третьего лица Марьинского территориального отдела администрации Кировского городского округа <адрес>, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что данные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных материальных земельных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст.ст.1,3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», произведения монументального искусства являются особым видом недвижимого имущества.
К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.
По своим характеристикам объекты обладают признаками объектов культурного наследия. Отнесение данных объектов к объектам культурного наследия, является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.
Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйственных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»
Согласно п. 22 ст. 11 Устава Кировского городского округа <адрес>, к вопросам местного значения Кировского городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Кировского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Кировского городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п.18 ч.1 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Как установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета <адрес>вого совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список памятников истории и культуры края, подлежащих государственной охране, как памятники местного и республиканского значения, одним из которых является ФИО3Ленину, расположенный в <адрес>.
Согласно сведений об объектах культурного наследия, на территории Кировского городского округа по адресу <адрес>, на основании решения <адрес>исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ, расположен ФИО3Ленину. Сведения о зарегистрированных правах собственности отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ФИО3Ленину, расположенный на площади <адрес> является объектом историко-культурного значения регионального уровня.
Из информации предоставленной Марьинским территориальным отделом администрации Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес> городского округа расположены объекты культурного наследия, одним из которых является «ФИО3Ленину», который находится на стадии оформления в собственность Кировского городского округа <адрес>. Данный объект не имеет паспорта объекта культурного наследия и иным лицам не передавался. Сведениями о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, не располагает. Сохранение, использование и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) не являются полномочиями отдела.
Из информации предоставленной отделом культуры администрации Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Кировского городского округа расположено 52 объекта культурного наследия, из которых 26 – воинское захоронение, мемориалы, братские могилы, памятники воинской славы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной собственности находится семнадцать объектов. Сведениями о передаче объектов культурного наследия иным лицам отдел культуры АКГО СК не располагает.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
Администрация Кировского городского округа <адрес>, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.
Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, администрацией Кировского городского округа <адрес> не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в отношении объекта культурного наследия, памятника им. ФИО6, расположенного на территории <адрес>.
Каких-либо доказательств, подтверждающих фактическое выполнение действий по принятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество ответчиком в суд не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, как истец прокурор <адрес>, так и ответчик Администрация Кировского городского округа освобождены от уплаты государственной пошлины как государственные органы, а поэтому они не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа <адрес> о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия, удовлетворить.
Возложить на администрацию Кировского городского округа <адрес> обязанность принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи, объект культурного наследия «ФИО3Ленину», расположенный по адресу: <адрес> станица <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
СУДЬЯ П.П. КУЛИК.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2019 года.