№ 2-223/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суровикино Волгоградской области 4 апреля 2024 г.
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Е.В. Некрасовой,
при секретаре судебного заседания Е.Б. Минаевой,
с участием истца А.В. Аксенова,
представителя ответчика Е.А. Горбуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксенова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее по тексту ОСФР по Волгоградской области) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для обращения в суд послужило то, что в соответствии с записями в трудовой книжке истец фактически работал: с 24 января 1995 г. по 23 ноября 1995 г. (00 лет 10 месяцев 00 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 января 1995 г. по 31 декабря 2001 г. (06 лет 11 месяцев 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 1 января 2002 г. по 31 июля 2004 г. (02 года 07 месяцев 01 день) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Государственной противопожарной службы МЧС России Волгоградской области; с 1 августа 2004 г. по 31 декабря 2008 г. (04 года 05 месяцев 01 день) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Суровикинского отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Волгоградской области; с 1 января 2009 г. по 30 июня 2019 г. (10 лет 06 месяцев) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части 8 отряда федеральной противопожарной службы по Волгоградской области; с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. (02 года 06 месяцев 01 день) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарно-спасательной части 8 отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области; с 1 января 2022 г. по 8 января 2024 г. (02 года 00 месяцев 08 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) 56 пожарно-спасательной части 8 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МСЧ России по Волгоградской области.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам 65 лет, женщинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При наличии у истца трудовой книжки установленного образца, подтверждающий факт работы в определенных условиях и в определенной должности, действует презумпция занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня. Учитывая представленное законодательством право на льготное назначение пенсии и наличие стажа в должности водителя автомобиля (пожарного) более 25 лет, Аксенов А.В. 9 января 2024 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако 26 января 2024 г. ОСФР по Волгоградской области вынесено решение № 4075/24 об отказе в установлении ему пенсии по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию в 50 лет. ОСФР по Волгоградской области на день его обращения с заявлением о назначении пенсии на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитаны в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, только 22 года 3 дня. По мнению ответчика, не подлежат зачету в специальный стаж следующие периоды трудовой деятельности истца: с 24 января 1995 г. по 23 ноября 1995 г. (00 лет 10 месяцев 00 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 января 1995 г. по 31 декабря 2001 г. (06 лет 11 месяцев 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области. Данное решение Аксенов А.В. считает незаконным и подлежащим отмене, так как он на день обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии выработал 25 лет стажа в должности пожарного и водителя автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а 50 лет ему исполнилось 4 февраля 2024 г., поэтому он приобрел право на назначение страховой пенсии по старости с 4 февраля 2024 г.
Истец Аксенов А.В., уточнив исковые требования, просил суд признать решение Государственного внебюджетного фонда – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области № 4075/24 от 26 января 2024 г. в части отказа во включении в льготный стаж работы Аксенова А.В. периодов работы с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (00 лет 09 месяцев 29 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области, с 23 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. (06 лет 01 месяц 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области, а также в части отказа в установлении Аксенову А.В. пенсии незаконным; обязать Государственный внебюджетный фонд – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области засчитать стаж работы Аксенова А.В. с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (00 лет 09 месяцев 29 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области, с 23 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. (06 лет 01 месяц 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области, в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и назначить Аксенову А.В. страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 4 февраля 2024 г.
Истец Аксенов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области Горбунова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и просила полностью отказать в иске, так как Аксенов А.В. осуществлял трудовую деятельность в спорные периоды в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
В письменном возражении на исковое заявление представителем ответчика указано, что заявленные требования незаконные и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Конституцией Российская Федерация является не только социальным, но и правовым государством, соответственно, все должностные лица и граждане обязаны соблюдать как непосредственно Конституцию, так и законы. Органы пенсионного фонда, являясь структурой применяющей правовые нормы, строго руководствуются данными положениями. Конституция в статье 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом. Соответственно основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии определяются законом № 400-ФЗ. В частности, согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В этом случае не имеет никакого значения профиль деятельности, профессия, должность, учреждение, в которых протекала работа. Наравне с работой в страховой стаж по статье 12 засчитываются иные периоды (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности). Именно таким образом, гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное статьёй 39 Конституции. Вместе с тем, для отдельных категорий граждан Закон № 400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав. Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Закона № 400-ФЗ. В целях реализации статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с пунктом «л» части 1 постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, при определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязательным и единственным основанием является соблюдение требований, содержащихся в Законе № 400-ФЗ и Постановлениях Правительства РФ, изданных в целях реализации указанного федерального закона. Для того, чтобы приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ необходимо, чтобы должность была предусмотрена Списком № 437. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем Спискам. На основании части 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), установлено и статьёй 8 Закона № 69-ФЗ. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О «По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудниками федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту их риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. В силу вышеперечисленных положений досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (данная позиция отражена в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 17 ноября 2017 г. по делу № 33-18640/2017, апелляционном определении Волгоградского областного суда от 27 сентября 2019 г. по делу № 33-10846/2019). В списке № 437 поименованы должности: «водитель (шофёр) автомобиля (пожарного)», «пожарный (боец, респираторщик)». Таким образом, в силу системного толкования положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аксенов А.В. обратился в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ от 9 января 2024 г. Решением ответчика от 26 января 2024 г. № 4075/24 истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, при этом общая продолжительность специального стажа составила 22 года 00 месяца 03 дня. Из подсчета специального стажа исключены следующие периоды: с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (00 лет 09 месяцев 29 дней) в должности пожарного Суровикинской ПЧ Управления Государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 (06 лет 01 месяц 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской ПЧ Управления Государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области по следующим основаниям. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385, определено, что федеральная противопожарная служба входит в систему МЧС России. В отличие от указанной службы, противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной службы субъектов в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ № 69). Согласно статье 10 закона № 69 установлено, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а противопожарной службы субъектов Российской Федерации - за счет средств субъектов Российской Федерации. Действующим пенсионным законодательством право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено только соответствующим работникам Государственной противопожарной службы, входящей в организационную структуру МЧС России. Другие работники противопожарных служб не входящих в структуру МЧС России (в том числе к субъекту Российской Федерации) правом на досрочную пенсию не пользуются. Таким образом, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, вышеуказанные периоды работы. Полагает, что имеющим значение для дела является факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России). К исковому заявлению не приложено документов, подтверждающих вхождение в спорный период Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области в систему МЧС России (ранее – в систему МВД России) либо в состав федеральной противопожарной службы. Таким образом, в материалах дела отсутствую сведения, что истец работал в противопожарной службе на соответствующей должности, отнесенной к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, включить вышеуказанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не представляется возможным. Продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии согласно решению об отказе в установлении пенсии от 26 января 2024 г. № 4075/24 составляет 22 года 00 месяцев 03 дня, что не определяет право на досрочное назначение пенсии по старости Аксенова А.В..
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Аксенова А.В. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что 9 января 2024 г. Аксенов А.В. обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Волгоградской области № 4075/24 от 26 января 2024 г. Аксенову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию в 50 лет. По расчетам ответчика продолжительность специального страхового стажа Аксенова А.В. составила 22 года 00 месяцев 03 дня. Не включены в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ: с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (00 лет 09 месяцев 29 дней) в должности пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области; с 23 ноября 1995. г по 31 декабря 2001 г. (06 лет 01 месяц 09 дней) в должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области. Указанные периоды не подлежат зачёту в специальный стаж, так как указанная организация в данный период не входила в организационную структуру МЧС России, а относилась к субъекту РФ (УГПС УВД Волгоградской области), а также в связи с отсутствием сведений о специальном стаже, содержащихся в выписке из индивидуального счёта застрахованного лица, предоставляемых работодателем. Не засчитан в этот же стаж период нахождения в учебном отпуске с 21 мая 2012 г. по 23 мая 2012 г.
В качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» истец зарегистрирован в системе обязательного страхования 24 июня 1999 г.
Как следует из трудовой книжки серии АТ-V № от 1 июня 1994 г., выданной на имя Аксенова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 24 января 1995 г. Аксенов А.В. принят на работу пожарным Суровикинской ПЧ УГПС УВД. 23 ноября 1995 г. переведен на должность водителя Суровикинской ПЧ УГПС УВД. 1 января 2002 г. Управление государственной службы ГУВД Волгоградской области преобразовано в УГПС МЧС России. 20 июля 2004 г. переименовано Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Суровикинского района Волгоградской области в Суровикинский отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области. Суровикинский отряд государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области с 1 января 2009 г. реорганизован в государственное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» (ГУ 8 – ОФПС). Суровикинская пожарная часть государственного учреждения 8 отрядного Управления федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области с 1 января 2012 г. переименована в Суровикинскую пожарную часть федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области». 30 июня 2019 г. трудовой договор расторгнут в связи с переводом с согласия работника к другому работодателю. 1 июля 2019 г. принят на должность водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарно-спасательной части 8 отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области. Суровикинская пожарно-спасательная часть 8 отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области с 1 января 2022 г. переименована в 56 пожарно-спасательную часть 8 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области, где до настоящего времени Аксенов А.В. работает в должности водителя автомобиля (пожарного).
Из справки № 465 от 6 апреля 2023 г., выданной начальником УК ВР и ПО Главного управления МЧС России по Волгоградской области, следует, что Аксенов А.В., 4 февраля 1974 года рождения, был принят 24 января 1995 г. на должность пожарного Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области (приказ от 23 января 1995 г. № 3 п. 1). С 23 ноября 1995 г. переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области (приказ от 23 ноября 1995 г. № 53 п. 3). Уволен 30 июня 2019 г. в порядке перевода по просьбе работника в Главное управление МЧС России по Волгоградской области, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ с должности водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» (приказ ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» от 18 июня 2019 г. № 93-К). 1 июля 2019 г. принят на должность водителя автомобиля (пожарного) Суровикинской пожарно-спасательной части 8 отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области (приказ от 4 июля 2019 г. № 50-К). С 1 января 2022 г. по настоящее время занимает должность водителя автомобиля (пожарного) 56 пожарно-спасательной части 8 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области (приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 30 декабря 2021 г. № 1873).
Главное управление МЧС России по Волгоградской области не располагает сведениями о периодах, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии на основании постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в связи с отсутствием подтверждающих документов за период работы с 5 августа 1998 г. по 1 января 2002 г.
Имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии: нахождение в учебном отпуске – с 21 мая 2012 г. по 23 мая 2012 г. (приказ от 18 мая 2012 г. № 6) с сохранением средней заработной платы.
Основание: приказы по личному составу за 2009 г. – 2021 г., личное дело Аксенова А.В. № 148.
Государственная противопожарная служба Волгоградской области претерпела следующие изменения в наименовании:
до 30 апреля 1991 г. – Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома;
30 апреля 1991 г. приказом УВД Волгоградской области от 30 апреля 1991 г. № 496 Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома преобразовано в Самостоятельную противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
24 июня 1993 г. приказом УВД Волгоградской области от 24 июня 1993 г. № 546 Самостоятельная противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
14 января 1994 г. приказом УВД Волгоградской области от 14 января 1994 № 26 Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области;
15 апреля 2000 г. приказом МВД от 15 апреля 2000 г. № 385 Управление внутренних дел Волгоградской области переименовано в Главное управление внутренних дел Волгоградской области;
1 января 2002 г. на основании Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ передана в МЧС России. Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области;
1 октября 2003 г. на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 3 октября 2003 г. № 768 и приказа начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области от 28 октября 2003 г. № 18-шт Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области ликвидировано. Его правопреемником определено Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области;
1 января 2005 г. приказом МЧС России от 26 октября 2004 г. № 487 создано Главное Управление МЧС России по Волгоградской области.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименованы должности водитель (шофер) автомобиля (пожарного) и пожарный (боец, респираторщик).
Пунктом 2 данного постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из пункта 4, подпункта «ч» пункта 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 г. № 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 г. № 1115 «Об утверждении Положения «О государственном пожарном надзоре в СССР» органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (пункт 2). На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из изложенных норм права следует, что правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по указанному основанию не обладают.
Проанализировав представленные в материалы гражданского дела доказательства, учитывая вышеприведённые нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что Аксенов А.В. с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г., с 23 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так как подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, УВД Волгоградского облисполкома являлось также и органом государственного пожарного надзора, впоследствии Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации стала правопредшественником Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Доказательств того, что Аксенов А.В. в спорный период времени являлся сотрудником противопожарной службы субъекта Российской Федерации, ответчиком суду не представлено.
Следовательно, имеются правовые основания для включения в стаж Аксенова А.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов его работы с 24 января 1995 г. по 22 ноября 1995 г., с 23 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г.
Учитывая, что 4 февраля 2024 г. Аксенову А.В. исполнилось 50 лет, а на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составлял более 25 лет, суд полагает, что страховая пенсия по старости должна быть назначена Аксенову А.В. с 4 февраля 2024 г.
При указанных обстоятельствах исковые требования Аксенова А.В. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 18 №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3445926514) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4075/24 ░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3445926514) ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░: ░ 24 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 22 ░░░░░░ 1995 ░. (00 ░░░ 09 ░░░░░░░ 29 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ 23 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2001 ░. (06 ░░░ 01 ░░░░░ 09 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3445926514) ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 18 №) ░ 24 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 22 ░░░░░░ 1995 ░. (9 ░░░░░░░ 29 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ 23 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2001 ░. (6 ░░░ 1 ░░░░░ 9 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3445926514) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 18 №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ ░ 4 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░