Дело № 2-242/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
при секретаре Никитиной Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резвовой В.И., Раченкова С.С. к Барышевой С.И. о снятии объекта с кадастрового учета,
у с т а н о в и л:
Резвова В. И., Раченков С. С. обратились в суд с иском Барышевой С. И. о снятии объекта с кадастрового учета, указывая, что им принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок был приобретен без каких-либо строений на нем у прежнего собственника Барышевой С. И. На момент заключения договора купли-продажи и регистрации перехода права собственности никаких строений по указанному адресу на кадастровом учете не стояло. В настоящее время им стало известно, что по данному адресу в органах Росреестра значится на кадастровом учете здание - индивидуальный жилой дом, кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Дом поставлен на учет как ранее учтенный. Фактически указанного дома не существует более 15-ти лет. Дом был частным, первоначально принадлежал умершей ФИО которая при жизни в начале ДД.ММ.ГГГГ прошлого века продала дом Барышевой С. И. Дом был старый, разрушился и был снесен. Кто произвел снос дома и почему он был поставлен на учет, им не известно. Право собственности на дом в органе Росреестра не зарегистрировано. С заявлением о государственной регистрации права и осуществлении кадастрового учета при прекращении существования объекта недвижимости может обратиться только собственник указанного объекта недвижимости, но на этот дом право собственности ни за кем не зарегистрировано, поэтому никто не имеет возможности подать заявление о снятии объекта с кадастрового учета. То обстоятельство, что на принадлежащем им земельном участке в органах Росреестра числится жилой дом, неизбежно в силу действующего законодательства создает для них препятствия в распоряжении земельным участком, т. е. существует угроза нарушения их права собственности. Тот факт, что жилого дома не существует, подтверждается актом обследования. Ссылаясь на п. 1 ст. 235 ГК РФ, ч.7 ст. 1, п. 7 ч. 4 ст. 8, п. 2 ч. 5 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», просили снять с кадастрового учета жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> связи с прекращением его существования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края.
В судебное заседание истцы Резвова В. И., Раченков С. С., извещенные надлежащим образом, не явились, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Раченкова И. В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Барышева С. И., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась по неизвестной причине.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестной причине.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в т. ч. сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование (п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона о недвижимости).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости)
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 5, 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости).
Согласно ст. 23 Закона о недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона о недвижимости).
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о недвижимости).
Судом установлено, что истцам на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 10, 58-59).
Из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный выше земельный участок продан Резвовой В. И. и Раченкову С. С. Барышевой С. И., владевшей им на праве собственности на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) (л. д. 18-19).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером №, что в пределах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (л. д. 58-59).
Данный объект является индивидуальным жилым домом, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер ему присвоен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ об основных характеристиках объекта недвижимости (л. д. 55-56).
Из информации межмуниципального Змеиногорского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю следует, что в ЕГРН имеются сведения об объекте недвижимости – индивидуальном жилом доме с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, который поставлен на учет как ранее учтенный ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта, сведения о нем переданы из БТИ. Сведения о правах на указанный объект недвижимости отсутствуют (л. д. 75).
Согласно информации Третьяковского производственного участка Рубцовского отделения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о жилом доме по адресу: <адрес> были переданы в Росреестр в ДД.ММ.ГГГГ информация о собственнике жилого дома отсутствует.
Из копии технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес>, предоставленного по запросу суда АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости», усматривается, что паспорт составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в разделе 1 «Регистрация права собственности» имеются следующие сведения: ДД.ММ.ГГГГ ФИО (перечеркнут), ДД.ММ.ГГГГ Барышева С.И., площадь дома составляет <данные изъяты> кв. м.
Из копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного администрацией Староалейского сельсовета <адрес> по запросу суда, следует, что Барышева С. И. купила у ФИО жилой дом, состоящий из комнаты и кухни с надворными постройками, находящийся в <адрес> (л. д. 61)
Указанный договор купли-продажи зарегистрирован за номером № в реестре для регистрации нотариальных действий исполнительного комитета Староалейского Совета депутатов трудящихся (ДД.ММ.ГГГГ г. г.).
По информации администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, была зарегистрирована и проживала ФИО, являющаяся собственником дома. С ДД.ММ.ГГГГ. по данному адресу были зарегистрированы прочие граждане с пометкой в похозяйственной книге «на квартире у Барышевой». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время лицевой счет хозяйства в похозяйственных книгах по адресу: <адрес>, отсутствует. В настоящее время на земельном участке по адресу: <адрес>, каких-либо строений не имеется отсутствуют (л. д. 60).
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному кадастровым инженером ФИО (номер в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность № ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр местности одноэтажного здания индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>. При осмотре выявлено, что указанное выше здание демонтировано (снесено) полностью. На основании произведенного осмотра здания, кадастровый инженер считает необходимым исключить из ЕГРН здание индивидуального жилого дома с кадастровым номером № (л. д. 16-17).
Приведенные доказательства подтверждают доводы истцов об отсутствии каких-либо строений на принадлежащем им земельном участке, однако в силу того, что Резвова В. И. и Раченков С. С. не являются собственниками жилого помещения, ранее располагавшегося на данном земельном участке, они лишены возможности обращения в соответствующий орган с заявлением о снятии несуществующего строения с кадастрового учета, сведения о котором в ГКН, как существующем, ограничивают их право по своему усмотрению пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом (земельным участком).
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Резвовой В.И., Раченкова С.С. удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в связи с прекращением его существования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А. А. Масанкина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья А. А. Масанкина