Решение по делу № 2а-4260/2021 от 08.09.2021

Резолютивная часть оглашена 03 декабря 2021 года.

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2021 года.

№2а-4260/2021

УИД №18RS0004-01-2021-005718-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года                                                 г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Коротковой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Усмановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Ижевск» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

    Прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к содержанию и ремонту улично-дорожной сети Индустриального района г. Ижевска. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Ижевск» по непринятию мер к содержанию улично-дорожной сети Индустриального района г. Ижевска, обязать Администрацию МО «Город Ижевск» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок дороги общего пользования местного значения ... (со стороны ... в соответствие с требованиями п.п. -Дата-, -Дата- СП 59.13330, путем выполнения работ по уменьшению длины непрерывного марша пандуса, а также уклона в нижней части пандуса, выполнить работы по обустройству пандуса двухсторонним ограждением с поручнями.

    Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Индустриального района г.Ижевска совместно с ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации муниципального образования «Город Ижевск» на территории Индустриального района г.Ижевска, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего содержания объектов улично-дорожной сети, создающие угрозу безопасности дорожного движения, а именно, на участке по ..., напротив ... (со стороны ум Ленина), длина непрерывного марша пандуса превышает 9,0 м. и составляет 11,20 м., а также уклон в нижней части пандуса более чем 1:20(5%), пандус имеет одностороннее ограждение с поручнями - нарушение требований п.п. 5.1.14, 5.1.15 СП (Свод Правил обязательный к применению) №59.13330.

    В судебном заседании помощник прокурора Долина А.А. на требованиях иска настаивала, дав пояснения аналогичные, изложенным в иске.

    В судебное заседание представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.

    Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

    Статьей 4 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

    Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    В силу п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ч. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

    Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

    В соответствии с п. 5.62 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, пандусы следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и настоящего свода правил.

    В силу п.п. 5.1.14, 5.1.14 СП 59.13330, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%), пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

    Согласно п. 4.3 Постановления Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 20.03.2015 №231 «Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «Город Ижевск» главы администраций районов города Ижевска обеспечивают выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства и культурного наследия, являющихся муниципальной собственностью, а также малых архитектурных форм, лестничных маршей, памятников и мемориальных объектов монументального декоративного искусства (мемориальные доски, скульптуры и комплексы, памятные знаки и стелы), расположенных в границах городского округа, согласно приложению № 2, иных объектов благоустройства, расположенных на территории городского округа, в том числе территорий, прилегающих к родникам, в соответствии с административными границами внутригородских районов.

    Как усматривается из материалов дела, -Дата-. в адрес Главы МО «Город Ижевск» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

    В ответе на представление от -Дата-. сообщено, что работы по установке лестничного марша на участке по ..., напротив ... (со стороны ...) не проводились. Мероприятия по устранению выявленных недостатков будут запланированы на 2022 года, при условии достаточного финансирования данного вида работ из бюджета г. Ижевска.

    Таким образом, всудебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу, что работы по установке лестничного марша на участке по ..., напротив ... (со стороны ...) не проведены, недостаток не устранен.

    Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).

    Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

    Как следует из п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

    Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

    В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

    Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

    В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

    Статьей 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

    В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».

    В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

    Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

    Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий на вышеуказанном участке дорог.

    В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Учитывая, что автомобильная дорога не соответствует обязательным требованиям и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих, обучающихся либо работающих на соответствующей территории, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанные административные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

    С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в указанной сфере содержания автомобильных дорог местного значения является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц.

    На основании приведенных нормативных актов суд находит подлежащими удовлетворению административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования «Город Ижевск», выразившегося в непринятии мер по своевременному приведению дорог в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным, а также возложении на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожногодвижения и приведения участка дороги общего пользования местного значения ... (со стороны ... в соответствие с требованиями п.п. -Дата-, -Дата- СП 59.13330, путем выполнения работ по уменьшению длины непрерывного марша пандуса, а также уклона в нижней части пандуса, выполнить работы по обустройству пандуса двухсторонним ограждением с поручнями.

    Согласно положениям п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых былоподано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

    Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности – в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда суд находит разумным.

    Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Индустриального района г.Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск»об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Ижевск» по непринятию мер к содержанию и ремонту улично-дорожной сети Индустриального района г.Ижевска незаконным.

    Обязать Администрацию МО «Город Ижевск»в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок дороги общего пользования местного значения ... (со стороны ... в соответствие с требованиями п.п. -Дата-, -Дата- СП 59.13330, путем выполнения работ по уменьшению длины непрерывного марша пандуса, а также уклона в нижней части пандуса, выполнить работы по обустройству пандуса двухсторонним ограждением с поручнями.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанность в срок не позднее -Дата- сообщить об устранении допущенных нарушений прокурору Индустриального района г. Ижевска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через суд, вынесший решение.

Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.

Судья                         Т.Н. Короткова

2а-4260/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор инд района
Ответчики
Администрация Инд района гИжевска
Другие
УГИБДД
МКУ СБиДХ
Администрация гИжевска
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Короткова Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
industrialnyy.udm.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
04.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.12.2021Судебное заседание
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее