Дело № 5-1227/2020
25RS0003-01-2020-004818-57
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2020 года г. Владивосток Приморского края
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Логинова Е.В., изучив в порядке ст. 29.1 КоАП РФ протокол ПК-25 № 160790822 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, от 15.10.2020 г. в отношении ООО «Феникс», место нахождения: <адрес> (ОГРН № ИНН №, КПП №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующий орган – ИФНС России по <адрес>), и иные материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
В Первореченский районный суд г. Владивостока на основании определения начальника ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку от ДД.ММ.ГГГГ поступил протокол ПК-25 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, составленный старшим инспектором ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку в отношении ООО «Феникс», согласно которому 19.02.2020 г. в 14-00 час. данное юридическое лицо незаконно привлекло к трудовой деятельности без патента на работу на территории Российской Федерации гражданку Узбекистана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в качестве посудницы (на момент выявления мыла посуду в раковине при помощи губки и моющего средства) в кафе китайской кухни «Хуа Гун», расположенном по адресу: <адрес> чем нарушило ст.ст. 13, 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Изучив поступивший протокол и иные материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для его возвращения в административный орган для устранения недостатков ввиду следующего.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Из материалов дела усматривается, что определение от 18.03.2020 г. о вызове на составление протокола об административном правонарушении, назначенного на 15.10.2020 г. в 10-00 час., адресовано юридическому лицу в лице защитника по доверенности от 20.02.2020 г. - Романа В.А., который под роспись получил данное определение и 15.10.2020 г. присутствовал в административном органе при составлении протокола.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Частью 2 указанной нормы определено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем юридического лица. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Наличие доверенности от 20.02.2020 г. с конкретными полномочиями, выданной Роману В.А., не является доказательством надлежащего извещения юридического лица (его законного представителя) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что ООО «Феникс» зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: <адрес>
Однако материалы дела не содержат данных об извещении ООО «Феникс» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час.
Участие в производстве по делу об административном правонарушении защитника не освобождает административный орган от обязанности извещения самого лица, привлекаемого к административной ответственности, о совершении указанного выше процессуального действия.
Помимо этого, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 названного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вместе с тем закрепленный в указанной норме перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.
Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
На основании изложенного и с учетом правового подхода, выраженного в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 г., утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г. и от 25.03.2009 г. (вопрос 8), когда в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и не указано, чем это подтверждается, судья вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Составленный ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Феникс» протокол ПК-25 № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и приложенные к нему материалы таких сведений и документов не содержат.
Перечисленные недостатки существенны и в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ являются основанием для возвращения протокола об административном правонарушении со всеми материалами дела в административный орган для их устранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол ПК-25 № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Феникс», место нахождения: <адрес> (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующий орган – ИФНС России по <адрес>), со всеми материалами дела возвратить в ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку для устранения перечисленных в определении недостатков.
Судья Е.В. Логинова