Дело №2-2704/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г.Магнитогорск
Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Панова Д.В.,
при секретаре Скляровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Переваловой Светланы Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Перевалова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Магнитогорске), в котором просила:
признать незаконным решение УПФР в г.Магнитогорске № от 12.02.2020 об отказе в установлении ей пенсии;
включить не зачтенные ответчиком периоды ее работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: с 25.08.1988 по 27.07.1989 в должности преподавателя фортепиано в Октябрьской детской музыкальной школе; с 18.08.1989 по 21.08.1990 в должности преподавателя в детской музыкальной школе п<данные изъяты>; с 27.08.1990 по 16.01.1992 в должности преподавателя музыкальной студии по классу фортепиано при ДК «<данные изъяты>»; с 17.01.1992 по 26.07.1992 в должности преподавателя по классу фортепиано в детской музыкальной школе п<данные изъяты>; с 25.11.1992 по 31.12.1992 в должности музыкального руководителя ясли-сада № в <данные изъяты> заводе по обработке цветных металлов.
В обоснование заявленных требований истцом Переваловой С.А. указано на то, что решением УПФР в г.Магнитогорске ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия у истца требуемой продолжительности соответствующего специального стажа. При этом ответчиком в стаж осуществления педагогической деятельности не были включены указанные выше спорные периоды. С таким решением истец не согласна, считая, что спорные периоды также подлежат включению в ее соответствующий специальный стаж, поскольку в эти периоды она осуществляла педагогическую деятельность.
При подготовке дела к судебному разбирательству, с согласия стороны истца, в порядке ст.41 ГПК РФ была произведена замена ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на надлежащего ответчика – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области), учитывая, что с 01.10.2021 УПФР в г.Магнитогорске прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОПФР по Челябинской области, которое является правопреемником УПФР в г.Магнитогорске.
Истец Перевалова С.А. и ее представитель Рузанкина Т.Г., присутствовавшие до объявления перерыва, в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – Бикбаува У.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, представила письменные возражения на иск, в которых указано на то, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца по основаниям, указанным в решении об отказе истцу в установлении пенсии.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Как следует из материалов дела, Перевалова Светлана Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31.10.2019 обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением № от 12.02.2020 УПФР в г.Магнитогорске отказало Переваловой С.А. в удовлетворении указанного заявлениям. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа педагогической деятельности Переваловой С.А. на дату обращения с заявлением составляет 14 лет 05 месяцев 16 дней, то есть менее 25 лет, в данный период не были включены, в том числе, периоды ее работы:
с 25.08.1988 по 27.07.1989 в должности преподавателя фортепиано в Октябрьской детской музыкальной школе, так как работодателем документально не подтвержден особый характер условий труда, а наименование учреждения «детская музыкальная школа» не предусмотрено Списками;
с 18.08.1989 по 21.08.1990 в должности преподавателя по классу фортепиано в детской музыкальной школе п.<данные изъяты>, так как наименование учреждения «детская музыкальная школа» не предусмотрено Списками, а также работодателем документально не подтвержден особый характер условий труда;
с 27.08.1990 по 16.01.1992 в должности преподавателя музыкальной студии по классу фортепиано при ДК «<данные изъяты>», так как пунктом 13 Правил от 29.10.2002 №781 и пунктом 5 Правил от 22.09.1999 №1067 студии, как структурные подразделения, не предусмотрены, а также работодателем документально не подтвержден особый характер условий труда;
с 17.01.1992 по 26.07.1992 в должности преподавателя по классу фортепиано в детской музыкальной школе п<данные изъяты>, так как работодателем документально не подтвержден особый характер условий труда;
с 25.11.1992 по 31.12.1992 в должности музыкального руководителя ясли-сада № в <данные изъяты> заводе по обработке цветных металлов, так как архивная справка № от 05.10.2010 содержит сведения о работе в акционерном обществе открытого типа «<данные изъяты> завод по обработке цветных металлов «<данные изъяты>», сведения о реорганизации и переименованиях предприятия отсутствуют, а также отсутствуют сведения о структурной принадлежности ясли-сада № к <данные изъяты> заводу по обработке цветных металлов. Согласно п.5 Правил от 29.10.2002 №781 периоды работы в качестве музыкального руководителя засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Согласно данной архивной справке невозможно определить выработку нормы часов, установленную за 1 ставку заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 25.08.1988 она была принята на должность преподавателя фортепиано в Октябрьскую детскую музыкальную школу, откуда 27.07.1989 была уволена переводом в ДМШ <данные изъяты> района, 18.08.1989 – принята на должность преподавателя по классу фортепиано в ДМШ <данные изъяты> в порядке перевода из Октябрьской ДМШ по согласованию между руководителями учреждений, откуда 21.08.1990 уволена с занимаемой должности по собственному желанию, 27.08.1990 – принята преподавателем музыкальной студии по классу фортепиано при ДК «<данные изъяты> откуда 16.01.1992 уволена по собственному желанию, 17.01.1992 – принята на должность преподавателя по классу фортепиано в ДМШ <данные изъяты>, откуда 26.07.1992 была уволена по собственному желанию, 25.11.1992 – принята в ясли-сад № музыкальным руководителем <данные изъяты> завода по обработке цветных металлов, где 01.01.1993 переведена музыкальным воспитателем в детский сад №.
В силу положений ч.2 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 названной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления от 16 июля 2014 года №665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список №781);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список № 463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Разрешая заявленные истцом требования о включении в специальный стаж спорных периодов работы, суд исходит из следующего.
Действительно, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1067, и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не предусматривались конкретные должности «преподаватель фортепиано», однако в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых в дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1959 года №1397, указаны должности «преподаватели» и «педагоги», для учебных заведений и детских учреждений, указанных в п.1 «Наименование учреждений и организаций» Списка, в числе которых, в том числе, указаны музыкальные школы. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года N1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N953.
Также в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, предусмотрены должности «педагог», «преподаватель», для общеобразовательных учреждений, в том числе, школ всех наименований и музыкальных школ.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 397, не предусмотрена должность руководителя кружка.
Вместе с тем, в силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В силу п. 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятого в порядке разъяснения применения п. 2 названного выше Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях по п. 2 названного Положения относится, в том числе, работа в качестве руководителя кружка. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.
Действовавшей в спорный период работы истца Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной приказом Минпроса СССР от 14 ноября 1986 года N 227, Дом (Дворец) культуры был отнесен к внешкольным учреждениям. Должность руководителя кружка (коллектива) согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" является педагогической.
Крое того, в соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 08.03.1960 года N327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами.
Ясли-сады независимо от их принадлежности должны быть зарегистрированы в соответствующих районных или городских отделах народного образования.
Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся.
Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности.
Контроль за лечебно-профилактическим обслуживанием детей во всех яслях-садах независимо от их принадлежности осуществляется соответствующими органами здравоохранения.
Исходя из приведенных положений, в спорный период работы истца в детском ясли-саду завода допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью.
Соответственно, то обстоятельство, что детский ясли-сад, в котором работала истец в спорный период, относился к заводу, был организован и финансировался <данные изъяты> заводом по обработке цветных металлов, не имеет значения для оценки пенсионных прав истца, поскольку согласно вышеприведенного нормативно-правового регулирования работа в детском дошкольном учреждении давала права на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности такого учреждения, в связи с чем, такие мотивы, положенные в обоснование отказа во включении соответствующего периода в специальный стаж истца не могут признаны судом законными и обоснованными.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
постановлениемПравительства РФ от 29 октября 2002 года N781, установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии сподпунктом19 пункта1 статьи27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется- список). При этом работа в должностях, указанных впункте1раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных впунктах 1.1-1.14раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных впункте 2раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных впункте 2раздела "Наименование учреждений" списка (пункт 3).
Периоды выполнявшейся до 1сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами (пункт 4).
Учитывая, что действовавшее в рассматриваемые спорные периоды до 01 октября 1993 года законодательство предусматривало включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, работу в музыкальной школе в должностях «педагога» и «преподавателя», как и действующее законодательство, а наименование должностей «преподаватель фортепиано» указывают на специализацию педагога и преподавателя, работа в качестве музыкального руководителя относилась к педагогической, а Дом культуры к внешкольным учреждениям, спорные период работы истца подтверждены записями в трудовой книжке, то фактически в спорные периоды истец занималась педагогической деятельностью, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истца в данной части и подлежащими указанные периоды включению в соответствующий специальный стаж истца.
Между тем, с учетом подлежащих включению в специальный стаж спорных периодов с 25.08.1988 по 27.07.1989, с 18.08.1989 по 21.08.1990, с 27.08.1990 по 16.01.1992, с 17.01.1992 по 26.07.1992, с 25.11.1992 по 31.12.1992, ее педагогический стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял менее необходимых 25 лет, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого решения незаконным в части не касающейся спорных периодов по заявленным истцом требованиям не имеется.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., уплаченная истцом при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления Переваловой Светланы Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) за № от 12.02.2020 об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении в специальный стаж Переваловой Светланы Александровны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 25.08.1988 по 27.07.1989, с 18.08.1989 по 21.08.1990, с 27.08.1990 по 16.01.1992, с 17.01.1992 по 26.07.1992, с 25.11.1992 по 31.12.1992.
Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Переваловой Светланы Александровны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 25.08.1988 по 27.07.1989, с 18.08.1989 по 21.08.1990, с 27.08.1990 по 16.01.1992, с 17.01.1992 по 26.07.1992, с 25.11.1992 по 31.12.1992.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в пользу Переваловой Светланы Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий: Д.В. Панов
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года.