РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2021 г. рп. Одоев Тульской области.
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Яшиной В.И.,
помощника Тюриной Н.Н.,
с участием истца Хорошилова Д.А., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты по Одоевскому району по доверенности Ларионовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/2021 по иску Хорошилова Дмитрия Анатольевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты по Одоевскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда,
установил:
истец Хорошилов Д.А. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по Одоевскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда. В обоснование иска сослался на то, что является ветераном труда с 8 февраля 2017 г. С 13 июля 2021г. является пенсионером, и ему назначена пенсия за выслугу лет. 31 августа 2021г. он обратился, через ГБУ ТО «МФЦ» отделение № 18 в рп. Одоев, в отдел социальной защиты населения по Одоевскому району ТУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ как ветерану труда. В удовлетворении указанного заявления ему было отказано по тем основаниям, что хотя он и является ветераном труда, но не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, а также возраста 60 лет.
С указанным решением он не согласен, поскольку считает, что согласно ст.ст.5, 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с возрастом, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, а также возраста 60 лет, и не ставит приобретение этого права в зависимость от обстоятельств, в том числе от наличия конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение пенсии за выслугу лет.
Просит признать право, как ветерана труда, на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ как ветерану труда.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему, как ветерану труда, ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ с 31 августа 2021г.
Истец Хорошилов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по Одоевскому району по доверенности Ларионова Н.В. просила отказать в удовлетворении иска, при этом пояснила, что в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31.12.2004 при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии, или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. То обстоятельство, что истец является получателем пенсии за выслугу лет по нормам Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», не является основанием для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Представители третьих лиц Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Управления федеральной службы исполнения наказания России по Тульской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области N 493-ЗТО от 28.12.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Согласно ст. 3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;
платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах, не имеющих центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, установленные абзацем вторым настоящего пункта, распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Обеспечение твердым топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В пп. 5 п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", предусмотрено право на социальную пенсию гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).
В названном выше Законе в отношении военнослужащих содержится лишь общие нормы пенсионного обеспечения, дается понятие "военнослужащие" (ст. 2), указывается, что военнослужащим назначается пенсия за выслугу лет (ст. 5).
Все основные нормы пенсионного обеспечения содержатся в Законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", где указаны конкретные условия назначения пенсии за выслугу лет, порядок ее исчисления и т.д.
Правовой анализ положений ст. ст. 1 - 6, 8, 15 ФЗ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава и членов их семей, предусматривая условия назначения двух пенсий - по инвалидности и по случаю потери кормильца и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Выше названные нормы носят отсылочный характер и предусматривают, что для кадровых военнослужащих и приравненных к ним категориям граждан, а также членам их семей размеры пенсий, также как и условия назначения пенсий (п. 1 ст. 8 Закона N 166-ФЗ) определяются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Этот вывод подтверждает и анализ положений статьи 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона N 166-ФЗ и Закона N 400-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения по Закону N 166-ФЗ пенсии по выслуге лет военнослужащим.
В судебном заседании установлено, что Хорошилову Д.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., 8 февраля 2017г. ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по Одоевскому району выдано удостоверение «Ветеран труда», согласно которому его предъявитель имеет право на меры социальной поддержки, предоставленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 8).
С 13 июля 2021г. истец является лицом, получающим пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (л.д.9).
31 августа 2021г. истец через ГБУ ТО «МФЦ» отделение №18 в п.Одоев обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал отдела социальной защиты населения по Одоевскому району с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда.
Решением за №<данные изъяты> от 6 сентября 2021г. истцу в назначении ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости, а также возраста 60 лет, независимо от прекращения трудовой деятельности (л.д. 10-11).
Разрешая спор, суд, руководствуясь нормами статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", частью 1 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии уголовно исполнительной системы РФ и на момент обращения еще не достиг возраста 60 лет, пришел к выводу о том, что в настоящее время истец не относится к числу лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следовательно, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Хорошилова Дмитрия Анатольевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты по Одоевскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги как ветерану труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий В.И.Яшина.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021г.