ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2022 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.;
при секретаре Ткаченко Т.Д.
с участием помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Чебуниной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-246/2022 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ч, Н о запрете деятельности, устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куйбышевского района города Иркутска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Ч, Н, указав в обоснование, что прокуратурой Куйбышевского района города Иркутска при проведении проверки исполнения ИП Ч законодательства в сфере социального обслуживания, охраны прав инвалидов и престарелых при осуществлении деятельности в пансионате «Доброта» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые непосредственно могут создать угрозу жизни и здоровью людей.
Так, ответчик Ч поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя <дата> в МИФНС №17 по Иркутской области, основным видом её деятельности является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания. По адресу: <адрес>, ИП Ч организован пансионат для инвалидов и престарелых «Доброта».
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания ИП Ч осуществляется в двухэтажном здании – жилом доме с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником указанного здания является Н, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Проверкой установлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности ИП Ч в пансионате для инвалидов и престарелых «Доброта».
Невыполнение ИП Ч требований пожарной безопасности для граждан влечет отсутствие защищенности пребывания в пансионате и нарушает конституционные права лиц, круг которых определить невозможности.
Так, в нарушение статей 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее–Правила), изменен предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания без проведения в установленном законодательством о градостроительной деятельности и пожарной безопасности, порядке экспертизы проектной документации. В частном жилом доме класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4, осуществляется деятельность пансионата для инвалидов и престарелых «Доброта» по присмотру за престарелыми и пожилыми людьми класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.
Кроме того, при изменении в установленном законодательством порядке класса функциональной пожарной опасности с Ф 1.4. на Ф 1.1., необходимо выполнить следующие мероприятия по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, которые в настоящее время не выполнены: обеспечить подъезд к зданию пожарной техники со всех сторон; обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом; обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2 метра; обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35 метра; обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1 метра; обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ); организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ); обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности; обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны; устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй; обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного; обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа; обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно требованиям статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В силу статьи 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статья 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» гарантирует гражданам право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Реализация этого права невозможна без создания эффективной системы обеспечения пожарной безопасности, которая, как свидетельствуют результаты проверки на сегодняшний день в пансионате «Доброта» расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует.
Согласно статьи 6 Технического регламента пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, проверкой установлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, об основах охраны здоровья граждан при осуществлении деятельности ИП Ч в пансионате для престарелых граждан «Доброта» по адресу: <адрес>.
Невыполнение ИП Ч, Н требований пожарной безопасности влечет отсутствие защищенности пребывания в пансионате и нарушает конституционные права лиц, круг которых определить невозможно.
С учетом наличия нарушений требований пожарной безопасности, которые непосредственно создают угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара (пути эвакуации, система автоматической пожарной сигнализации, предназначенная для обнаружения пожара, система автоматической пожарной сигнализации, предназначенная для обнаружения пожара, система оповещения людей о пожаре), длительные сроки их устранения при возникновении пожарноопасной ситуации могут повлечь за собой как гибель людей, так и причинение вреда здоровью и имуществу неопределённого круга лиц.
Кроме того, лица, проживающие в пансионате для престарелых граждан «Доброта», и только поступающие на проживание в пансионат, лишены права самостоятельно защищать свои конституционные и социальные права в силу преклонного возраста и состояния здоровья.
На основании изложенного, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просит суд запретить индивидуальному предпринимателю Ч осуществлять деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;
- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;
- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;
- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;
- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;
- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);
- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);
- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;
- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;
- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;
- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;
- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;
- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;
- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».
Также просит запретить Н предоставлять жилой дом (здание) с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, для деятельности пансионата для престарелых граждан и инвалидов до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;
- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;
- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2метра;
- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35метра;
- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1метра;
- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);
- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);
- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;
- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;
- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;
- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;
- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;
- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;
- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».
В судебном заседании помощник <адрес> Чебунина А.А. заявленные исковые требования, изложенные в исковом заявлении и требования, изложенные в заявлении об уточнении исковых требований, поддержала. В судебном заседании пояснила, что пожарная безопасность пансионата для престарелых граждан «Доброта» не обеспечена должным образом. Эксплуатация объекта с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся в здании в режиме круглосуточного пребывания.
В судебное заседание ответчик ИП Ч, находящаяся под домашним арестом, не явилась, извещена надлежащим образом, об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не заявлено; ведет дело через представителя А, действующую на основании доверенности от <дата>, которая в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно телефонограмме от <дата> просила суд судебное заседание, назначенное на <дата> в 15.00 отложить, поскольку явиться на судебное заседание не может, в связи с занятостью в процессе, назначенного на <дата> в 14.00 по уголовному делу в отношении Чихляевой, рассматриваемого судьей Кировского районного суда г. Иркутска С, справку обязалась представить Ранее в судебном заседании представитель ответчика А исковые требования не признала, просила об отказе в удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что в настоящее время её доверительница деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет, договор аренды с Н расторгнут, а, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Отказывая представителю ответчика ИП Ч – А, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, суд исходит из следующего.
Суд может отложить судебное разбирательство, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается, а так же в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2 статьи 167 ГПК РФ).
Из смысла названной нормы закона следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, и рассматривается судом в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 35 ГПК РФ стороны должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
В данном случае, учитывая сроки рассмотрения гражданского дела, сроки нахождения дела в суде, надлежащее уведомление сторон судебного разбирательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства. Ссылка представителя ответчика на занятость в другом процессе без приложения подтверждающего документа судом не принимается, представитель ответчика по своему усмотрению распорядился принадлежащим ему правом участия в судебном заседании, отдав предпочтение участию в ином судебном заседании.
Ответчик Н в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представитель ответчика Ж в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения на исковое заявление, где исковые требования не признал, указал, что Н никакой предпринимательской деятельности в жилом доме с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет, передал данный дом Ч по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, по условиям которого Н предоставляет Ч в безвозмездное пользование жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, а Ч обязуется принять жилой дом и земельный участок, а в случае прекращения действия настоящего договора вернуть в состояние, в каком он их получил, с учетом нормального износа. Соглашением от <дата> стороны пришли к согласию о расторжении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>. Таким образом, Ч больше не пользуется жилым домом. В связи с чем, полагает, что предъявление к нему требований об устранении нарушений в его жилом доме является необоснованным, поскольку жилой дом уже построен, право собственности на него зарегистрировано, требований о том, что данное строение является самовольной постройкой и создает угрозу жизни и здоровью не заявлено. При таких обстоятельствах, полагает, что настоящее дело в части исковых требований к Н подлежит прекращению, он должен быть привлечен к участию в деле как третье лицо.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области К в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ранее в судебном заседании полагал, что исковые требования прокурора города Иркутска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, суд, в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствии неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в статье 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу положений статьи 38 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из выписки из ЕГРИП судом установлено, что Ч зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, ОГРНИП <номер>, основным видом деятельности является – ОКВЭД 2 является – 87.30 – деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Из искового заявления, объяснений сторон судом установлено, что ИП Ч по адресу: <адрес>, организовала пансионат для инвалидов и престарелых «Доброта», что также подтверждается скриншотом экрана сайта 2ГИС, где указан адрес размещения пансионата «Доброта» - 664009, <адрес>, актом осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от <дата>, фототаблицей от <дата>.
Судом установлено, что ответчику Н на праве собственности принадлежит: жилой дом, общей площадью 231,5 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №<номер>.
<дата> между ним (Ссудодатель) и Ч (Ссудополучатель) заключен Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, по условиям которого Ссудодатель предоставляет Ссудополучателю в безвозмездное пользование жилой дом и земельный участок, указанные в п.1.2 настоящего Договора, Ссудополучатель обязуется принять жилой дом и земельный участок, а в случае прекращения действия настоящего Договора вернуть в состояние, в каком он их получил, с учетом нормального износа (пункт 1.1 Договора).
Согласно пункту 1.2 Договора, Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Ссудополучателя следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью 438 кв.метров, земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>; жилой дом, количество этажей 2, общей площадью 231,5 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>.
Ссудополучатель вправе без согласования с Ссудодателем допускать в жилой дом и на территорию земельного участка третьих лиц (п.1.3 Договора).
Ссудополучатель обязался: использовать жилой дом и земельный участок. Не причиняя им вреда; содержать жилой дом и земельный участок в технически исправном и надлежащем состоянии; нести все расходы по содержанию жилого дома и земельного участка, в том числе за свой счет оплачивать коммунальные и иные эксплуатационные услуги, осуществлять за свой счет текущий ремонт жилого дома (пункт 2.2 Договора).
<дата> по Акту приема-передачи указанные выше жилой дом и земельный участок переданы Ч
Между тем, фактически ИП Ч по указанному адресу организовала пансионат для престарелых граждан «Доброта», осуществляет уход за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в 2-х этажном здании.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду Договорами о предоставлении социально-бытовых услуг, заключенными между ИП Ч (Исполнитель) и Т, Б, О (Заказчики), по условиям которых ИП Ч обязалась по заданию Заказчиков оказывать услуги по поиску и подбору Сиделки за Подопечными. Жилое помещение – помещение, принадлежащее сиделке на каком-либо праве, в котором Сиделка постоянно или временно проживает, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Так, в Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области поступило обращение Ф по вопросу неоказания должной медицинской помощи Л, <дата> года рождения.
В рамках рассмотрения обращения установлено, что на официальном сайте пансионата «Доброта» в разделе - «услуги», указано, что оказываются следующие услуг: измерение артериального давления и пульса, измерение температуры тела, измерение сахара крови (по показаниям), оказание первой неотложной медицинской помощи. Между тем, деятельность по выполнению: «измерение температуры тела», «измерение артериального давления и пульса», «измерение сахара крови» является медицинской и подлежит обязательному лицензированию.
По данным Единого реестра лицензий Росздравнадзора у пансионата «Доброта» отсутствует лицензия на медицинскую деятельность.
<дата> прокуратурой города Иркутска принято решение о проведении проверки на предмет исполнения ИП Ч законодательства в сфере социального обслуживания, охраны прав инвалидов и престарелых, требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности в пансионате «Доброта».
В качестве экспертов в области соблюдения требований пожарной безопасности привлечено ГУ МЧС России по Иркутской области, в области законодательства об основах охраны здоровья граждан - Министерство здравоохранения Иркутской области, в области жилищного законодательства - Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, в области экономической безопасности - Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции по Куйбышевскому району г. Иркутска.
Прокуратурой Куйбышевского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности пансионатов для престарелых граждан «Доброта», расположенных по адресам: <адрес>.
По результатам проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, здравоохранении, санитарно-эпидемиологического законодательства, которые реально угрожают жизни и здоровью пребывающих в пансионатах гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон №69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а так же они обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции – часть 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту Федеральный закон №123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании" (далее по тексту Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 20 статьи 20 ФЗ №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты – это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а так же воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно статьи 53 Федерального закона №123-ФЗ, для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – пункт 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 23.04.2020) «О противопожарном режиме».
Согласно заключению специалиста ОНД и ПР г. Иркутска от <дата>, составленного сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска – государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору К, по адресу: <адрес> «А» расположено двухэтажное здание, II степени огнестойкости, отопление и освещение электрическое (220 Вт.), на объекте защиты осуществляет деятельность ИП Ч. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций), здание оборудовано первичными средствами пожаротушения, имеется автоматическая пожарная сигнализация, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны не обеспечивается, подъезд пожарной техники не обеспечен со всех сторон здания, 26 койко-мест.
Так же в ходе выездной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - подъезд пожарной техники не обеспечен со всех сторон здания; - со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход; - ширина эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу менее 1,2 м. (фактически составляет 84 см.); - ширина второго эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу во двор менее 1,2 м. (фактически составляет 0,87 м.); - ширина лестничного марша (лестница 2-го типа), ведущего с первого этажа на второй менее 1,35 м. (фактически составляет 0,87 м.); - ширина коридора 1-го этажа, с учетом двустороннего открывания дверей составляет 0,39 м., при требуемой ширине 1 м.); - ширина коридора 2-го этажа, менее 1 м. (фактически оставляет 0,87 м.); - система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта сигнала о возникновении пожара; - помещение бойлерной не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты; - руководителем организации не организовано техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности; - в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; - на объекте защиты допускаются лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности; - на объекте защиты руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;- допускается хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;- на объекте защиты дежурный персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчет не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; - на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Дополнительно указано, что объект защиты эксплуатируется после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из выписки из ЕГРН от <дата> №<номер> следует, что жилой дом с кадастровым номером <номер> принадлежит Н на праве собственности: назначение – жилое; наименование – дом; общей площадью 231,5 кв.м.; количество этажей – 2; адрес: <адрес> «А».
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Ч зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <номер>, ИНН <номер>), основным видом её деятельности является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Между тем, в ходе проверки установлено, что в указанном двухэтажном жилом доме организован пансионат «Доброта», ИП Ч оказывает услуги по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Статьей 32 ФЗ № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) предусмотрены здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: 1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: а) Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; б) Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома; г) Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; 2) Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе: а) Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях; б) Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях; в) Ф2.3 - здания учреждений, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, на открытом воздухе; г) Ф2.4 - здания учреждений, указанные в подпункте "б" настоящего пункта, на открытом воздухе; 3) Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе: а) Ф3.1 - здания организаций торговли; б) Ф3.2 - здания организаций общественного питания; в) Ф3.3 - вокзалы; г) Ф3.4 - поликлиники и амбулатории; д) Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей; е) Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани; ж) Ф3.7 - объекты религиозного назначения; 4) Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе: а) Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; б) Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования; в) Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов; г) Ф4.4 - здания пожарных депо; 5) Ф5 - здания производственного или складского назначения, в том числе: а) Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские; б) Ф5.2 - складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения; в) Ф5.3 - здания сельскохозяйственного назначения. Правила отнесения зданий, сооружений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности определяются в нормативных документах по пожарной безопасности.
Согласно подпункту «н» пункта 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В нарушение указанного требования на объекте, расположенном по адресу: <адрес> «А», руководителем организации не осуществляется обучение лиц мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.
В нарушение указанного положения второй этаж в здании по адресу: <адрес>, не имеет второго эвакуационного выхода.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В нарушение указанного требования в здании по адресу: <адрес>, не обеспечивается дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта сигнала о возникновении пожара.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы, в том числе меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
Согласно пункту 4.2 Приказа МЧС России от 15.01.2020 № 14 «Об утверждении свода правил «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности», подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон многофункционального здания. Параметры проездов для пожарной техники и мероприятия по обеспечению деятельности пожарных подразделений для многофункционального здания должны приниматься в соответствии с нормативными требованиями исходя из класса функциональной пожарной опасности пожарного отсека или части здания.
В нарушение указанного требования, к зданию, расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечен проезд пожарной техники со всех сторон.
В соответствии с пунктом 5.1.4 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.
В нарушение указанного требования, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу, ширину второго эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу во двор, менее 1,2 метра.
В соответствии с пунктом 4.4.1 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее: а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек; б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек; в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5; г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3; д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек; е) 0,9 м - для всех остальных случаев. Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 метров В нарушение указанного требования, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину лестничного марша (лестница 2-го типа), ведущего с первого этажа на второй менее 1,35 метров.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету, как правило, должна быть не менее 2 м. Допускается уменьшать указанную высоту до 1,8 м для горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться не более 5 человек (за исключением участков, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1). Высоту горизонтальных участков путей эвакуации технических пространств, предназначенных только для прокладки коммуникаций, допускается принимать равной высоте технического пространства. В технических этажах и иных технических пространствах, предназначенных только для прокладки коммуникаций, на отдельных участках протяженностью не более 2 метров допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 метра. Высоту вспомогательных (неосновных) проходов также допускается уменьшать до 1,2 метра. В местах уменьшения высоты эвакуационного пути до значения менее 2 м требуется предусматривать обозначения указанных мест сигнальной разметкой в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и мероприятия для предотвращения травмирования людей.
Ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
В нарушение указанных требований, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину коридора 1-го этажа, с учетом двустороннего открывания дверей, 0,39 метров, ширину коридора 2-го этажа – 0,87 метров, при требуемой ширине 1 метр.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В нарушение указанного требования, помещение бойлерной в здании, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
В соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты
В нарушение указанных требований, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ), отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; руководителем пансионата «Доброта» не организовано техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ).
В соответствии с пунктом 10 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
В нарушение указанного требования, в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
В соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, руководитель пансионата «Доброта» не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на объектах защиты запрещается, в том числе, устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, допускается хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй.
В соответствии с пунктом 6 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, дежурный персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчет не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
В соответствии с пунктом 26 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечена возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа.
Стороной ответчика установленные нарушения пожарной безопасности в судебном заседании оспорены не были.
Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, здание - жилой дом по адресу: <адрес> «А», эксплуатируется с грубым нарушением правил пожарной безопасности
Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности на момент рассмотрения дела, ответчиками суду не представлено (ст.56, 67 ГПК РФ).
Вместе с тем, возражая против заявленных требований, сторона ответчика, ссылалась на то, что соглашением от <дата> договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, заключенный между ИП Ч и Н расторгнут, жилой дом и земельный участок возвращены Ссудодателю по Акту приема-передачи недвижимого имущества от <дата>, какая-либо деятельность в указанном жилом доме не ведется.
Указанные доводы ответчиков в части расторжения договора безвозмездного пользования данным зданием <дата> на основании соглашения от 25.11.2021г., суд отклоняет исходя из следующего.
В судебном заседании судом установлено, что на момент рассмотрения дела здание по указанному адресу продолжает использовать ответчик ИП Ч для организации пансионата для престарелых граждан и инвалидов.
Так, согласно сведениям СУ СК России по Иркутской области от <дата> <номер>), от <дата> <номер>), при расследовании уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных пп. а, в ч.2 ст.238, п. а ч.2 ст.238, ч.1 т.238 (6 эпизодов) УК РФ по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в сети пансионатов «Доброта», допрошенный 07.12.2021г. в качестве свидетеля Г пояснил, что от имени ИП Ч (на основании доверенности от <дата>) он заключает договоры между родственниками, помещающими своих пожилых родственников, и сиделками, проживающими на территории помещений пансионата, в т.ч. расположенного по адресу <адрес>, часть оплаты по данным договорам он передает Ч, часть – сиделкам (в качестве оплаты за их труд).
В ходе проведенных допросов сиделок – И (допрос свидетеля от <дата>), В (допрос свидетеля от <дата>), М (допрос от <дата>), в рамках уголовного дела, указанные лица пояснили, что продолжают осуществлять деятельность по уходу за пожилыми в пансионате, расположенном по адресу: <адрес> «А».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что по адресу: <адрес> «А», продолжается деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта».
В связи с чем, суд отклоняет и довод представителя ответчика Ж о том, что ответчик Н должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку в его жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, продолжается деятельность пансионата для престарелых граждан «Доброта», при том, что имеется Соглашение от <дата> о расторжении Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, заключенного с Ч, равно как и его доводы в части изменения класса функциональной пожарной опасности, здание жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в котором размещен пансионат «Доброта», используется с нарушением требований пожарной безопасности..
Судом установлено, что Н зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРИП <номер>, ИНН <номер>), основным видом его деятельности является сдача в наем собственного недвижимого имущества, что подтверждается ответом МИФНС №17 по Иркутской области от <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 20 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон №69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а так же они обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности означает, в том числе, наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возгорания, следовательно, потенциальная опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределённого округа лиц является основанием для предъявления иска по ч.1 т.1065 ГК РФ.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения противопожарного законодательства являются существенными. Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела продолжает осуществляться эксплуатация здания с отступлением от правил пожарной безопасности, чем нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает потенциальную опасность жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о запрете осуществления деятельности, связанной с организацией пансионата для престарелых и граждан и инвалидов, в здании по указанному адресу, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению (п.1 ст.1065 ГК РФ).
Иной подход к регулированию данных правоотношений может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 1065 ГК РФ, суд приходит к выводу о необходимости запрета ИП Ч осуществления деятельности по организации пансионата для престарелых граждан и инвалидов в здании, расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером: <номер>, до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Кроме того, учитывая, что в данном случае здание используются не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (не для проживания собственника и членов его семьи, а для осуществления предпринимательской деятельности в сфере социального и бытового обслуживания), при этом разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию пансионата (капитального объекта, где оказываются услуги в сфере социального обслуживания на коммерческой основе) не выдавалось (при том, что в отличие от возведения индивидуального жилого дома, возведение такого объекта не носит упрощенный характер, а требует соблюдения всех предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации процедур архитектурно-строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства), соответственно, отсутствуют сведения о соблюдении градостроительного регламента, а также строительных норм, обеспечении пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности при совместном проживании пожилых и немощных людей.
Выявленные нарушения являются основанием для запрета Н предоставлять жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами, до устранения всех выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание положения вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные вышеуказанные требования прокурора являются обоснованными, подтвержденными, относимыми и допустимыми доказательствами, которые ответчиками не оспорены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Ч, Н осуществлять деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания; обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;
- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2 м.;
- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35 м.;
- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1 м.;
- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);
- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);
- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;
- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;
- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной безопасности помещений складского назначения на 1-ом и 2-ом этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;
- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;
- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсических продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;
- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;
- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».
Запретить Н предоставлять жилой дом (здание) с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, для деятельности пансионата для престарелых граждан и инвалидов до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;
- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;
- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;
- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;
- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);
- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);
- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;
- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;
- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;
- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;
- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);
- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);
- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;
- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;
- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;
- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;
- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;
- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;
- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.Н. Акимова