Решение по делу № 2-246/2022 (2-2824/2021;) от 08.11.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2022 г. Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.;

при секретаре Ткаченко Т.Д.

с участием помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Чебуниной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-246/2022 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ч, Н о запрете деятельности, устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района города Иркутска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Ч, Н, указав в обоснование, что прокуратурой Куйбышевского района города Иркутска при проведении проверки исполнения ИП Ч законодательства в сфере социального обслуживания, охраны прав инвалидов и престарелых при осуществлении деятельности в пансионате «Доброта» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые непосредственно могут создать угрозу жизни и здоровью людей.

Так, ответчик Ч поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя <дата> в МИФНС №17 по Иркутской области, основным видом её деятельности является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания. По адресу: <адрес>, ИП Ч организован пансионат для инвалидов и престарелых «Доброта».

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания ИП Ч осуществляется в двухэтажном здании – жилом доме с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником указанного здания является Н, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Проверкой установлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности ИП Ч в пансионате для инвалидов и престарелых «Доброта».

Невыполнение ИП Ч требований пожарной безопасности для граждан влечет отсутствие защищенности пребывания в пансионате и нарушает конституционные права лиц, круг которых определить невозможности.

Так, в нарушение статей 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее–Правила), изменен предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания без проведения в установленном законодательством о градостроительной деятельности и пожарной безопасности, порядке экспертизы проектной документации. В частном жилом доме класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4, осуществляется деятельность пансионата для инвалидов и престарелых «Доброта» по присмотру за престарелыми и пожилыми людьми класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.

Кроме того, при изменении в установленном законодательством порядке класса функциональной пожарной опасности с Ф 1.4. на Ф 1.1., необходимо выполнить следующие мероприятия по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, которые в настоящее время не выполнены: обеспечить подъезд к зданию пожарной техники со всех сторон; обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом; обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2 метра; обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35 метра; обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1 метра; обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ); организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ); обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности; обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны; устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй; обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного; обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа; обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты.

Согласно требованиям статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В силу статьи 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Статья 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» гарантирует гражданам право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Реализация этого права невозможна без создания эффективной системы обеспечения пожарной безопасности, которая, как свидетельствуют результаты проверки на сегодняшний день в пансионате «Доброта» расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует.

Согласно статьи 6 Технического регламента пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, проверкой установлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, об основах охраны здоровья граждан при осуществлении деятельности ИП Ч в пансионате для престарелых граждан «Доброта» по адресу: <адрес>.

Невыполнение ИП Ч, Н требований пожарной безопасности влечет отсутствие защищенности пребывания в пансионате и нарушает конституционные права лиц, круг которых определить невозможно.

С учетом наличия нарушений требований пожарной безопасности, которые непосредственно создают угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара (пути эвакуации, система автоматической пожарной сигнализации, предназначенная для обнаружения пожара, система автоматической пожарной сигнализации, предназначенная для обнаружения пожара, система оповещения людей о пожаре), длительные сроки их устранения при возникновении пожарноопасной ситуации могут повлечь за собой как гибель людей, так и причинение вреда здоровью и имуществу неопределённого круга лиц.

Кроме того, лица, проживающие в пансионате для престарелых граждан «Доброта», и только поступающие на проживание в пансионат, лишены права самостоятельно защищать свои конституционные и социальные права в силу преклонного возраста и состояния здоровья.

На основании изложенного, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просит суд запретить индивидуальному предпринимателю Ч осуществлять деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;

- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;

- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;

- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;

- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;

- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);

- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);

- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;

- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;

- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;

- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;

- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;

- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;

- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;

- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».

Также просит запретить Н предоставлять жилой дом (здание) с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, для деятельности пансионата для престарелых граждан и инвалидов до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;

- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;

- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2метра;

- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35метра;

- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1метра;

- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);

- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);

- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;

- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;

- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;

- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;

- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;

- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;

- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;

- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».

В судебном заседании помощник <адрес> Чебунина А.А. заявленные исковые требования, изложенные в исковом заявлении и требования, изложенные в заявлении об уточнении исковых требований, поддержала. В судебном заседании пояснила, что пожарная безопасность пансионата для престарелых граждан «Доброта» не обеспечена должным образом. Эксплуатация объекта с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся в здании в режиме круглосуточного пребывания.

В судебное заседание ответчик ИП Ч, находящаяся под домашним арестом, не явилась, извещена надлежащим образом, об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не заявлено; ведет дело через представителя А, действующую на основании доверенности от <дата>, которая в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно телефонограмме от <дата> просила суд судебное заседание, назначенное на <дата> в 15.00 отложить, поскольку явиться на судебное заседание не может, в связи с занятостью в процессе, назначенного на <дата> в 14.00 по уголовному делу в отношении Чихляевой, рассматриваемого судьей Кировского районного суда г. Иркутска С, справку обязалась представить Ранее в судебном заседании представитель ответчика А исковые требования не признала, просила об отказе в удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что в настоящее время её доверительница деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет, договор аренды с Н расторгнут, а, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Отказывая представителю ответчика ИП ЧА, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, суд исходит из следующего.

Суд может отложить судебное разбирательство, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается, а так же в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2 статьи 167 ГПК РФ).

Из смысла названной нормы закона следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, и рассматривается судом в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств.

В силу пункта 1 статьи 35 ГПК РФ стороны должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.

В данном случае, учитывая сроки рассмотрения гражданского дела, сроки нахождения дела в суде, надлежащее уведомление сторон судебного разбирательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства. Ссылка представителя ответчика на занятость в другом процессе без приложения подтверждающего документа судом не принимается, представитель ответчика по своему усмотрению распорядился принадлежащим ему правом участия в судебном заседании, отдав предпочтение участию в ином судебном заседании.

Ответчик Н в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представитель ответчика Ж в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения на исковое заявление, где исковые требования не признал, указал, что Н никакой предпринимательской деятельности в жилом доме с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет, передал данный дом Ч по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, по условиям которого Н предоставляет Ч в безвозмездное пользование жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, а Ч обязуется принять жилой дом и земельный участок, а в случае прекращения действия настоящего договора вернуть в состояние, в каком он их получил, с учетом нормального износа. Соглашением от <дата> стороны пришли к согласию о расторжении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>. Таким образом, Ч больше не пользуется жилым домом. В связи с чем, полагает, что предъявление к нему требований об устранении нарушений в его жилом доме является необоснованным, поскольку жилой дом уже построен, право собственности на него зарегистрировано, требований о том, что данное строение является самовольной постройкой и создает угрозу жизни и здоровью не заявлено. При таких обстоятельствах, полагает, что настоящее дело в части исковых требований к Н подлежит прекращению, он должен быть привлечен к участию в деле как третье лицо.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области К в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ранее в судебном заседании полагал, что исковые требования прокурора города Иркутска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, суд, в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствии неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу требований пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в статье 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу положений статьи 38 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из выписки из ЕГРИП судом установлено, что Ч зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, ОГРНИП <номер>, основным видом деятельности является – ОКВЭД 2 является – 87.30 – деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

Из искового заявления, объяснений сторон судом установлено, что ИП Ч по адресу: <адрес>, организовала пансионат для инвалидов и престарелых «Доброта», что также подтверждается скриншотом экрана сайта 2ГИС, где указан адрес размещения пансионата «Доброта» - 664009, <адрес>, актом осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от <дата>, фототаблицей от <дата>.

Судом установлено, что ответчику Н на праве собственности принадлежит: жилой дом, общей площадью 231,5 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата><номер>.

<дата> между ним (Ссудодатель) и Ч (Ссудополучатель) заключен Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, по условиям которого Ссудодатель предоставляет Ссудополучателю в безвозмездное пользование жилой дом и земельный участок, указанные в п.1.2 настоящего Договора, Ссудополучатель обязуется принять жилой дом и земельный участок, а в случае прекращения действия настоящего Договора вернуть в состояние, в каком он их получил, с учетом нормального износа (пункт 1.1 Договора).

Согласно пункту 1.2 Договора, Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Ссудополучателя следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью 438 кв.метров, земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>; жилой дом, количество этажей 2, общей площадью 231,5 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>.

Ссудополучатель вправе без согласования с Ссудодателем допускать в жилой дом и на территорию земельного участка третьих лиц (п.1.3 Договора).

Ссудополучатель обязался: использовать жилой дом и земельный участок. Не причиняя им вреда; содержать жилой дом и земельный участок в технически исправном и надлежащем состоянии; нести все расходы по содержанию жилого дома и земельного участка, в том числе за свой счет оплачивать коммунальные и иные эксплуатационные услуги, осуществлять за свой счет текущий ремонт жилого дома (пункт 2.2 Договора).

<дата> по Акту приема-передачи указанные выше жилой дом и земельный участок переданы Ч

Между тем, фактически ИП Ч по указанному адресу организовала пансионат для престарелых граждан «Доброта», осуществляет уход за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в 2-х этажном здании.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду Договорами о предоставлении социально-бытовых услуг, заключенными между ИП Ч (Исполнитель) и Т, Б, О (Заказчики), по условиям которых ИП Ч обязалась по заданию Заказчиков оказывать услуги по поиску и подбору Сиделки за Подопечными. Жилое помещение – помещение, принадлежащее сиделке на каком-либо праве, в котором Сиделка постоянно или временно проживает, расположено по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Так, в Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области поступило обращение Ф по вопросу неоказания должной медицинской помощи Л, <дата> года рождения.

В рамках рассмотрения обращения установлено, что на официальном сайте пансионата «Доброта» в разделе - «услуги», указано, что оказываются следующие услуг: измерение артериального давления и пульса, измерение температуры тела, измерение сахара крови (по показаниям), оказание первой неотложной медицинской помощи. Между тем, деятельность по выполнению: «измерение температуры тела», «измерение артериального давления и пульса», «измерение сахара крови» является медицинской и подлежит обязательному лицензированию.

По данным Единого реестра лицензий Росздравнадзора у пансионата «Доброта» отсутствует лицензия на медицинскую деятельность.

<дата> прокуратурой города Иркутска принято решение о проведении проверки на предмет исполнения ИП Ч законодательства в сфере социального обслуживания, охраны прав инвалидов и престарелых, требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности в пансионате «Доброта».

В качестве экспертов в области соблюдения требований пожарной безопасности привлечено ГУ МЧС России по Иркутской области, в области законодательства об основах охраны здоровья граждан - Министерство здравоохранения Иркутской области, в области жилищного законодательства - Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, в области экономической безопасности - Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции по Куйбышевскому району г. Иркутска.

Прокуратурой Куйбышевского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности пансионатов для престарелых граждан «Доброта», расположенных по адресам: <адрес>.

По результатам проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, здравоохранении, санитарно-эпидемиологического законодательства, которые реально угрожают жизни и здоровью пребывающих в пансионатах гражданам.

В соответствии с частью 1 статьи 20 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон №69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а так же они обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно положениям статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции – часть 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту Федеральный закон №123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании" (далее по тексту Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 20 статьи 20 ФЗ №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты – это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а так же воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Согласно статьи 53 Федерального закона №123-ФЗ, для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – пункт 33 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 23.04.2020) «О противопожарном режиме».

Согласно заключению специалиста ОНД и ПР г. Иркутска от <дата>, составленного сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска – государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору К, по адресу: <адрес> «А» расположено двухэтажное здание, II степени огнестойкости, отопление и освещение электрическое (220 Вт.), на объекте защиты осуществляет деятельность ИП Ч. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций), здание оборудовано первичными средствами пожаротушения, имеется автоматическая пожарная сигнализация, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны не обеспечивается, подъезд пожарной техники не обеспечен со всех сторон здания, 26 койко-мест.

Так же в ходе выездной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - подъезд пожарной техники не обеспечен со всех сторон здания; - со второго этажа отсутствует второй эвакуационный выход; - ширина эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу менее 1,2 м. (фактически составляет 84 см.); - ширина второго эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу во двор менее 1,2 м. (фактически составляет 0,87 м.); - ширина лестничного марша (лестница 2-го типа), ведущего с первого этажа на второй менее 1,35 м. (фактически составляет 0,87 м.); - ширина коридора 1-го этажа, с учетом двустороннего открывания дверей составляет 0,39 м., при требуемой ширине 1 м.); - ширина коридора 2-го этажа, менее 1 м. (фактически оставляет 0,87 м.); - система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта сигнала о возникновении пожара; - помещение бойлерной не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты; - руководителем организации не организовано техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности; - в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; - на объекте защиты допускаются лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности; - на объекте защиты руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;- допускается хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;- на объекте защиты дежурный персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчет не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; - на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Дополнительно указано, что объект защиты эксплуатируется после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающих нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из выписки из ЕГРН от <дата><номер> следует, что жилой дом с кадастровым номером <номер> принадлежит Н на праве собственности: назначение – жилое; наименование – дом; общей площадью 231,5 кв.м.; количество этажей – 2; адрес: <адрес> «А».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Ч зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <номер>, ИНН <номер>), основным видом её деятельности является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

Между тем, в ходе проверки установлено, что в указанном двухэтажном жилом доме организован пансионат «Доброта», ИП Ч оказывает услуги по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

Статьей 32 ФЗ № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) предусмотрены здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: 1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: а) Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; б) Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома; г) Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; 2) Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе: а) Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях; б) Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях; в) Ф2.3 - здания учреждений, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, на открытом воздухе; г) Ф2.4 - здания учреждений, указанные в подпункте "б" настоящего пункта, на открытом воздухе; 3) Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе: а) Ф3.1 - здания организаций торговли; б) Ф3.2 - здания организаций общественного питания; в) Ф3.3 - вокзалы; г) Ф3.4 - поликлиники и амбулатории; д) Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей; е) Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани; ж) Ф3.7 - объекты религиозного назначения; 4) Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе: а) Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; б) Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования; в) Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов; г) Ф4.4 - здания пожарных депо; 5) Ф5 - здания производственного или складского назначения, в том числе: а) Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские; б) Ф5.2 - складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения; в) Ф5.3 - здания сельскохозяйственного назначения. Правила отнесения зданий, сооружений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности определяются в нормативных документах по пожарной безопасности.

Согласно подпункту «н» пункта 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В нарушение указанного требования на объекте, расположенном по адресу: <адрес> «А», руководителем организации не осуществляется обучение лиц мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа.

В соответствии с пунктом 4.2.9 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.

В нарушение указанного положения второй этаж в здании по адресу: <адрес>, не имеет второго эвакуационного выхода.

В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В нарушение указанного требования в здании по адресу: <адрес>, не обеспечивается дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта сигнала о возникновении пожара.

В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы, в том числе меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;

Согласно пункту 4.2 Приказа МЧС России от 15.01.2020 № 14 «Об утверждении свода правил «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности», подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон многофункционального здания. Параметры проездов для пожарной техники и мероприятия по обеспечению деятельности пожарных подразделений для многофункционального здания должны приниматься в соответствии с нормативными требованиями исходя из класса функциональной пожарной опасности пожарного отсека или части здания.

В нарушение указанного требования, к зданию, расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечен проезд пожарной техники со всех сторон.

В соответствии с пунктом 5.1.4 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

В нарушение указанного требования, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу, ширину второго эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа наружу во двор, менее 1,2 метра.

В соответствии с пунктом 4.4.1 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее: а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек; б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек; в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5; г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3; д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек; е) 0,9 м - для всех остальных случаев. Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 метров В нарушение указанного требования, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину лестничного марша (лестница 2-го типа), ведущего с первого этажа на второй менее 1,35 метров.

В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету, как правило, должна быть не менее 2 м. Допускается уменьшать указанную высоту до 1,8 м для горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться не более 5 человек (за исключением участков, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1). Высоту горизонтальных участков путей эвакуации технических пространств, предназначенных только для прокладки коммуникаций, допускается принимать равной высоте технического пространства. В технических этажах и иных технических пространствах, предназначенных только для прокладки коммуникаций, на отдельных участках протяженностью не более 2 метров допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 метра. Высоту вспомогательных (неосновных) проходов также допускается уменьшать до 1,2 метра. В местах уменьшения высоты эвакуационного пути до значения менее 2 м требуется предусматривать обозначения указанных мест сигнальной разметкой в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и мероприятия для предотвращения травмирования людей.

Ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.

В нарушение указанных требований, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет ширину коридора 1-го этажа, с учетом двустороннего открывания дверей, 0,39 метров, ширину коридора 2-го этажа – 0,87 метров, при требуемой ширине 1 метр.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В нарушение указанного требования, помещение бойлерной в здании, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

В соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 60 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты

В нарушение указанных требований, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ), отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; руководителем пансионата «Доброта» не организовано техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ).

В соответствии с пунктом 10 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.

В нарушение указанного требования, в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.

В соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, руководитель пансионата «Доброта» не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на объектах защиты запрещается, в том числе, устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.

В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, допускается хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй.

В соответствии с пунктом 6 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, дежурный персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчет не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

В соответствии с пунктом 26 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

В нарушение указанного требования, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечена возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа.

Стороной ответчика установленные нарушения пожарной безопасности в судебном заседании оспорены не были.

Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, здание - жилой дом по адресу: <адрес> «А», эксплуатируется с грубым нарушением правил пожарной безопасности

Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности на момент рассмотрения дела, ответчиками суду не представлено (ст.56, 67 ГПК РФ).

Вместе с тем, возражая против заявленных требований, сторона ответчика, ссылалась на то, что соглашением от <дата> договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, заключенный между ИП Ч и Н расторгнут, жилой дом и земельный участок возвращены Ссудодателю по Акту приема-передачи недвижимого имущества от <дата>, какая-либо деятельность в указанном жилом доме не ведется.

Указанные доводы ответчиков в части расторжения договора безвозмездного пользования данным зданием <дата> на основании соглашения от 25.11.2021г., суд отклоняет исходя из следующего.

В судебном заседании судом установлено, что на момент рассмотрения дела здание по указанному адресу продолжает использовать ответчик ИП Ч для организации пансионата для престарелых граждан и инвалидов.

Так, согласно сведениям СУ СК России по Иркутской области от <дата> <номер>), от <дата> <номер>), при расследовании уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных пп. а, в ч.2 ст.238, п. а ч.2 ст.238, ч.1 т.238 (6 эпизодов) УК РФ по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в сети пансионатов «Доброта», допрошенный 07.12.2021г. в качестве свидетеля Г пояснил, что от имени ИП Ч (на основании доверенности от <дата>) он заключает договоры между родственниками, помещающими своих пожилых родственников, и сиделками, проживающими на территории помещений пансионата, в т.ч. расположенного по адресу <адрес>, часть оплаты по данным договорам он передает Ч, часть – сиделкам (в качестве оплаты за их труд).

В ходе проведенных допросов сиделок – И (допрос свидетеля от <дата>), В (допрос свидетеля от <дата>), М (допрос от <дата>), в рамках уголовного дела, указанные лица пояснили, что продолжают осуществлять деятельность по уходу за пожилыми в пансионате, расположенном по адресу: <адрес> «А».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что по адресу: <адрес> «А», продолжается деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта».

В связи с чем, суд отклоняет и довод представителя ответчика Ж о том, что ответчик Н должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку в его жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, продолжается деятельность пансионата для престарелых граждан «Доброта», при том, что имеется Соглашение от <дата> о расторжении Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от <дата>, заключенного с Ч, равно как и его доводы в части изменения класса функциональной пожарной опасности, здание жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в котором размещен пансионат «Доброта», используется с нарушением требований пожарной безопасности..

Судом установлено, что Н зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРИП <номер>, ИНН <номер>), основным видом его деятельности является сдача в наем собственного недвижимого имущества, что подтверждается ответом МИФНС №17 по Иркутской области от <дата>.

В соответствии с частью 1 статьи 20 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон №69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а так же они обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно положениям статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности означает, в том числе, наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возгорания, следовательно, потенциальная опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределённого округа лиц является основанием для предъявления иска по ч.1 т.1065 ГК РФ.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения противопожарного законодательства являются существенными. Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела продолжает осуществляться эксплуатация здания с отступлением от правил пожарной безопасности, чем нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает потенциальную опасность жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о запрете осуществления деятельности, связанной с организацией пансионата для престарелых и граждан и инвалидов, в здании по указанному адресу, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению (п.1 ст.1065 ГК РФ).

Иной подход к регулированию данных правоотношений может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 1065 ГК РФ, суд приходит к выводу о необходимости запрета ИП Ч осуществления деятельности по организации пансионата для престарелых граждан и инвалидов в здании, расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером: <номер>, до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Кроме того, учитывая, что в данном случае здание используются не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (не для проживания собственника и членов его семьи, а для осуществления предпринимательской деятельности в сфере социального и бытового обслуживания), при этом разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию пансионата (капитального объекта, где оказываются услуги в сфере социального обслуживания на коммерческой основе) не выдавалось (при том, что в отличие от возведения индивидуального жилого дома, возведение такого объекта не носит упрощенный характер, а требует соблюдения всех предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации процедур архитектурно-строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства), соответственно, отсутствуют сведения о соблюдении градостроительного регламента, а также строительных норм, обеспечении пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности при совместном проживании пожилых и немощных людей.

Выявленные нарушения являются основанием для запрета Н предоставлять жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации в качестве пансионата по уходу за престарелыми и инвалидами, до устранения всех выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание положения вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные вышеуказанные требования прокурора являются обоснованными, подтвержденными, относимыми и допустимыми доказательствами, которые ответчиками не оспорены.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Ч, Н осуществлять деятельность по организации пансионата для престарелых граждан «Доброта» в здании с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания; обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;

- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2 м.;

- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35 м.;

- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1 м.;

- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);

- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);

- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;

- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;

- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной безопасности помещений складского назначения на 1-ом и 2-ом этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;

- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;

- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсических продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;

- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;

- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;

- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».

Запретить Н предоставлять жилой дом (здание) с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, для деятельности пансионата для престарелых граждан и инвалидов до устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить проезд пожарной техники со всех четырех сторон здания;

- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;

- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;

- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;

- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);

- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);

- обеспечить второй этаж здания вторым эвакуационным выходом;

- обеспечить ширину двух эвакуационных выходов, ведущих с первого этажа наружу не менее 1,2м;

- обеспечить ширину лестничного марша ведущего с первого этажа на второй не менее 1,35м;

- обеспечить ширину коридора 1-го и 2-го этажей здания, с учетом двустороннего открывания дверей не менее 1м;

- обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- оборудовать помещение бойлерной автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты (АПС, СОУЭ);

- организовать техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности (АПС, СОУЭ);

- обеспечить в местах установки приемно-контрольных приборов АУПС размещение информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации;

- обеспечить обучение лиц, осуществляющих деятельность в пансионате мерам пожарной безопасности;

- обеспечить на объекте защиты категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности помещений складского назначения на 1-м и 2-м этажах, с обозначением их на входных дверях помещений с наружной стороны;

- устранить хранение мебели под лестницей, ведущей с первого этажа на второй;

- обеспечить наличие в здании электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;

- обеспечить возможность свободного открывания запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов с первого этажа без ключа;

- обеспечить наличие на объекте защиты журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;

- изменить класс функциональной пожарной опасности здания с Ф 1.4 – «одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные» на Ф 1.1 – «здания специализированных домов престарелых и инвалидов».

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиками заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.Н. Акимова

2-246/2022 (2-2824/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска
Ответчики
Симонов Николай Васильевич
Индивидуальный предприниматель Чубарова Ольга Владимировна
Другие
Жеребчиков Андрей Викторович
Аполь Елена Сергеевна
Главное управление МЧС России по Иркутской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Акимова Н.Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2021Подготовка дела (собеседование)
24.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2021Предварительное судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
05.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее