Судья: Вишняков П.З. N 7/21-45/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 24 января 2019 года
Судья Костромского областного суда Ротчев И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Зайцева В.В. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 23 октября 2018 года № 03/149 и решение судьи Макарьевского районного суда Костромской области от 13 декабря 2018 года, вынесенное в отношении главы администрации Кадыйского муниципального района Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 23 октября 2018 года № 03/149 глава администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Зайцев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Глава администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Зайцев В.В., как должностное лицо, признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 35 мин. по результатам плановой проверки, проведенной в отношении администрации <данные изъяты> сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области, установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером №, общей - площадью 15000+/- 1072 кв.м., расположенный в Костромской области в Кадыйском районе, <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - дом №; участок находится примерно в 500м. по направлению на север от ориентира, захламлен отходами потребления и бытовым мусором: досками, бревнами, пластиковыми бутылками, сухими ветками, опилками, полиэтиленовыми пакетами, полиэтиленовой тарой и др. на площади, составляющей примерно 1 га.
Указанный земельный участок состоит на кадастровом учете, правообладателей не имеет, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с постановлением должностного лица, глава администрации Кадыйского района (далее глава района) обжаловал его в районный суд.
Решением судьи <данные изъяты> районного суда Костромской области от 13 декабря 2018 года постановление от 23 октября 2018 года изменено, штраф снижен до 25 000 рублей.
В жалобе, направленной в Костромской областной суда, заявитель просит постановление от 23 октября 2018 года и решение судьи от 13 декабря 2018 года отменить. В обоснование своих доводов указывает, что нет достоверных данных о том, что граница земельного участка, на котором были обнаружены бытовые отходы, с кадастровым номером №, определены в соответствии с его действующим месторасположением. Данный участок ДД.ММ.ГГГГ был обследован главой администрации <данные изъяты> сельского поселения И.А. Паниной и кадастровым инженером В.А. Додиным, отходов на данном земельном участке не было. Не подтверждено место совершения административного правонарушения, поскольку оно определялось при помощи туристического навигатора GARMIN etrex 30. Указанные в протоколе координаты не соответствуют местной системе координат СК-44. Проведенная проверка не была согласована с органами прокуратуры, что делает её результаты недействительными. Протокол об административном правонарушении не направлялся в адрес главы администрации района. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № не имеет правообладателя и является земельным участком с невостребованными земельными долями. Это подтверждает протокол общего собрания владельцев земельных участков СПК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., данный протокол никем не отменялся.
Считает, что при рассмотрении дела судом были нарушены требования ч.1 ст.25.12 КоАП РФ, т.к. в суде выступила как представитель Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Коваленко Е.С., она же выносила постановление от 23 октября 2018 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заявителя Зайцева В.В., его представителя Ершова А.Н., а также зам.руководителя Управления Россельхознадзора Коваленко Е.С., начальника правового отдела Столярова И.В., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения суда не нахожу.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет назначение административно наказания.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требован и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Охрана земель представляет собой деятельность, в частности органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (ч. 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч. 2).
В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 20 Устава, глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 14 ст. 21 Устава, глава муниципального района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускал загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства,
создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 35 мин. по результатам плановой проверки, проведенной в отношении администрации ДД.ММ.ГГГГ сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области в период с 16.08.2018 по 12.09.2018, установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером №, общей площадью 15000+/- 1072 кв.м., расположенный в Костромской области в Кадыйском районе, <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - дом №; участок находится примерно в 500м. по направлению на север от ориентира, захламлен отходами потребления и бытовым мусором на площади, составляющей примерно 1 га. Установлено, что земельный участок состоит на кадастровом учете, правообладателей не имеет.
Поскольку пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, отнесено к вопросам местного значения муниципального района, приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица главы администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Зайцева В.В. к административной ответственности, установленной ч 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № не имеет правообладателей, соглашения о передаче полномочий в соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в порядке ст. 2 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года №38-6-3KO между администрацией <данные изъяты> сельского поселения Кадыйского муниципального района и администрацией Кадыйского муниципального района не заключалось, должностное лицо глава администрации Кадыйского района Зайцев В.В. по смыслу ст.2.4 КоАП РФ является надлежащим субъектом данного административного правонарушения.
Факт совершения Зайцевым В.В. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к акту проверки, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и иными материалами дела.
Указанные доказательства, вопреки доводам жалобы являются ^ достаточными для установления вины главы администрации Кадыйского муниципального района Зайцева RВ. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП ВФ, оснований для признания их недопустимыми не имеется. Каких-либо противоречий относительно обстоятельств правонарушения в материалах дела не усматривается.
Как следует из материалов дела акт составлен уполномоченными должностными лицами, действующими в пределах предоставленных им полномочий, в нем зафиксированы сведения, установленные в ходе обследования земельного участка, при этом вопреки доводам жалобы указаны средство измерения, месторасположение земельного участка, при проведении проверки присутствовала глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Кадыйского |муниципального района Панина И.А. Отсутствие в акте сведений о сертификации средства измерения само по себе не влечет признание акта недопустимым доказательством, поскольку собранными по делу доказательствами бесспорно доказан факт захламления земельного участка бытовыми отходами, а место совершения правонарушения конкретизировано и относится к территории Кадыйского муниципального района.
Доводы о том, что земельный участок находится в общей долевой собственности владельцев земельных долей СПК Завражье, ничем не подтвержден. Представленный протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и карта к нему не подтверждают данного обстоятельства. В то же время согласно выписки из ЕГРН спорный земельный участок правообладателей не имеет.
Довод жалобы о нарушении должностными лицами административного органа требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», состоятельным признать нельзя.
Как следует из материалов дела, Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям в ходе проведения плановой проверки в отношении администрации Завражного сельского поселения Кадыйского муниципального района, выявлены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ на земельном участке относящимся к территории Завражного сельского поселения Кадыйского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что земельный участок не имеет правообладателей.
Согласно Постановлению № 13-П от 26.04.2016 Конституционного суда РФ, на межселенных территориях и территориях сельских поселений вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Таким образом, непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Ссылка Зайцева В.В. на необходимость проведения в данном случае предварительной проверки является не состоятельной, поскольку ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено право уполномоченных должностных лиц на проведение предварительной проверки поступившей информации при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований.
Зайцевым В.В. не представлено доказательств принятия мер по своевременному выявлению и ликвидации обнаруженных несанкционированных свалок либо принятия каких- либо иных мер по их недопущению. Сведений о невозможности соблюдения требований природоохранного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Частями 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Земельный участок с кадастровым номером №, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, размещение на нем отходов прямо запрещено ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, глава администрации Кадыйского муниципального района Зайцев В.В., как должностное лицо правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В данном случае его вина заключается в ненадлежащей организации работы по неукоснительному соблюдению требований природоохранного законодательства о защите земель, и отсутствии контроля в данном направлении.
Доводы Зайцева В.В. о нарушении его прав при извещении о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении опровергаются материалами дела, из которого следует, что в его адрес направлено определение от 10.10.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела, указано на рассмотрение протокола от ДД.ММ.ГГГГ №, также направлена копия протокола № (о чем указано в сопроводительном документе), а сам бланк протокола имеет №. Кроме того, в жалобе Зайцев В.В. указывает, что иных протоколов по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении его не составлялось. В уведомлении указаны, дата, время и место рассмотрения протокола, при таких обстоятельствах, оснований
заблуждаться у Зайцева В.В. относительно чего он получил извещение, по мнению суда не имелось, кроме того Зайцев В.В. был не лишен возможности уточнить непонятные ему обстоятельства.
Доводы жалобы о том, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельского поселения с участием специалиста было установлено отсутствие захламления земельного участка с кадастровым номером №, не могут служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку указанный осмотр проводился спустя значительное время после выявления административного правонарушения, факт которого зафиксирован в установленном порядке. Представленный акт от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать допустимым доказательством.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
Решение судьи Макарьевского районного суда Костромской области от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Зайцева ФИО11 оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.
Судья Костромского областного суда Ротчев И.К.