Решение по делу № 8Г-17565/2023 [88-18437/2023] от 07.08.2023

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-18437/2023

№ 2-2000/2022

УИД 51RS0002-01-2022-002578-04

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                               2 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Рогожина Н.А.,

судей Беспятовой Н.Н., Котиковой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора к федеральному государственному бюджетному учреждению «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» о возложении обязанности совершить определенные действия,

по кассационным жалобам федерального государственного бюджетного учреждения «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», Федерального агентства по рыболовству на решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 9 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 5 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав объяснения представителя ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» ФИО5, объяснения представителей Федерального агентства по рыболовству ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

    Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (далее – ФГБУ «Северный ЭО АСР», Учреждение) о возложении обязанности совершить определенные действия.

    В обоснование заявленных требований указал, что Мурманской транспортной прокуратурой установлены нарушения ФГБУ «Северный ЭО АСР» требований законодательства о безопасности мореплавания, аварийно-спасательных службах и статусе спасателей при выполнении государственный заданий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что основной деятельностью ФГБУ «Северный ЭО АСР» является обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и выполнение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства на Северном бассейне. В состав ФГБУ «Северный ЭО АСР» входит шесть судов: четыре морских спасательных буксира – дизель-электроходы многоцелевого назначения, способные высаживать аварийные партии, обеспечивать водолазные работы, тушить пожары; а также одно ледокольное спасательное судно и один водолазный катер. ФГБУ «Северный ЭО АСР» является ответственным исполнителем государственных заданий, которые содержат показатели, характеризующие качество оказываемых государственных услуг (выполняемых работ). В соответствии с государственным заданием на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным Федеральным агентством по рыболовству 25 декабря 2019 года, основным показателем, характеризующим содержание работы ФГБУ «Северный ЭО АСР», является дежурство спасательных, пожарных и водолазных судов в заданной готовности к проведению спасательных операций. Кроме того, ФГБУ «Северный ЭО АСР» включено в Перечень сил и средств постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 17 ноября 2005 года № 426-ПП. При этом, вопреки требованиям статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ФГБУ «Северный ЭО АСР» не аттестовано на право проведения аварийно-спасательных работ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, что не отвечает объективности показателей Учреждения, характеризующих качество оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), предусмотренных статьей 692 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Непрохождение ФГБУ «Северный ЭО АСР» аттестации на проведение аварийно-спасательных работ нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

    Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать ФГБУ «Северный ЭО АСР» пройти аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Мурманской области и Федеральное агентство по рыболовству.

    Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 9 сентября 2022 года исковые требования Мурманского транспортного прокурора к федеральному государственному бюджетному учреждению «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены.

    На федеральное государственное бюджетное учреждение «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» возложена обязанность пройти аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 5 апреля 2023 года решение Первомайского районного суда города Мурманска от 9 сентября 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

    В кассационных жалобах ФГБУ «Северный ЭО АСР», Федеральное агентство по рыболовству ставят вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационные жалобы Северо-Западная транспортная прокуратура полагает, что жалобы не содержат доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет».

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно Уставу ФГБУ «Северный ЭО АСР», утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 25 июня 2013 года № 484 (в редакции, действовавшей на период рассмотрения спора судом первой инстанции), Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства по рыболовству в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства (пункт 1.1).

Пунктом 1.6 Устава определено, что Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по рыболовству. Функции и полномочия собственника в отношении имущества, переданного Учреждению, от имени Российской Федерации осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Учредитель, а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.15 Устава Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2.2. Устава предметом деятельности Учреждения является оказание (выполнение) государственных услуг (работ) в целях осуществления полномочий Учредителя по государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава целью деятельности Учреждения является обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Согласно пункту 2.4 Устава для достижения цели, указанной в пункте 2.3 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие основные виды деятельности: осуществление дежурства спасательных, пожарных и водолазных судов в заданной готовности к проведению спасательных операций в районах промысла при осуществлении рыболовства (пункт 2.4.1); выполнение комплекса мероприятий для подготовки спасательных, пожарных и водолазных судов к выходу в море для несения дежурства в районах промысла (пункт 2.4.1.1); выполнение спасательных операций по поиску и спасению людей, терпящих бедствие, в районах промысла (пункт 2.4.1.2); оказание помощи терпящему бедствие рыбопромысловому судну путем высадки на борт аварийной партии, передачи средств пожаротушения, аварийного снабжения, инвентаря или иных технических средств для локализации или полной ликвидации последствий бедствия (пункт 2.4.1.3); оказание помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в портах и на других объектах рыбохозяйственного комплекса при несении дежурства спасательных и водолазных судов в заданной готовности (пункт 2.4.1.4).

Согласно пункту 2.17 Перечня сил и средств постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 17 ноября 2005 года № 462-ПП, в указанный Перечень включено ФГБУ «Северный ЭО АСР».

В соответствии с пункта 4.3 раздела 4 Положения «О морском спасательно-координационном центре Мурманск», утвержденного ФГБУ «АМП Западной Арктики» 31 августа 2017 года, основной функцией МСКЦ является организация и проведение силами ФБУ СФ «Морспасслужба Росморречфлота», ФГБУ «Северный ЭО АСР», спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств, а также судов и летательных аппаратов находящихся в районе аварии, поиска и спасения людей, терпящих бедствие в море.

В ходе проведенной Мурманской транспортной прокуратурой проверки установлены нарушения требований законодательства о безопасности мореплавания, аварийно-спасательных службах и статусе спасателей при исполнении государственных заданий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в связи с чем Мурманским транспортным прокурором 20 сентября 2021 года в адрес начальника ФГБУ «Северный ЭО АСР» направлено представление об устранении нарушений.

По результатам рассмотрения представления 23 ноября 2021 года ФГБУ «Северный ЭО АСР» направило Мурманскому транспортному прокурору сообщение об отсутствии необходимости в аттестации в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, поскольку деятельность Учреждения в рамках поисково-спасательных операций в районах промысла регламентирована Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 года № 1928 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море», международными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания помощи терпящим бедствие на море.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», пунктов 2, 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091, учитывая, что непрохождение ФГБУ «Северный ЭО АСР» аттестации на проведение аварийно-спасательных работ нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, с указанными выводами согласился, посчитав несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, опровергнутыми установленными при рассмотрении дела обстоятельствами, доводы апелляционных жалоб об отсутствии у ФГБУ «Северный ЭО АСР» обязанности прохождения аттестации на право аварийно-спасательных работ, невыполнении Учреждением аварийно-спасательных работ, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», неучастии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Отклоняя такие доводы, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФГБУ «Северный ЭО АСР» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 года № 580-р, которым реорганизовано федеральное государственное бюджетное учреждение «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» в форме выделения из него федерального государственного бюджетного учреждения «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (г. Мурманск).

Пунктом 2 названного распоряжения определено, что основной целью деятельности выделенных при реорганизации федеральных государственных учреждений является обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Аналогичная цель деятельности Учреждения предусмотрена Уставом ФГБУ «Северный ЭО АСР».

Приказом Минсельхоза России от 13 января 2022 года № 12 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минсельхоза России» утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 5 указанного Положения задачами Подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) Росрыболовства является, в том числе обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.

В соответствии с пунктом 14 Положения в состав сил и средств Подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) Росрыболовства входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, включенные в перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В Перечне сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в разделе Росрыболовство поименовано ФГБУ «Северный ЭО АСР», город Мурманск.

Кроме того, ФГБУ «Северный ЭО АСР» включено в Перечень сил и средств постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 17 ноября 2005 года № 462-ПП.

Таким образом, ответчик является учреждением, специально созданным на постоянной основе решением Правительства Российской Федерации для обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, включая действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных ценностей, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, что прямо следует из его уставной деятельности, то есть осуществляет поисково-спасательные работы применительно к статье 5 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в связи с чем подлежит аттестации как аварийно-спасательное формирование в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

При таком положении суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод районного суда о возложении на ФГБУ «Северный ЭО АСР» обязанности пройти аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Ссылки заявителей на то, что проведение аттестации относится к полномочиям Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, суд апелляционной инстанции посчитал не опровергающими выводов суда о необходимости возложения на ФГБУ «Северный ЭО АСР» обязанности пройти аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ, учитывая, что в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091 для проведения первичной аттестации в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем аварийно-спасательного формирования, если оно является юридическим лицом. Также суд апелляционной инстанции указал, что вопросы, касающиеся организации конкретных мероприятий по проведению аттестации, относятся к порядку исполнения решения суда.

Приведенный в апелляционной жалобе ФГБУ «Северный ЭО АСР» довод об отсутствии в личном составе спасателей и отсутствии в собственности в настоящее время пожарного и ледокольного судна, суд апелляционной инстанции признал не влекущем отмену решения, учитывая, что по смыслу Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатель - это статус гражданина, который оформляется в соответствии с установленным законодательством порядком, а изменение в составе эксплуатируемых аварийно-спасательных средств не освобождает аварийно-спасательное формирование от необходимости осуществления деятельности, в целях которой оно было создано.

Ссылки представителя ФГБУ «Северный ЭО АСР» на внесение в Устав Учреждения изменений, конкретизирующих действия при выполнении работ по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, суд апелляционной инстанции посчитал не свидетельствующими о неправильности принятого решения, поскольку соответствующие изменения были внесены уже после вынесения судом решения. При этом указанные поправки не влекут изменения статуса, задач и целей деятельности Учреждения, которые остались прежними, в связи с чем не свидетельствуют об ином правовом регулировании спорных отношений.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам авторов кассационных жалоб, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.

Приведенные в кассационных жалобах доводы были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, в обжалуемом определении судебной коллегии им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.

Ссылки в кассационных жалобах на то, что оспариваемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, не являются основанием к их отмене, поскольку основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным судом фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судами в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судами вопрос о применении норм права рассмотрен всесторонне и в состоявшихся решении суда и апелляционном определении указаны нормы права, которые должны применяться для урегулирования спорных отношений.

Доводы заявителей по существу повторяют их позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационных жалобах они не могут повлечь отмену судебных постановлений.

Доводы кассационных жалоб не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.

В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 9 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-17565/2023 [88-18437/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мурманский транспортный прокурор
Ответчики
ФГБУ Северный ЭО АСР
Другие
Федеральное агентство по рыболовсту
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Беспятова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
02.10.2023Судебное заседание
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее