Дело № 2а-579/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Грозный 26 июля 2019 г.
Грозненский районный суд Чеченской Республики
в составе председательствующего судьи Бузуркаева М.Х.,
при секретаре судебного заседания Абдурахмановой А.У,
с участием помощника прокурора Грозненского района ЧР Дигаева Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Грозненского района Чеченской Республики к администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействия администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики по непринятию мер по исполнению требований федерального закона о противодействии коррупции в части непринятия мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики по непринятию мер по исполнению требований федерального закона о противодействии коррупции в части непринятия мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района в марте 2019 года проведен анализ работы администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики (далее - Администрация) в сфере противодействия коррупции.
В 2018 году судами вынесено 12 решений о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления с возложением определенных обязательств.
Между тем, вопросы правоприменительной практики Администрацией за третий, четвертый квартал 2018 и первый квартал 2019 года не рассматривались, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят.
Данные обстоятельства явились основанием для внесения прокурором района в адрес главы администрации 19.03.2018 года представления об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции.
Проведенной в июне 2019 года проверкой устранения ранее выявленных нарушений закона установлено, что Администрацией нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не выполнены, глава администрации поселения ограничился лишь подготовкой формального ответа без фактического исполнения указанных в преставлении требований.
Просил признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики по непринятию мер по исполнению требований федерального закона о противодействии коррупции в части непринятия мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и обязать последних устранить причины выявленных нарушений и по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений рассмотреть вопрос правоприменительной практики за третий, четвертый квартал 2018 и первый квартал 2019 года.
В судебном заседании помощник прокурора Грозненского района ЧР Дигаев Д.Р. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить административные исковые требования.
Глава администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Об уважительной причине своей неявки суду не сообщил. Письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка представителей административного ответчика, извещённого о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств уважительности причин неявки сторон в судебное заседание не представлено, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд находит административное исковое заявление заместителя прокурора обоснованным, мотивированным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельских поселений относится осуществление мер противодействия коррупции в границах поселения.
Согласно п.6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Пунктом 2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по профилактике коррупции, к которым относятся рассмотрение в органах местного самоуправления, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Доводы административного истца о незаконном бездействии административного ответчика подтверждаются материалами дела.
Неисполнение требований Федерального закона № 273-ФЗ в указанной части может привести к принятию должностными лицами Администрации, на которых Федеральным законом № 131-ФЗ возложены обязанности и функции решений или к совершению действий, имеющих коррупционную составляющую, тем самым привести к нарушениям гарантированных государством прав граждан, субъектов предпринимательства и иных лиц, в том числе и государства.
В связи с вышеизложенным, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, судебные расходы подлежат возмещению из средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики по непринятию мер по исполнению требований федерального закона о противодействии коррупции в части непринятия мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Обязать администрацию Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, рассмотреть вопрос правоприменительной практики за третий, четвертый квартал 2018 и первый квартал 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья: подпись М.Х.Бузуркаев
Копия верна: Судья
Секретарь