Дело №3а-130/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 августа 2019 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ОрловойИ.Н.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
при участии прокурора Овчинниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Паутова Олега Владимировича о признании незаконным решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04 «О регистрации Васильевой Елены Викторовны кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16»,
установил:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 6 июня 2019 года № 85/345-6 «О назначении дополнительных выборов депутата Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16» назначены дополнительные выборы депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16 на 8 сентября 2019 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 9 июня 2016 года № 142/1106-V, в числе прочего, возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
Решением Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04 Васильева Елена Викторовна зарегистрирована кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16.
Паутов О.В. зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04.
Заявленное требование мотивировано тем, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Васильевой Е.В., справка о имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе раздела 4 «Обязательства имущественного характера» не заполнена, сведения о наличии или отсутствии имущественных обязательств кандидата не внесены, что служило основанием для отказа в регистрации кандидата Васильевой Е.В., предусмотренных подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца Паутова О.В. Майрукова Л.И. заявленное основание предъявленного требования просила не рассматривать, дополнив основание заявленного требования, тем, что кандидат Васильева Е.В. в представленной в территориальную избирательную комиссию справке о расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей в разделе 2 (сведения о приобретенном имуществе) указала транспортное средство ..., которое не является недвижимым имуществом, чем нарушила предъявляемые требования к форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года.
Представители административного ответчика Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии Куприна А.В., заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. в судебном заседании заявленное требование не признали, указывая, что указание конкретного имущества, не являющегося недвижимым, приобретенного кандидатом, не нарушает принцип равенства кандидатов, и не служит основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Васильева Е.В. возражая против заявленного административного иска просила отказать в его удовлетворении в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, признав возможным в соответствии с требованиями норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения искового заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту «а» пункту 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Форма сведений, обязательных представлению в соответствии с названной нормой установлена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, пунктом 3 которого определено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным названным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
По смыслу приведенных правовых предписаний кандидаты обязаны в избирательную комиссию сообщить не только сведения о наличии недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, но и об их отсутствии путем заполнения соответствующих строк справки, следовательно, незаполнение графы справок об имуществе, обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации равнозначно непредставлению указанных сведений.
Подпунктом «б» пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ также предусмотрена обязанность по представлению кандидатом в избирательную комиссию сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4.1 статьи 28 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики».
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
Как видно из материалов дела, постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 16 июля 2019 года № 89/368-6 заверен список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва, выдвинутых Чувашским региональным отделением Всероссийской политической партии «...» по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16», в который включена Васильева Е.В.
16 июля 2019 года в Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию поступило заявление Васильевой Е.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16», в которому, в числе прочего, были приложены:
- справки о принадлежащем кандидату и ее супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации;
- справки о расходах кандидата и ее супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Оценив сведения, содержащиеся в справках о принадлежащем кандидату и ее супругу недвижимом имуществе, судом установлено соблюдение кандидатом Васильевой Е.В. требований Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, поскольку в разделе 4 «Обязательства имущественного характера» содержится запись «отсутствует», в связи с чем по заявленному основанию предъявленное зарегистрированным кандидатом Паутовым О.В. требование об оспаривании решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04 «О регистрации Васильевой Елены Викторовны кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16», не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью.
Что касается довода представителя административного истца об оставлении без рассмотрения заявленного основания указанного требования, то оснований, предусмотренных статье 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его удовлетворения не имеется.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Административный истец требование об оспаривании решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04, основанное недостатками справки о расходах кандидата и ее супруга, приложенной к заявлению кандидата Васильевой Е.В. о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (дополнительное основание) предъявил в ходе судебного заседания, состоявшегося 6 августа 2019 года, т.е. по истечении десятидневного срока для его обжалования.
Частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Следовательно, право оспаривания решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04 после истечения десятидневного срока по дополнительному основанию исключается, поскольку зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, намерен исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого кандидата принять участие в выборах, в связи с чем, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, требование административного истца не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.178-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Паутову Олегу Владимировичу в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года № 09/04 «О регистрации Васильевой Елены Викторовны кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу № 16».
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2019 года