Решение по делу № 2а-89/2020 от 02.12.2019

Дело № 2а-89/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2020 г.                          г.Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,

при помощнике судьи Черепановой А.П., исполняющей обязанности секретаря судебного заседания,

с участием административного истца Труновой Т.Н.,

представителя административного ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Захаровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске административное дело по административному иску Труновой Т. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании требования о сносе аварийного многоквартирного дома незаконным в части срока исполнения, обязании изменить требование,

у с т а н о в и л:

Трунова Т.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация МО «Город Архангельск») о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его выполнения, просила обязать административного ответчика установить разумный срок для исполнения требования - не позднее 1 апреля 2020 г. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 28 августа 2019 г. административный ответчик направил ей и другим собственникам жилых помещений в доме требование о сносе дома в срок до 1 июля 2021 г. Считает указанный в требовании срок не разумным. Кроме того, попросила взыскать с административного ответчика понесенные ею расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Лукачук М.Н., Позднякова Л.В., Рудная Н.В., Павлов В.В., Каплун И.А., Бушунова Н.А., Уткина В.И., департамент муниципального имущества Администрации МО «Город Архангельск», министерство имущественных отношений Архангельской области.

Административный истец Трунова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что предусмотренный в требовании срок для решения вопроса о сносе дома является неоправданно длительным. Срок, который она просит установить, является достаточным для проведения всех мероприятий.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Захарова О.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась.

Заинтересованные лица Рудная Н.В., Позднякова Л.В., Лукачук М.Н., Уткина В.И., Бушунова Н.А., Каплун И.А., Павлов В.В. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, попросив рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.

Заинтересованное лицо министерство имущественных отношений Архангельской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по административному иску не представило.

Заинтересованное лицо департамент муниципального имущества Администрации МО «Город Архангельск» о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по иску не представило.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что Трунова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.9-11, 12-13).

Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» по городскому хозяйству от 9 августа 2019 г. № 2663р на основании заключений межведомственной комиссии от 23 июля 2019 г. № 268 многоквартирный дом по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

28 августа 2019 г. Администрация МО «Город Архангельск» направила собственникам жилых помещений (в том числе, и Труновой Т.Н.) требования о сносе аварийного дома, установив срок их исполнения до 1 июля 2021 г. (л.д.15, 16).

Все квартиры в указанном доме находятся в собственности граждан (Рудной Н.В., Труновой Т.Н., Поздняковой Л.В., Уткиной В.И., Лукачук М.Н., Тверитнева В.В., Бушуновой Н.А., Каплун И.А., Павлова В.В.).

Тверитнев В.В., которому принадлежит квартира в доме по ул.<адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97).

Изложенное также подтверждается объяснениями административного истца, представителя административного ответчика, а также сведениями содержащимися в административном исковом заявлении и отзывах на него (л.д.6-8, 53, 101-107), выписке Северного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на квартиры , , по <адрес> (л.д.51-52, 93), требованиях о сносе дома (л.д.57), уведомлениях об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на квартиры , , (л.д.78-80), выписках из ЕГРН (л.д.81-88, 95).

Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из п.10 ст.32 ЖК РФ и разъяснений п.22 Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Оценив данные положения правовых норм, суд пришел к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном жилом доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст.85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В рассматриваемом случае жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Администрация МО «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что установленный срок необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом.

Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании срок - до 1 июля 2021 г., т.е. длительностью около двух лет, никак не связан с указанными административным ответчиком сроками для реализации принятых на общем собрании решений.

Необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе, необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.

Таким образом, установленный в оспариваемом требовании срок его исполнения - до 1 июля 2021 г. - не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административного истца и других собственников, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Учитывая изложенное, административный иск о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения подлежит удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела, периода времени, прошедшего со дня признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, со дня направления собственникам требования о его сносе, суд полагает, что разумным сроком исполнения оспариваемого требования является срок не позднее 1 мая 2020 г. Указанного срока достаточно для решения собственниками вопроса о судьбе дома.

Административный иск подлежит удовлетворению.

Также на основании ч.1 ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб. (л.д.5).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Труновой Т. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» удовлетворить.

Признать незаконным требование Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 28 августа 2019 г. о сносе аварийного многоквартирного жилого дома по ул.<адрес> в части срока его исполнения.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» изменить требование от 28 августа 2019 г. о сносе аварийного многоквартирного жилого дома по ул.<адрес> в части срока его исполнения, определив срок исполнения не позднее 1 мая 2020 г.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Труновой Т. Н. судебные расходы в размере 300 рублей.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в течение 20 дней с момента его фактического исполнения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.

Председательствующий             Т.Ю. Бузина

2а-89/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трунова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Каплун Иван Александрович
Позднякова Лидия Васильевна
Лукачук Маргарита Николаевна
Департамент муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Архангельск"
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Павлов Виталий Владимирович
Рудная Надежда Валерьевна
Бушунова Наталья Анатольевна
Уткина Валентина Ивановна
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Бузина Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
sudis.arh.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация административного искового заявления
02.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
22.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее