УИД: 26RS0003-01-2023-000344-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2024 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> края,
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к дачному некоммерческому товариществу «Приозерное», администрации <адрес> (третьи лица:ООО «Эко-Сити», комитет городского хозяйства администрации <адрес>) о признании незаконным бездействие и возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО,
У С Т А Н О В И Л:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (в последующем уточненным – Т.№) к ДНТ «Приозерное», администрации <адрес> о:
- признании незаконным бездействие ДНТ «Приозерное», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории ДНТ «Приозерное» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП №, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества
- возложении на ДНТ «Приозерное» обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1) подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
2) оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Приозерное» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
3) направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
- возложении на администрацию <адрес> обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Приозерное» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для ДНТ «Приозерное» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Приозерное» выявлены нарушения названного законодательства. Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст.58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, земли, недра, почвы. Согласно ч.1 ст.24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Пунктом «в» статьи 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных, отходов, образующихся, среди прочего, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. В соответствии с п.5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определены объемы годового норматива накопления твердых коммунальных для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ в объеме 1,695 куб.м на одного участника (члена) кооператива/товарищества. Кроме того, согласно п.5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от 14.19.2019 №/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства ц за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовое некоммерческое товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 6 части 7 статьи 18 Закона № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества отнесено принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению- с твердыми коммунальными отходами. Проверкой установлено, что в нарушение требований ст.24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и. «в» ст.8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, п.5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Приозерное» не приняты меры по обустройству на территории ДНТ «Приозерное» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен. В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления ДНТ «Приозерное» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Информация о результатах рассмотрения представления прокурора, принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, недопущению их впредь, до настоящего времени в Ставропольскую межрайонную природоохранную прокуратуру не поступила. Таким образом, ДНТ «Приозерное» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято. Таким образом, вся совокупность вышеприведенных норм в их взаимосвязи указывает на то, что на территории садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества правлением кооператива должна быть организована площадка для накопления твердых коммунальных отходов, а между товариществом и региональным оператором должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч.2 ст.224 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет городского хозяйства администрации <адрес>, что занесено в протокол судебного заседания.
Представитель истца Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, представитель соответчика администрации <адрес>, представитель третьего лица комитета городского хозяйства администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки, которые могут быть приняты судом как уважительные, не уведомили, заявлений, ходатайств не поступило.
Представитель ответчика ДНТ «Приозерное» участвующий до объявления перерыва в судебном заседании Степанов С.Л. с требованиями истца не согласен, пояснил, что от ДНТ трижды в комитет городского хозяйства администрации <адрес> были поданы заявки на согласование места (площадки) накопления ТКО, однако были отказы. Границы ДНТ не отмежеваны, дороги общего пользования поставлены на учет, однако, товарищество не является собственником земель, в связи с чем, эта обязанность администрации города. Соответственно, ДНТ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, решением общего собрания ДНТ было принято о заключении индивидуальных договоров на вывоз мусора. В настоящее время вывоз мусора осуществляется, оплата взимается. Выразил согласие с заключением эксперта, выполненного по поручению суда.
Представитель третьего лица ООО «Эко-Сити», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явился, после объявлении перерыва в судебном заседании, поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Участвуя в процессе Шарко И.П., пояснила, ознакомившись с экспертным заключением, полагает, что спор по существу исчерпан, требования истца являются обоснованными, у ДНТ имеется реальная возможность оборудовать место сбора ТКО.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказатьте обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные права.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, то ДНТ «Приозерное» было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и находится по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены уточненные границы территории ДНТ «Приозерное» в <адрес> и считать ее площадь 155924 кв.м.; предоставить ДНТ «Приозерное» в собственность земельные участки площадью 50150 кв.м. с КН: №, площадью 1458 кв.м. с КН: №, относящиеся к имуществу общего пользования ДНТ «Приозерное» в <адрес>, из земель населенных пунктов, согласно материалам межевания.
С ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Законом N 217-ФЗ.
В соответствии с частью 14 статьи 54 Закона N 217-ФЗ образованные до дня вступления в силу данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу этого Закона, являются земельными участками общего назначения.
Частью 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
Установлено, что часть потребителей, проживающих на территории ДНТ «Приозерное», обратились к региональному оператору ООО «Эко-Сити» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании поданных заявок ООО «Эко-Сити» осуществляет начисление платы обратившимся потребителям. В случае подачи заявки на заключение договора ДНТ «Приозерное», действующего в интересах членов товарищества, ООО «Эко-Сити» прекратит начисление платы за услугу потребителям в частном порядке.
Председателем ДНТ «Приозерное» в судебном заседании не оспаривалось, что на территории Товарищества отсутствуют контейнерные площадки и сами контейнеры для сбора мусора. При этом, заявления о согласовании места площадки ) накопления ТКО председателем товарищества подавались в комитет горхозяйства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ( т.№ ( оборотная сторона) и л.д.№ ( оборотная сторона), л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Решением комитета городского хозяйства администрации <адрес> отказано в согласовании организации места ( площадки ) накопления ТКО по адресу: ДНТ « Приозерное ( пересечение <адрес> и <адрес>). Основанием к отказу послужило подача заявления не соответствует установленной форме и прилагаемые документы выполнены без учета требований раздела 16 Правил № ( т.1 л.д. № оборотная сторона, л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по <адрес> в ответ на запрос о размещении площадки ТКО по адресу: <адрес>, ДНТ «Приозерное», сообщено, что представленные материалы по вопросу размещения площадки ТКО на пересечении <адрес> и <адрес> не содержат необходимых сведений для разрешения вопроса в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дается понятие ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13 Закона № 89-ФЗ предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очисткеот отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиям Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии Федеральным законом.
Приведенные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 217-ФЗ), собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (п. 1).
В соответствии с п.5 ст.3 Закона № 217-ФЗ, имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор ТКО и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретённые для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
В соответствии с п.1 ст.7Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся вих общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно п.3 ч.5 ст.14 Федерального закона № 217-ФЗ, членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанныес осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно пп. 5,6, п.7 ст.18 Федерального закона № 217-ФЗ, к полномочиям правления ДНТ относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.
Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.
Согласно подп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятсяучастие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, производство которой было поручено ООО «Геоком» эксперту-землеустроителю Ковальчук Д.Б..
Согласно выводов заключения эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ в процессе исследования определено, что в районе пересечения (сопряжения) <адрес> и <адрес> имеется наличие земель общего пользования, на которых возможно размещение площадки накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) с соблюдением требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, СП 53.13330. Данный земельный участок (под ТКО) экспертом определен на части з/у с КН № (N 45.022236, E 41.825001) (Приложение к Схеме.2, Схема.3, Схема.4) (Ответ на вопрос 1).
В ходе проведения осмотра и исследования, с учетом существующей планировки и инфраструктуры на территории ДНТ «Приозерное», определено что оптимальных и отвечающим требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21,СП 53.13330, является место размещения площадки для сбора ТКО, по отношению к имеющейся территории ДНТ «Приозерное», расположение (площадки под ТКО) в районе сопряжения <адрес> рассмотрении других вариантов расположения площадок под ТКО определено, что имеющееся места общего пользования, в отличии от места определенного в Вопросе.1, не будут соответствовать нормам и требованиям предъявляемых СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, СП53-13330 к организации и обустройства площадок под ТКО (ответ на вопрос 2).
В соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Согласно ч.2 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда (ч.3 ст.86 ГПК РФ).
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О судебном решении" разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст.67, ч.3 ст.86 ГПК РФ).
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, наряду с заключением эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ, на соответствие заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу (ст. 67, 86 ГПК РФ), то экспертом проведен полный анализ исследования письменных материалов с выездом на место, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, исследовательская часть и выводы экспертизы, подтверждены фотоматериалом, в связи с чем, суд признает заключение эксперта (ст. 57, 60 ГПК РФ) достоверным, допустимым доказательством по делу, которое кладет в основу принятия судебного решения. Ответчиками заключение эксперта не опровергнуто, рецензия не составлялась, о назначении повторной или дополнительной экспертизы в порядке ст. 87 ГПК РФ сторонами не заявлялось.
В соответствии с п.п. 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО савтоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно п. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее СП-53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и пр.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров для накопления ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1.5 м„ иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 217-ФЗ, одной из целей ДНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Таким образом, в соответствии с п.6 ч.7 ст.18 Федерального закона № обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО возложена на правление ДНТ.
Вопреки доводам представителя ДНТ, данное товарищество является надлежащим ответчиком по требованиям истца исходя из выше приведенных норм, и не исключает обязанность по организации места сбора ТКО и не наделяет правом выбора одного из способов, как то создание единого места (площадки) или заключение индивидуальных договоров по вывозу отходов с территории товарищества.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения, в частности, в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Соответственно, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу, в данном случае ДНТ « Приозерное», необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Согласно п. 11, п. 12, п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, Реестр представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными онахождении мест (площадок) накопления ТКО. Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит Схему, которая отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил N 1039).
В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах, и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.
Соответственно, подача заявки заявителем с необходимым приложением к ней сведений, осуществляется не произвольной форме, а соблюдением требований предъявляемых к ней.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик ДНТ «Приозерное» обязано подать заявку в соответствии с правилами обустройства мест накопления ТКО в орган местного самоуправления, организовать контейнерную площадку на территории товарищества и направить региональному оператору заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ДНТ «Приозерное» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: 1) подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему, которая отражает данные о нахождении места (площадки) накопления ТКО в части земельного участка № (N45.022236, Е 41.825001) в соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 1039; 2) оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Приозерное» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; 3) направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ДНТ «Приозерное» о признании незаконным бездействие ДНТ «Приозерное», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по организации мест (площадок) для сбора ТКО, подачи заявки в администрацию, заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО удовлетворению не подлежат, поскольку председателем товарищества подавались заявки в орган местного самоуправления, однако они не соответствовали требованиям, предъявляемымПравилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, в результате чего были отклонены.
Также удовлетворению не подлежат требования истца к администрации <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Приозерное» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для ДНТ «Приозерное» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов, поскольку не представлено доказательств нарушения администрацией <адрес> каких-либо возложенных на неё законом обязанностей, неисполнения полномочий.
Таким образом, исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к дачному некоммерческому товариществу «Приозерное», администрации <адрес> о признании незаконным бездействие и возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на дачное некоммерческое товарищество «Приозерное» ИНН №, ОГРН № не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему, которая отражает данные о нахождении места (площадки) накопления ТКО в части земельного участка № (N45.022236, Е 41.825001) в соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 1039;
- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Приозерное» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
- направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В остальной части требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к дачному некоммерческому товариществу «Приозерное», о признании незаконным бездействие ДНТ «Приозерное», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по организации мест ( площадок) для сбора ТКО, подачи заявки в администрацию, заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО - оставить без удовлетворения.
Требование Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Приозерное» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для ДНТ «Приозерное» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08.05.2024.
Судья подпись Н.М. Кузнецова