№ 33-700/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Алексеевой О.В., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности по выполнению противоаварийных мероприятий
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Тутуковой Г.М., представителя ответчика Администрации города Кургана Волковой О.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности по выполнению противоаварийных мероприятий, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просил суд обязать ответчика организовать противоаварийные мероприятия в жилом доме <адрес>, а именно: провести капитальный ремонт по замене конструкций чердачного перекрытия; установить временные поддерживающие конструкции над квартирами № и № путем устройства подвесов к временным металлическим балкам, уложенным на несущие стены на чердаке.
В обоснование иска прокурор ссылался на результаты проверки соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в ходе которой установлено, что содержание двухэтажного 14-ти квартирного жилого дома, 1958 года постройки, общей площадью 731,4 кв.м, осуществляет МУП «Прометей» на основании постановления Администрации города Кургана от <...> № «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация».
В рамках надзорных мероприятий с привлечением специалистов контрольно-надзорных органов проведено обследование технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома. Согласно акту обследования от <...> №, подготовленному МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», техническое состояние строительных конструкций дома признано ограниченно-работоспособным, облицовки потолка лестничной клетки подъезда № и штукатурного слоя потолка в квартирах № № - недопустимыми, а несущих балок чердачного перекрытия в обозначенных жилых помещениях - аварийным. Необходимо срочно провести противоаварийные мероприятия: разгрузить аварийные участки чердачного перекрытия путем устройства временных поддерживающих конструкций, заменить аварийные балки и щиты наката чердачного перекрытия над квартирами №№, 14, в лестничной клетке выполнить ремонт подшивки потолка. До момента проведения противоаварийных мероприятий ограничить доступ в жилую комнату площадью 20,9 кв.м квартиры №, жилой комнаты площадью 17,3, 15,2 кв.м квартиры №.
Ненадлежащее состояние строительных конструкций многоквартирного дома также отражено в актах, подготовленных МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» от <...> №, <...> №, <...> №. При этом Администрацией города Кургана меры по устранению аварийной ситуации не принимались, на Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации города Кургана акты о наличии аварийной ситуации не рассматривались. По указанному факту прокуратурой города Главе города Кургана внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено, но меры по выполнению противоаварийных мероприятий и предотвращению чрезвычайной ситуации не приняты, что нарушает права жителей многоквартирного дома на безопасные условия проживания.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца прокурор Шведкина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Администрации города Кургана по доверенностям Урванцева Л.В., Богданова Л.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что названный в исковом заявлении вид работ относится к капитальному ремонту.
В суде первой инстанции третье лицо Макарова Е.К. исковые требования прокурора города Кургана поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Третье лицо Алексеева Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» (далее – НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области», Фонд капитального ремонта), о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МУП «Прометей» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности по выполнению противоаварийных мероприятий – удовлетворены.
На Администрацию города Кургана возложена обязанность организовать противоаварийные мероприятия в жилом <адрес> в <адрес>, а именно: провести капитальный ремонт по замене конструкций чердачного перекрытия; установить временные поддерживающие конструкции над квартирами № и №, путем устройства подвесов к временным металлическим балкам, уложенным на несущие стены на чердаке.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Кургана просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Судом не дана оценка доводам представителя ответчика о том, что прокурор не вправе выступать в интересах определенного круга лиц. Исковые требования заявлены прокурором в интересах собственников жилых помещений №№, № <адрес> в <адрес>, что является нарушением ст. 45 ГПК РФ.
Поскольку чердачное перекрытие, аварийные балки и щиты наката относятся к общему имуществу многоквартирного дома, то к участию в деле должны быть привлечены собственники многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера», решение Курганской городской Думы от 06.09.2006 № 246 «Об утверждении Положения о порядке участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Кургана», автор жалобы указывает, что чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) в установленном порядке Администрацией города Кургана не была объявлена, решение о предупреждении ЧС не принято, на обсуждение Комиссии 11.07.2022 выносился вопрос о заключении контракта с независимой экспертной организацией на оценку соответствия выполненных в 2016 году работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного <адрес> в <адрес>, что не позволяет считать ситуацию с указанным домом чрезвычайной.
Администрация города Кургана не наделена полномочиями принимать решения по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собственниками дома не принималось решение о капитальном ремонте общего имущества, общее собрание не проводилось.
В жалобе представитель ответчика ссылается на заключение судебной экспертизы ООО «АНО «Эксперт», согласно которому аварийное состояние конструкций дома возникло из-за работ по капитальному ремонту крыши. Для устранения аварийного состояния перекрытий помещений квартир № необходимо провести капитальный ремонт по их замене на основе проектного решения. Полномочия и ответственность Фонда капитального ремонта при проведении капитального ремонта общего имущества предусмотрены статьями 166, 170, 178, 182, 188 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с чем считает необоснованным отказ суда в привлечении НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» к участию в деле в качестве ответчика.
Считает не обоснованной ссылку суда на наличие угрозы обрушения конструкций балконов, поскольку данный вопрос перед экспертом не ставился, конструкции балконов не исследовались. Полагает, что судебный акт принят к немедленному исполнению без правовых оснований, поскольку к ремонту крыши невозможно приступить в зимнее время года.
По мнению автора жалобы, судебный акт возлагает на Администрацию города Кургана обязанность по совершению определенных действий в отсутствие установленного бездействия, что противоречит статье 124 КАС РФ. При этом ответчик предпринимал попытки к разрешению сложившейся ситуации (направлены письма в ООО «Риск ЖЭУ» и Фонд капитального ремонта о необходимости выполнить комплекс ремонтно-строительных работ согласно акту обследования, проведено общее собрание собственников многоквартирного дома). Таким образом, ответчиком приняты меры по организации противоаварийного ремонта, однако, уполномоченные на его проведение лица от проведения ремонта отказались. Удовлетворение иска не повлекло защиту прав граждан, которые сами обязаны совершать указанные действия. Проведение работ будет осуществляться за счет средств бюджета г. Кургана, что является нецелевым использованием денежных средств, поскольку проведение капитального ремонта не предусмотрено нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Курганской городской прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Волкова О.В. в суде апелляционной инстанции поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Курганской областной прокуратуры Тутукова Г.М. относительно доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения представителя ответчика, прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе городского округа, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе городского округа.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Кургана от <...> № утвержден Порядок и перечень предоставления случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета <адрес> дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории г. Кургана устанавливает порядок оказания на безвозвратной основе за счет средств бюджета города Кургана дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Кургана, а также перечень случаев оказания дополнительной помощи на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования города Кургана.
Дополнительная помощь на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Кургана оказывается при возникновении неотложной необходимости в следующих случаях:
- при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайных ситуаций);
- при возникновении неотложной необходимости предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дополнительная помощь оказывается только в объеме, необходимом для предупреждения и (или) ликвидации последствий, возникших вследствие случаев, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, за счет средств бюджета города Кургана в пределах ассигнований, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана на указанные цели.
Дополнительная помощь оказывается в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и (или) ликвидации последствий, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления Администрации города Кургана от 08.10.2019 № 6623 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», содержание двухэтажного 14-ти квартирного жилого дома 1958 года постройки, общей площадью 731,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «Прометей».
Постановлением Администрации города Кургана от 01.07.2015 № 4318 «О признании пригодными для проживания жилых помещений квартир по адресу: <адрес>», указанные квартиры признаны пригодными для проживания.
Постановлением Администрации города Кургана от 06.08.2015 № 5938 жилые помещения №№ <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, признаны подлежащими капитальному ремонту.
Актом обследования МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» № 605 от 20.12.2016 квартир № № <адрес> жилого <адрес> в <адрес> установлено, что техническое состояние строительных конструкций в пределах <адрес> ограниченно-работоспособное, а чердачного перекрытия над жилыми комнатами, площадью 17 кв.м, 15,2 кв.м – аварийное. Помещения квартиры № не отвечают требованиям пунктов 10, 11 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> №, которым должны отвечать жилые помещения. Возможно восстановление эксплуатационных характеристик строительных конструкций в пределах квартиры № при проведении капитального ремонта. Указано, что в настоящее время необходимо провести противоаварийные мероприятия: ограничить доступ в жилые комнаты, площадью 17,3 кв.м, площадью 15,2 кв.м квартиры №, чердачное перекрытие (в месте прогиба балок перекрытия) выполнить временные разгрузочные конструкции.
Как следует из договора подряда № № от <...>, заключенного между НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» и ООО «Меридиан» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, его предметом определено проведение работ по капитальному ремонту в соответствии с техническим заданием крыши многоквартирного жилого дома.
Постановлением Администрации города Кургана от 03.02.2017 № 757 «О признании помещений квартир № по адресу: <адрес>, подлежащими капитальному ремонту», указанные квартиры признаны подлежащими капитальному ремонту.
В рамках надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой города Кургана с привлечением специалистов контрольно-надзорных органов, обследовано техническое состояние строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Из акта обследования от <...> №, подготовленного МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», техническое состояние строительных конструкций многоквартирного дома по указанному адресу ограниченно-работоспособное, облицовки потолка лестничной клетки подъезда № и штукатурного слоя потолка в квартирах № и № – недопустимое, а несущих балок чердачного перекрытия в обозначенных жилых помещениях – аварийное. Необходимо срочно провести противоаварийные мероприятия: разгрузить аварийные участки чердачного перекрытия путем устройства временных поддерживающих конструкций, заменить аварийные балки и щиты наката чердачного перекрытия над квартирами № и №, в лестничной клетке выполнить ремонт подшивки потолка. До момента проведения противоаварийных мероприятий ограничить доступ в жилую комнату площадью 20,9 кв.м квартиры №, жилой комнаты площадью 17,3 кв.м и 15,2 кв.м в квартире №.
Прокуратурой города Кургана в адрес Администрации города Кургана <...> направлено представление № об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на выявленные факты длительного бездействия по устранению авариной ситуации в многоквартирном доме адресу: <адрес>.
Из ответа Администрации города Кургана от <...> № следует, что на заседании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Курган, <...> рассмотрен вопрос о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и принято решение поручить МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» совместно с представителями организаций, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и Отдела надзорной деятельности профилактической работы по городу Кургану УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области, провести дополнительное обследование жилого дома на предмет соответствия их требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
По сообщению Администрации города Кургана от <...> № многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества. В 2016 году в рамках данной программы выполнен капитальный ремонт крыши дома. Ближайший капитальный ремонт запланирован на 2029-2031 годы с видами работ «ремонт фасада» и «ремонт фундамента». Акт обследования от <...> №, подготовленный МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана», направлен в адрес МУП «Прометей», которое осуществляет управление домом, для принятия мер. Вопрос признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции после соответствующих обследований будет рассмотрен на ближайшем заседании межведомственной комиссии, созданной при Администрации города Кургана.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведение работ по устранению аварийной ситуации в доме является чрезвычайно необходимым и целесообразным в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации – обрушения строительных конструкций, что может повлечь за собой человеческие жертвы, нанести вред здоровью людей и причинить материальный ущерб.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права.
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которой мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, в частности к ним относятся: принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. «б», «г», «е»).
Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должно приниматься меры, направленные на предупреждение причинению вреда жизни и здоровью граждан. Учитывая фактическое аварийное состояние конструкций чердачного перекрытия над квартирами № и № <адрес> в <адрес>, при котором дальнейшее проживание в этих жилых помещениях граждан является угрожающим для их безопасности, судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости принятия органами местного самоуправления мер, направленных на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии принятого Администрацией города Кургана решения об объявлении ситуации чрезвычайной и ее предупреждения основанием к отмене судебного акта не могу быть признаны.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Поскольку жилой <адрес> в <адрес> является многоквартирным, ситуация с возможным обрушением крыши дома угрожает в первую очередь непосредственно жильцам квартир № и № дома, не выходит за пределы муниципального образования город Курган, чрезвычайная ситуация может быть отнесена и квалифицирована как ЧС муниципального характера.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Администрации города Кургана по принятию мер для предупреждения аварийной ситуации с многоквартирным домом, до настоящего времени никакого решения ответчиком не принято. В материалы дела ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств исполнения решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Кургана от <...> №, несмотря на продолжительное время. Каких-либо конкретных мер для устранения недостатков, возникших в квартирах № и № <адрес> в <адрес> не предпринято, кроме предложения жильцам этих квартир не пользоваться отдельными жилыми помещениями. Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции не дал пояснений относительно исполнения обжалуемого судебного акта, обращенного к немедленному исполнению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований считать сложившуюся ситуацию чрезвычайной ситуацией муниципального характера основанием к отмене судебного акта не принимаются.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика об отнесении таких видов работ, как проведение комплексного капитального ремонта по замене конструкций чердачного перекрытия к работам, связанным с некачественно проведенным капитальным ремонтом крыши дома. Организатором которого являлся Фонд капитального ремонта.
Перечисленными выше нормами Федеральных законов предупреждение чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе городского округа, относится к вопросам местного значения, решение которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст. ст. 5, 37 Устава города Кургана к полномочиям Администрации города Кургана относится организация содержания муниципального жилищного фонда, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Кургана.
Общие требования к безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в силу части 2 статьи 5 которого безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Требования механической безопасности предусмотрены в ст. 7 названного Федерального закона, согласно которой строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
С целью определения возникших в доме недостатков и возможных вариантов разрешения ситуации определением Курганского городского суда от <...> назначено проведение независимой судебной экспертизы.
В заключении экспертов № от <...> ООО «Агентство независимой оценки «Эксперт» приведены использованные при проведении экспертизы определения:
- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (Градостроительный кодекс Российской Федерации);
- строительная конструкция - часть сооружения, выполняющая определенные функции несущих или ограждающих конструкций или являющаяся декоративным элементом (ГОСТ 27751-2014);
- несущие конструкции (элементы) - конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, в том числе нагрузку от других частей зданий (ГОСТ 30247.1-94);
- несущие конструкции - строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания (СП 13-102-2003);
- аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий) (СП 13-102-2003.);
- крыша (покрытие) - верхняя несущая и ограждающая конструкция здания или сооружения для защиты помещений от внешних климатических и других воздействий (СП 17.13330.2017);
- авария - техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и животных, целостности и сохранности имущества, снижающее комфортность проживания, приводящее к разрушению или повреждению многоквартирного дома или его частей, нарушению процесса эксплуатации, наносящее ущерб окружающей среде (ГОСТР 51929-2014);
- капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома – комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных, элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (ГОСТ Р 51929-2014);
- капитальный ремонт выборочный - замена (восстановление) общего имущества многоквартирного дома или отдельных его частей, производимая по отношению к меньшей части (некоторым частям) общего имущества многоквартирного дома (ГОСТ Р 51929-2014);
- капитальный ремонт комплексный – замена, восстановление и (или) ремонт общего имущества многоквартирного дома или отдельных его частей, производимая по отношению к большей части общего имущества многоквартирного дома (ГОСТ Р 51929-2014).
Экспертами сделан вывод о том, что чердачные перекрытия (балки) всех (трех) жилых комнат квартиры № и одной жилой комнаты площадью 20,9 кв.м квартиры №, расположенных в <адрес> в <адрес> по состоянию на дату обследования являются аварийными.
Причинами образования аварийной ситуации явились те обстоятельства, что после 30 лет эксплуатации жилого дома (уже в 1988 году) не был проведен капитальный ремонт по замене деревянных чердачных перекрытий и замене кровли из асбестоцементных листов. Дополнительным усугубляющим фактором явились внешние механические воздействия, вызванные падением дерева на крышу здания в 2009 году. Развитию аварийной ситуации также способствовало то обстоятельство, что в 2016 году в ходе капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, была изменена конструктивная схема здания, после чего дополнительную нагрузку от крыши стали воспринимать деревянные чердачные перекрытия.
Для устранения аварийного состояния перекрытий помещений квартир № и № необходимо провести комплексный капитальный ремонт по замене данных конструкций. Работы по замене конструкций следует проводить на основе проектных решений.
Для устранения именно аварийной ситуации в квартирах № в <адрес> в <адрес> потребуется замена чердачных перекрытий. Конструктивные особенности здания (размеры лестничных клеток, чердачных лазов, слуховых окон) могут не позволить доставить новые элементы строительных конструкций к месту проведения ремонтных работ, из-за чего может потребоваться частичный демонтаж конструкций крыши жилого дома. В ходе исследований выяснено, что после проведенного в 2016 году капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> была изменена конструктивная схема здания, а именно нагрузку от крыши стали воспринимать деревянные чердачные перекрытия. Указанные обстоятельства требуют проведения действий для восстановления конструктивной схемы здания до первоначального состояния. В состав восстановительных действий входит изменение конструктивного решения крыши жилого дома, которое может потребовать полного демонтажа крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Необходимость установки временных поддерживающих конструкций над квартирами № и № имеется. Необходимость установки временных страховочных конструкций для аварийных перекрытий помещений квартир № и № в <адрес> в <адрес> обосновывается как минимум указаниями п. 5.5.9 СП 372.1325800.2018. «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации» и п. 4.3.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), утвержденных постановлением Госстроя РФ от <...> №. С учетом индивидуальных характеристик жилого дома, такая возможность имеется.
Экспертное заключение сторонами не оспорено, эксперт допрошен в судебном заседании. Суд первой инстанции обоснованно принял экспертное заключение в качестве допустимого доказательства.
Принимая во внимание изложенное, а также заключение эксперта, установленный решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Кургана от <...> № факт аварийной ситуации в многоквартирном <адрес> в <адрес>, связанной с угрозой возможного обрушения отдельных участков межэтажного перекрытия, расположенного непосредственно над квартирами № и №, причиной которого в том числе является и некачественное проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения в части возложения на Администрацию города Кургана обязанности по проведению капитального ремонта по замене конструкций чердачного перекрытия.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу п.11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Таким образом, поскольку действующим законодательством обязанность по проведению капитального ремонта на ответчика не возложена, экспертным заключением установлены причины, приведшие к необходимости замены конструкций чердачного перекрытия, послужившие основанием для возникновения аварийной ситуации, в результате проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Администрацию города Кургана обязанности заменить конструкции чердачного перекрытия.
С учетом изложенного требования о проведении капитального ремонта по замене конструкций чердачного перекрытия удовлетворению не подлежат, а решение в чанной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении Фонда капитального ремонта к участию в деле в качестве соответчика основанием к отмене судебного акта не являются, поскольку Фонд привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Правоотношения по качеству организованного Фондом капитального ремонта возникли с собственниками многоквартирного жилого дома, тогда как прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц. Требования иска основаны на нормах законодательства о предотвращении чрезвычайной ситуации, требующей принятия мер в срочном порядке, в связи с чем суд обоснованно обратил решение к немедленному исполнению.
С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, анализа представленных в деле доказательств требования прокурора о возложении на Администрацию города Кургана обязанности по установке временных поддерживающих конструкций путем устройства подвесов к временным металлическим балкам, уложенным на несущие стены на чердаке обоснованно удовлетворены судом.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 декабря 2022 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на Администрацию города Кургана обязанности организовать проведение капитального ремонта по замене конструкций чердачного перекрытия в жилом <адрес> и в данной части требований прокурора города Кургана отказать.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 марта 2023 года