Дело № 2-1277/19 10 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Для публикации на интернет сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Кондрашевой М.С.
при секретаре Карпове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Жилкомсервис № 2 Калининского района» к ФИО3 об обязании: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Истец: ООО «Жилкомсервис № 2 Калининского района» Санкт-Петербурга обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику ФИО6 об обязании: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ, произвести демонтаж в виде блока кондиционера, рольставен на уровне первого этажа в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что истец осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес> на основании акта о приеме - передачи здания (сооружения) форма № ОС-1а № 587 от февраля 2008 года и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования от 17 ноября 2007 г. Собственником нежилого помещения по адресу <адрес>, пом. 5Н является ФИО6 Ответчик самовольно, без согласия собственников помещений в указанном доме и без согласования с КГА установил кондиционер на фасаде дома с парадного входа на уровне второго этажа, пристроил рольставни на уровне первого этажа по адресу <адрес>, пом. 5Н. В адрес ответчика было направлено Предписание № 1 от 17.05.2018 г., предписание № 741 от 21.05.2018 г., предписание № 670 от 16.05.2018 г. со стороны истца с требованием представить в Управляющую организацию протокол общего собрания собственников дома, выражающие согласие собственников и разрешительный пакет документов (согласие КГА), либо демонтировать самовольно установленное дополнительное оборудование. Однако, ответчик указанных документов не представил, демонтаж не осуществил. На основании изложенного истец просил об удовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 3-6).
В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в их окончательной редакции истец просит обязать ответчика: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание 10 апреля 2019 года явилась представитель истца, действующая на основании доверенности, ФИО2, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании 10 апреля 2019 года против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала ранее приобщённый к материалам дела письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 79-81), согласно которому требования истца не основаны на законе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального Кодекса РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а согласно статье 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Материалами дела установлено, что нежилое помещение <адрес> проспекту в Санкт-Петербурге является собственностью ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20 июня 2005 года N 279-36 "О переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые" перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые независимо от формы собственности осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи (решение о согласовании), является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч. 8 ст. 23 ЖК РФ).
Завершение указанных в части 8 названной статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9 ст. 23 ЖК РФ).
Таким образом, фактическое производство работ по перепланировке, переустройству жилого помещения для его использования в качестве нежилого может быть начато после согласования перевода.
Из письма КГА № 1-4-13445/Э от 04.08.2006, адресованного ФИО3 и Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, следует, что КГА разрешает разработать проект устройства дополнительного хода по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 87).
Распоряжением Администрации Калининского района Санкт-Петербурга № 554-р от 14.05.2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> принадлежащие на праве частной собственности ФИО3 переведено в нежилое помещение для использования под магазин промышленных товаров (при условии проведения в установленном порядке работ по перепланировке квартиры с оборудованием отдельного входа) (л.д.85).
Согласно справке филиала СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» ПИБ Калининского района № 1930/04 от 10.08.2009 года по имеющимся у них данным <адрес>, на основании Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга Администрации Калининского района № 554-р от 14.05.2007г.‚ переведена в нежилое помещение для использования в качестве магазина промышленных товаров. На основании проекта перепланировки, согласованного МВК от 23.03.2007г‚‚ протокол №32 (Акт МВК о принятии работ по перепланировке от 04.10.2007 г.) вновь сформированному помещению присвоен № общая площадь по состоянию на 14.08.2007г. составляет 57,0 кв.м. Наружные границы помещения не изменены. (л.д. 94).
Из представленного в материалы дела санитарно-эпидемиологического заключения № 78-02-05-6 от 12.01.2007, выполненным Территориальным отделом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах следует, что проект перепланировки квартиры № по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> под магазин промешенных товаров с оборудованием отдельного входа соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Указанное заключение стороной истца не оспаривалось, ходатайств о назначении строительной экспертизы заявлено не было.
Истец, заявляя требования об обязании: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ, ссылается на отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на вышеуказанные работы.
При этом, истец, выражая несогласие с произведенной перепланировкой (реконструкцией), которая была произведена с целью изменения назначения помещения, в качестве меры восстановления нарушенного права просит восстановить, произведенную перепланировку, не оспаривая назначение этого помещения - перевод из жилого помещения в нежилое, выполненный с согласия соответствующих исполнительных органов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проект перепланировки нежилого помещения был согласован.
Таким образом, из представленных в суд письменных доказательств, следует, что произведенная перепланировка помещения произведена при наличии основания - документа, подтверждающего принятие органом, осуществляющим согласование, решения о согласовании.
По мнению суда, вышеуказанные документы подтверждают доводы ответчика о том, что перепланировка произведена на законном основании.
Кроме того, следует отметить, что приведение нежилого помещения в первоначальное (проектное) состояние, то есть в жилое помещение, возможно только в случае признания судом разрешения на перевод жилого помещения в нежилое незаконным, поскольку, произведенные работы являются следствием перевода помещения из одного назначения в другое, а не наоборот, однако такое требование истцом не заявлено.
В настоящее время работы по перепланировке помещения завершены, зарегистрировано право собственности на нежилое помещение с изменениями в отношении технических характеристик объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований об обязании: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ (в том виде, в котором они заявлены)- не имеется.
Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, однако зарегистрированное право ответчика никем не оспаривалось.
В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации при отказе истцу в удовлетворении исковых требований понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Жилкомсервис № 2 Калининского района» к ФИО3 об обязании: демонтировать самовольно установленную конструкцию крыльца здания, возведенную как вход в нежилое помещение, обязании привести помещение в части восстановления оконных проемов и фасада многоквартирного дома в состояние, соответствующее техническому паспорту, выданному БТИ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 15 апреля 2019 года.