Дело № 2-429/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2015 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
с участием помощника прокурора Моркинского района Афанасьева В.Н.,
при секретаре Мироновой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Морки
гражданское дело по иску прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Шабанова А. А. к ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница» о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги,
у с т а н о в и л :
Прокурор Моркинского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Шабанова А.А. к ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница» с иском о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги за период с мая 2014 года по май 2015 года включительно в размере 14 539 руб., в обоснование заявленных требований указав, что Шабанов А.А., как медицинский работник, вышедший на пенсию, не получает возмещение расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и отопление.
В судебном заседании помощник прокурора Моркинского района Афанасьев В.Н. заявленные исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные в исковом заявлении.
Истец Шабанов А.А. на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.
Представители ответчика ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница» Смирнов И.Ю., действующий на основании доверенности №6 от 3 октября 2014 года, и Андреева Г.А., действующая на основании доверенности от 7 августа 2015 года, исковые требования не признали и пояснили, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение специалистам системы здравоохранения, вышедшим на пенсию по старости, такой услуги как содержание и ремонт жилья, за отопление оплата должна производиться частично в размере 100% норматива потребления на социальную норму общей площади жилья.
Представитель третьего лица-Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии сост.59Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Статьей 160 ЖК РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанным законом статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организации здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Приведенное положение также утратило силу в связи принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2012 года частью 2 ст.72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании анализа положений законодательства следует сделать вывод, что федеральным законом не отменено предоставление льгот, а предложено субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
В целях реализации федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».
Согласно п.1 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - учреждение).
В п.2 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З предусмотрено, что социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам, в том числе, государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В силу п.п. «г» п.2 Перечня должностей специалистов в сельской местности, которым оказывается социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2005 г. № 3, к специалистам государственной системы здравоохранения отнесены, в том числе, врачи и средний медицинский персонал.
Согласно п.4 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.
Истец Шабанов А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: п…. ул. …, д… кв…. Моркинского района Республики Марий Эл, является пенсионером и относится к категории лиц из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа в учреждении здравоохранения, что следует из его трудовой книжки и пенсионного удостоверения.
Следовательно, истец имеет право на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст.3 ч.2 Закона Республики Марий Эл 2 декабря 2004 года №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг носит персонифицированный характер и оказывается специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах:
100 % оплаты за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья;
50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления;
100 % оплаты тепловой энергии в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;
100 % оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;
100 % оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), приобретаемого в пределах нормативов потребления.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл №8 от 17 января 2005 года утверждены Стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми социальная норма площади жилья составляет 18 кв.м. на 1 гражданина.
За период с мая 2014 года по май 2015 года истцом понесены расходы за содержание и ремонт жилого помещения площадью 52,5 кв.м. и отопление в размере 19742,85 руб.
Принимая во внимание, что возмещение затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг производится в пределах нормативов потребления соответствующих услуг, возмещению за указанный период подлежат расходы за содержание и ремонт жилого помещения в сумме 1626,48 руб. и отопление в размере 4644,12 руб., а всего 6270,60 руб.
Предоставление медицинским работникам на территории Республики Марий Эл мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, не ухудшает условия их предоставления и не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с положениями Коллективного договора ГБУ РМЭ «Моркинская центральная районная больница» работодатель обязуется обеспечивать меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам, проживающим и работающим в сельской местности (п.8.1-8.4).
Поскольку ответчик принял на себя обязательства по возмещению расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые им не выполняются, они подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы представителей ответчика о том, что законодательством не предусмотрено возмещение такой услуги как содержание и ремонт жилья, суд находит необоснованными.
Право на меры социальной поддержки было приобретено истицей до введения в действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ч.2 ст.72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не могут снижать объем социальных прав, приобретенных медицинскими работниками на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, должны обеспечивать возможность их сохранения после указанной даты, в том числе, путем предоставления им в соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Установление субъектом Российской Федерации ограниченных пределов возмещения расходов по оплате жилья медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством.
В силу ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
По смыслу положений статей 153 и 154 ЖК РФ право медицинских работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением подразумевает предоставление указанной категории лиц льгот по плате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.
Следовательно, право медицинских работников на возмещение расходов на оплату жилого помещения, установленное и гарантированное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе, в части возмещения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п.9 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, на основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Моркинская центральная районная больница» (ОГРН/ИНН …./…, дата регистрации … года) в пользу Шабанова А. А. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг – за содержание и ремонт жилого помещения в сумме 1626 руб. 48 коп. и отопление в размере 4644 руб. 12 коп., а всего 6270 руб. 60 коп.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Моркинская центральная районная больница» (ОГРН/ИНН …/…, дата регистрации … года) госпошлину в размере 400 рублей в доход бюджета Муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в лице Межрайонной ИФНС России №2 в Республике Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий
судья: Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 1 сентября 2015 года.