Дело № 33а-6749/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гринякиной Н.И., Тарно В.А. к Администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым, заинтересованные лица – Гринякин Ю.В., ГБУ РК «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Ялта Республики Крым, о признании незаконными и отмене решений,
по апелляционной жалобе представителя Департамента социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым Бархатовой Т.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного ответчика Бархатовой Т.В., административных истцов Гринякиной Н.И. и Тарно В.А., заинтересованного лица Гринякина Ю.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
Гринякина Н.И., Тарно В.А. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 25 декабря 2019 года №3202-п «О расторжении договора от 05.12.2017 года №16 «О продлении срока пребывания в приемной семье Тарно В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения» и закрытии приемной семьи Гринякиных»; признать незаконным и отменить решение Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым о приостановке выплаты по назначению меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях»; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения, путем восстановления выплаты.
Требования мотивированы тем, что 21.11.2017 года Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление №3931-п о продлении срока пребывания Тарно В.А. в приемной семье Гринякиных до окончания обучения в ГБПОУ РК «Ялтинский экономико-технологический колледж». На основании данного постановления между Администрацией города Ялта Республики Крым с одной стороны и Гринякиным Ю.В. и Гринякиной Н.И. с другой заключен договор от 05.12.2017 года №16 о продлении срока пребывания в приемной семье. Однако оспариваемым постановлением от 25 декабря 2019 года №3202-п Администрацией города Ялта Республики Крым в одностороннем порядке расторгнут договор от 05.12.2017 года №16, а постановление от 21.11.2017 года №3931-п признано утратившим силу. В этой связи Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым принял решение о приостановке выплаты по назначению меры социальной поддержки «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях». По мнению истцов, орган местного самоуправления не вправе был отменять ранее принятое постановление, так как на основании отмененного постановления был заключен гражданско-правовой договор. Данный договор мог быть расторгнут только в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Представитель Департамента социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым Бархатова Т.В. не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.06.2020 года отменить в части признания незаконным решения Департамента социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым от 24.12.2019 года и обязании повторно рассмотреть вопрос о возобновлении выплаты. В обоснование жалобы указывает, что Департамент без действующего договора о приемной семье либо решения органа опеки и попечительства не имеет полномочий принимать документы, назначать и выплачивать ежемесячную помощь на детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством).
В судебном заседании представитель Департамента социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым Бархатова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административные истцы Гринякина Т.И., Тарно В.А., а также заинтересованное лицо – Гринякин Ю.В. просили оставить без изменений решение суда первой инстанции.
Представители ГБУ РК «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» и Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Ялта Республики Крым в судебное заседание не явились, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Положениями части 1 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 2 части 2 этой же статьи суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В соответствии с положениями статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Гринякина Н.И. и Тарно В.А. оспаривают решение органа местного самоуправления о расторжении договора от 05.12.2017г. о продлении срока пребывания в приемной семье и действия по приостановлению выплаты ежемесячной помощи, назначенной в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 683 (ред. от 27.07.2016) «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям».
Таким образом, спорные правоотношения в рамках настоящего дела не возникают из административных и иных публичных правоотношений, а связаны с реализацией семейных и социальных прав из договора о приемной семье.
Исходя из изложенного, поданное исковое заявление Гринякиной Н.И., Тарно В.А. подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно части 5 статьи 16.1 КАС РФ суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 11 июня 2020 года «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суде апелляционной инстанции» при установлении в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции (часть 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
Перейти к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Гринякиной Н.И., Тарно В.А. к Администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту социальной политики Администрации г. Ялта Республики Крым, заинтересованные лица – Гринякин Ю.В., ГБУ РК «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Ялта Республики Крым, о признании незаконными и отмене решений, по правилам гражданского судопроизводства.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.В. Кучеренко