Решение по делу № 12-41/2024 от 27.04.2024

Дело №12-41/2024

Решение

29 мая 2024 года                                    г.Глазов

Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Рубанова Н.В., с участием старшего помощника Глазовского межрайонного прокурора Петровой Л.С., лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Девятых Е.В., представителей должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Глазове Шаталовой М.А., Войкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Глазовского межрайонного прокурора на постановление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Глазове № 12 от 17.04.2024 в отношении Девятых ЕВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ,

установил:

07.03.2024 постановлением и.о. Глазовского межрайонного прокурора в отношении должностного лица-исполняющего обязанности директора Муниципального учреждения дополнительного образования «Спортивная школа Глазовского района» (далее МУДО «СШ Глазовского района») Девятых Е.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ.

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове № 12 от 17.04.2024    производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении директора МУДО «Спортивная школа Глазовского района» Девятых Е.В прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявлено устное замечание.

Не согласившись с обоснованностью постановления от 17.04.2024 Глазовский межрайонный прокурор опротестовал его в суд, просил отменить данное постановление, а дело направить на повторное рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове, мотивируя тем, что факты устранения нарушений в части проведения медицинского осмотра и прохождения гигиенической аттестации, на которые ссылается директор МУДО «СШ Глазовского района» могут быть приняты во внимание лишь при назначении наказания и не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Отсутствие финансирования, невозможность устранить выявленные нарушения в срок до 21.02.2024 в связи с назначением на должность исполняющего обязанности директора лишь 09.01.2024, не может быть признано обстоятельством, позволяющим не соблюдать в учреждении дополнительного образования санитарные нормы и правила, пренебрегать безопасными условиями обучения, воспитания обучающихся, ставить под угрозу жизнь и здоровье их и работников спортивной школы. Кроме того, до назначения на должность и.о. директора Девятых Е.В. принята по основной должности заместителем начальника по АХЧ МУДО «СШ Глазовского района», в обязанности которой входил в том числе, контроль за соблюдением безопасных условий, надлежащего санитарного состояния. Принятие комплекса исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанностей директора, недопущения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, по делу не установлено. Сведений о том, что Девятых Е.В. обращалась к учредителю с просьбой финансирования, и при этом денежные средства на указанные цели не выделялись, в материалах дела не имеется. Основания, которые были положены начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Глазове в обоснование малозначительности совершенного Девятых Е.В. административного правонарушения, являются необоснованными.

В судебном заседании ст.помощник Глазовского межрайонного прокурора Петрова Л.С. доводы, изложенные в протесте, поддержала.

Представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове Шаталова М.А., Войкина О.В. в судебном заседании пояснили, что при оценке степени общественной опасности выявленных нарушений, начальник территориального отдела обоснованно пришла к выводу о малозначительности совершенного Девятых Е.В. административного правонарушения. Доказательств того, что последствия нарушения повлекли угрозу охраняемым общественным отношениям, не представлено. Сколы краски покрытия полов в коридоре на втором этаже здания МУДО «СШ Глазовского района» не представляют собой существенного нарушения санитарного законодательства, поскольку не несут угрозы вреда жизни и здоровью детей. Отсутствие профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, устраненное на момент рассмотрения дела, также не повлекло за собой вреда жизни и здоровью детей. Кроме того, Девятых Е.В., исполняла обязанности директора временно, на период его отстранения от работы с 09.01.2024. Проверка прокуратуры была 21.02.2024. МУДО «СШ Глазовского района» является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета, у Девятых Е.В. не было возможности за короткий срок устранить данные нарушения. Просят оставить постановление Управления без изменения, протест прокурора-без удовлетворения.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Девятых Е.В., также просила постановление Управления Роспотребнадзора оставить без изменения, протест прокурора-без удовлетворения, указала, что аттестацию сотрудники прошли.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Названная норма является специальной ввиду особой значимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований применительно к условиям воспитания и обучения детей, то есть к той части населения, которая не способна самостоятельно осуществлять и защищать свои права.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в части 1 статьи 6.7 КоАП РФ субъектов административной ответственности (должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу положений п.8 ч. 1 ст. 41 этого Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании пункта 3 части 4 указанной статьи, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно положений ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с п. 1.5 СП 2.4.3648-20 работники хозяйствующих субъектов должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года, работники комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи - ежегодно) вакцинации и иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

Между тем, как следует из материалов дела, в МУДО «Спортивная школа Глазовского района» отсутствует профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация сотрудников у ФИО5 (№ личной медицинской карточки 52539060), ФИО6 (№ личной медицинской карточки 50741969), ФИО7 (№ личной медицинской карточки 31106632), Черенёвой С.Р. (№ личной медицинской карточки 8872770).

Согласно п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

Вместе с тем, отделка полов в коридоре на втором этаже здания МУДО «Спортивная школа Глазовского района» имеет дефекты и повреждения (сколы краски).

Причинами и условиями, способствующими нарушению требований санитарно-эпидемиологического законодательства является ненадлежащая организация работы, в том числе ослабление контроля за деятельностью работников со стороны руководителя-исполняющего обязанности директора учреждения Девятых Е.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.03.2024, распоряжением Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» .2-лс от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о переводе Девятых Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором, заключенным между МУДО «Спортивная школа Глазовского района» и Девятых Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии последней заместителем директора по АХЧ; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ; приказом МУДО «Спортивная школа Глазовского района» л/с от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу работников; справкой врача по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г.Глазове о выявленных нарушениях в МУДО «СШ Глазовского района»; приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО9 приказом л/с от 07.07 об уменьшении нагрузки сторожа и приеме на работу ФИО7; копией медицинской книжки Черенёвой С.Р.; копией медицинской книжки ФИО7; копией медицинской книжки ФИО6; справкой МУДО «СШ Глазовского района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Девятых Е.В., как должностного лица в совершении данного административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Девятых Е.В. является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в МУДО «СШ Глазовского района», то есть надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

Девятых Е.В. имела возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При производстве по делу об административном правонарушении должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях Девятых Е.В., как должностного лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Между тем, с законностью принятого решения о прекращении дела в связи с малозначительностью правонарушения согласиться нельзя.

В данном случае, с учетом признаков объективной стороны, роли лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, существенно нарушены охраняемые общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и установленные действия и.о. директора МУДО «СШ Глазовского района» не могут быть признаны малозначительными.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Исходя из характера совершенного административного правонарушения в сфере нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, посягающего на право несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, что может стать причиной возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди учащихся, а также принимая во внимание тот факт, что до назначения на должность и.о. директора Девятых Е.В. принята по основной должности заместителем начальника по административно-хозяйственной части МУДО «СШ Глазовского района», в обязанности которой входил, в том числе контроль за соблюдением безопасных условий, надлежащего санитарного состояния, продолжила ненадлежащим образом относиться к исполнению своих обязанностей, в связи с чем задачи законодательства об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 1.2 КоАП РФ, не могут быть выполнены при ее фактическом освобождении от административного наказания за содеянное, которое не обладает признаками малозначительности.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В соответствии с установленными по делу обстоятельствами, у привлеченного к ответственности должностного лица – Девятых Е.В. имелись возможности по соблюдению нарушенных санитарно-эпидемиологических норм и правил, но она не приняла достаточных мер для их соблюдения. Данным административным правонарушением создана угроза причинения вреда здоровью детей - учащихся, что исключает возможность признания административного правонарушения малозначительным.

Таким образом, положенное в основу постановления о признании вменяемого и.о. директора МУДО «СШ Глазовского района» Девятых Е.В. административного правонарушения малозначительным суждение начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове о том, что совершенное указанным должностным лицом деяние не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, является ошибочным. Такое суждение не учитывает приведенные выше положения и должным образом не мотивировано.

Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое деяние в качестве малозначительного.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При данных обстоятельствах обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассмотреть.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.2, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 17.04.2024 начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове в отношении исполняющего обязанности директора МУДО «Спортивная школа Глазовского района» Девятых ЕВ об освобождении от административной ответственности по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ и объявлении устного замечания, отменить, направить дело на новое рассмотрение в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове.

Протест Глазовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Верховный суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.

         Судья                                 Н.В.Рубанова

12-41/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Глазовская Межрайонная прокуратура
Ответчики
директор МУДО "Спортивная школа Глазовского района" Девятых Елена Владимировна
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Рубанова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
02.05.2024Материалы переданы в производство судье
02.05.2024Истребованы материалы
06.05.2024Поступили истребованные материалы
29.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
14.08.2024Вступило в законную силу
03.09.2024Дело оформлено
03.09.2024Дело передано в архив
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее