<данные изъяты>
Дело № 2-847/2024
УИД: 29RS0021-01-2024-001529-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 30 июля 2024 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приб А. А.ча к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Плесецкий», Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в связи с неоказанием медицинской помощи, в период содержания в изоляторе временного содержания, незаконными действиями сотрудников изолятора временного содержания,
установил:
Приб А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Плесецкий» (далее – ОМВД России «Плесецкий») о взыскании компенсации морального вреда в связи с неоказанием медицинской помощи, в период содержания в изоляторе временного содержания, незаконными действиями сотрудников изолятора временного содержания. Исковые требования мотивирует тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере № Изоляторе временного содержания (далее – ИВС) ОМВД России «Плесецкий». В связи с имеющимся у него заболеванием «органическое расстройство личности» и плохим самочувствием, он ежедневно неоднократно обращался к сотрудникам ОМВД России «Плесецкий» с просьбой об оказании медицинской помощи, в чем ему было отказано. В течение <данные изъяты> дней содержания в ИВС, только один раз ему была вызвана медицинская помощь. ДД.ММ.ГГГГ начальником ИВС Сухановым И.О. было принято решение приковать его к спальному месту, он был незаконно водворен в карцер на <данные изъяты> суток, при этом у него были изъяты постельные принадлежности, он был лишен возможности сходить в туалет для отправления естественных надобностей, приема пищи за столом. В отношении него были применены спецсредства в виде разряда электрошокером в область ноги. Полагает, что указанными действиями сотрудников ОМВД России «Плесецкий» был причинен вред его здоровью, он испытывал страх за свою жизнь в связи с содержанием в нечеловеческих условиях. Приб А.А. просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Плесецкая центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ»).
Истец Приб А.А. участвующий в судебном заседании по видеоконференц-связи, исковые требования поддерживает по доводам искового заявления.
Представитель ответчиков ОМВД России «Плесецкий», МВД России Асессорова Л.В., действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения требований Приб А.А., поскольку сотрудниками ИВС ОМВД России «Плесецкий» выполнены установленные законодательством требования в целях оказания истцу медицинской помощи. По просьбе истца была вызвана бригада «Скорой медицинской помощи», медицинскими работниками истцу была оказана медицинская помощь, истец был обеспечен лекарственными препаратами в соответствии с предписанными рекомендациями. Предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и по охране указанных лиц во время производства процессуальных действий.
В силу пункта 42 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержание под стражей – это пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 103-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьями 6 и 7 Закона № 103-ФЗ определено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным федеральным законом и иными федеральными законами.
Возможность перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца закреплена в части 1 ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Закона № 130-ФЗ).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1 ст. 15 Закона № 103-ФЗ).
В силу пунктов 9 и 11 статьи 17, статьи 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Таким лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 2 ст. 24 Закона № 103-ФЗ).
В силу п. 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС
Положениями п. 124 указанных Правил установлено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.
Из пункта 125 Правил следует, что при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового – в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Совместным приказом Приказ МВД РФ № 1115 и Минздрава РФ № 475 от 31 декабря 1999 года утверждена «Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел».
В соответствии с пунктов 9 и 10 названной Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.
Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.
При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).
В соответствии с п. 13 Инструкции изолируются от окружающих также лица с признаками психического заболевания. Совместное содержание их с другими лицами допускается лишь после осмотра и письменного заключения врача-психиатра.
Пунктом 15 Инструкции предусмотрено, что при выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел)) в установленном порядке вызывает бригаду скорой медицинской помощи.
Из содержания пунктов 16 и 20 Инструкции следует, что если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения. При отсутствии показаний к госпитализации старшим медицинским работником бригады скорой медицинской помощи составляется соответствующая справка с указанием результатов осмотра, диагноза, выполненных медицинских манипуляций, а также рекомендаций для медицинских работников ИВС по ведению данного больного. Указанная справка приобщается к личному делу лица, содержащегося в ИВС. Сведения, изложенные в справке, переносятся медицинским работником ИВС в журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
Лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС (п. 21 Инструкции).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы названные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1 и 3 статьи 26 поименованного закона).
В соответствии с частью 2 ст. 35 Закона № 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
В соответствии с подпунктом «г» п. 11 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н, поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц.
В соответствии с подп. «а» п. 13 Порядка поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни, указанных в пункте 11 Порядка.
Судом установлено, что истец Приб А. А.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в ИВС ОМВД России «Плесецкий» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (прибыл из СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> и убыл в СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>), в связи с участием в судебном заседании по рассмотрению уголовного дела мировым судьей судебного участка № Плесецкого судебного района <адрес>, что подтверждается записями в книге учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России «Плесецкий», копиями попутных списков.
Из материалов дела следует, что Приб А.А. имеет заболевание «органическое расстройство личности, симуляция психотических расстройств», получает медицинскую помощь по месту содержания под стражей.
В связи с тем, что штатное расписание ИВС ОМВД России «Плесецкий» не предусматривает должность медицинского работника, медицинское обеспечение лиц, содержащихся в ИВС в спорный период осуществляюсь медицинским персоналом ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № об оказании услуг по проведению медицинских осмотров лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОМВД России «Плесецкий».
Из копии журнала медицинских осмотров следует, что в день поступления в ИВС ОМВД России «Плесецкий» ДД.ММ.ГГГГ, жалоб на здоровье Приб А.А. не высказывал.
В медицинской карте Приб А.А. имеется указание о наличии у него заболевания <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ по просьбе Приб А.А. сотрудниками ИВС дважды вызвалась бригада скорой медицинской помощи, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ. По результатам осмотра бригадой скорой медицинской помощи сделаны записи об установлении диагноза, проведенных обследованиях, назначении лекарственного препарата, даны рекомендации о необходимости консультации психиатра, дано заключение о возможности содержания истца в одиночной камере.
Факт вызова бригады скорой медицинской помощи и объем оказанной медицинской помощи также подтверждается копиями карты вызова скорой медицинской помощи, предоставленной ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ».
При убытии Приб А.А. из ИВС ОМВД России «Плесецкий» по окончании периода содержания ДД.ММ.ГГГГ жалоб на здоровье со стороны истца не зафиксировано.
При рассмотрении ОМВД России «Плесецкий» жалобы Приб А.А. на действия сотрудников ИВС, по доводам, аналогичным указанным в исковом заявлении, было установлено, что Приб А.А. прибыл в ИВС с медицинскими препаратами по назначению лечащего врача, был обеспечен ими на весь период пребывания в изоляторе временного содержания.
Сведений об ухудшении состояния здоровья, в том числе с учетом имеющегося у Приб А.А. заболевания, в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного, оснований полагать, что Приб А.А. в период его содержания в ИВС ОМВД России «Плесецкий» не была оказана надлежащая медицинская помощь, у суда не имеется.
По прибытии в ИВС ОМВД России «Плесецкий» Приб А.А. был осмотрен медицинским работником ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ», жалоб на состояние здоровья не зафиксировано.
ДД.ММ.ГГГГ Приб А.А. в связи с его жалобами на ухудшение состояния здоровья, сотрудниками ИВС ОМДВ России «Плесецкий» была вызвана бригада скорой медицинской помощи, установлен диагноз, по результатам осмотра противопоказаний к одиночному содержанию в камере ИВС не выявлено, рекомендована консультация врача-психиатра.
Как следует из материалов дела, вызову бригады скорой медицинской помощи предшествовало поведение Приб А.А., который ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут, находясь в камере №, стал громко кричать о том, что он имеет психическое расстройство, выражался грубой нецензурной бранью, разговаривал с собой, стучал в стены.
После замечания сотрудников ИВС, Приб А.А. оторвал от пола скамейку, бросил её в дверь камеры, вел себя агрессивно, выражался грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников полиции. В отношении Приб А.А. была применена физическая сила и средства сковывания движения (наручники).
В 16 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ Приб А.А. освободившись от наручников, продолжил вести себя агрессивно, сломал радиоточку, кнопку вызова дежурного, кран с водопроводной водой, на требования сотрудников ИВС прекратить противоправные действия не реагировал.
Ввиду неповиновения Приб А.А. законным требованиям сотрудников полиции, в отношении него была применена физическая сила и специальные средства ограничения подвижности.
Согласно ст. 38 Закона № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания в виде выговора либо водворения в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых – на срок до семи суток.
В соответствии со ст. 39 Закона № 103-ФЗ взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения – не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание налагается в письменной форме начальником места содержания под стражей.
Согласно ст. 40 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы.
Как следует из материалов дела, в связи с допущенным ДД.ММ.ГГГГ нарушением установленного порядка содержания под стражей, Приб А.А. был подвергнут взысканию в виде водворения в карцер сроком на 10 суток.
Перед применением взыскания Приб А.А. было предложено дать письменное объяснение, от дачи которого он отказался, о чем составлен соответствующий акт, подписанный тремя сотрудниками ИВС ОМВД России «Плесецкий».
Перед водворением в карцер Приб А.А. был осмотрен медицинским работником ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ», получено медицинское заключение о возможности одиночного содержания, о чем сделана соответствующая запись в журнале медицинских осмотров.
Постановление о наложении взыскания в виде водворения в карцер вынесено врио начальника ИВС ОМВД России «Плесецкий» капитаном полиции Колосом Т.П., объявлено содержащемуся под стражей Приб А.А., который отказался расписываться в ознакомлении с постановлением о наложении взыскания о чем, составлен соответствующий акт.
В связи с тем, что в ИВС ОМВД России «Плесецкий» карцер как отдельное помещение отсутствует, Приб А.А. содержался в режиме карцера в той же камере, в связи с чем, у него были изъяты постельные принадлежности.
Применение специальных средств для сковывания движения в отношении Приб А.А. было применено сотрудниками ИВС в целях исключения причинения вреда самому себе и сотрудникам ИВС.
Обстоятельства совершенных Приб А.А. действий, выразившихся в порче имущества ОМВД России «Плесецкий», а также неповиновения законным требованиям сотрудников полиции прекратить противоправные действия подтверждаются видеозаписями камеры внутреннего видеонаблюдения, установленной в камере № ИВС, просмотренными в судебном заседании, а также письменными доказательствами: записями в журнале медицинских осмотров; копией заключения служебной проверки по факту применения физической силы и специальных средств от ДД.ММ.ГГГГ; копиями материалов о наложении взыскания.
Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Приб А.А. вновь были применены физическая сила и специальные средства в связи с попытками повреждения имущества, находящегося в камере ИВС.
Действия сотрудника ИВС ОМВД России «Плесецкий» Батоногова А.В. по применению в отношении Приб А.А. специальных средств по результатам проведенной проверки признаны правомерными, соответствующими требованиям Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России «Плесецкий» поступила жалоба Приб А.А. о нарушении его прав при содержании в ИВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержащая доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении по настоящему делу.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России «Плесецкий» утверждено заключение, которым установлено, что необходимая медицинская помощь была оказана Приб А.А., также было установлено, что у истца по прибытии в ИВС имелись медицинские препараты, назначенные лечащим врачом на весь период содержания.
Заключением также установлено, что в период содержания в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приб А.А. неоднократно оскорблял сотрудников полиции, в том числе выражался в их адрес нецензурной бранью, на требования о прекращении противоправных действий не реагировал.
По результатам проверки нарушений требований законодательства в действиях сотрудников ИВС ОМВД России «Плесецкий» не установлено, о результатах рассмотрения жалобы Приб А.А. уведомлен путем направления ему письменного ответа на обращение.
Таким образом, судом установлено, что Приб А.А., имеющему психическое расстройство, в период его содержания в ИВС ОМВД России «Плесецкий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по его просьбе и с учетом его поведения, была вызвана бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ», врачом которой истцу была оказана необходимая медицинская помощь.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных вышеупомянутым законом.
В отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний (часть 1 статьи 26 Закона РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1).
В материалах дела имеются сведения о том, что психическое расстройство диагностировано у Приб А.А. до заключения под стражу, в ДД.ММ.ГГГГ году истец находился на стационарном обследовании и лечении в ГБУЗ АО «Северодвинский психоневрологический диспансер», по прибытии в ИВС ОМВД России «Плесецкий» в медицинской документации имелись сведения о наличии у Приб А.А. психического расстройства, при этом медицинских противопоказаний для содержания истца под стражей не имелось.
ОМВД России «Плесецкий» организовано проведение медицинских осмотров лиц, прибывающих для содержания в ИВС на основании государственного контракта, иная медицинская помощь лицам, содержащимся под стражей, оказывается ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ» в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Применение в отношении истца физической силы и специальных средств, ограничение его прав как лица, содержащегося под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обусловлено наложением взыскания в виде водворения в карцер в результате поведения самого истца.
Приб А.А. не обжаловал постановление должностного лица ИВС о наложении взыскания в виде водворения в карцер, по результатам проведенной ОМВД России «Плесецкий» проверки, действия сотрудников ИВС признаны правомерными.
Сотрудниками полиции в полном объеме выполнен предусмотренный законодательством порядок действий при оказании истцу медицинской помощи. Медицинскими работниками бригады скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ» при осмотре Приб А.А. не было выявлено необходимости оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи в условиях стационара. Предписанные рекомендации выполнены сотрудниками полиции, истец был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При этом, при определении размера компенсации судом должны быть учтены степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий истца, характер причиненных физических и нравственных страданий.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу статей 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Для возмещения вреда в соответствии с указанной нормой необходимо наличие как общих оснований, таких как: наступление вреда, действие либо бездействие, приведшее к наступлению вреда, причинная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда, а также наличие специальных оснований: причинение вреда в процессе осуществления властных полномочий, противоправность поведения причинителя вреда, незаконность его действий (бездействия).
В ходе рассмотрения дела не установлено совокупности условий, влекущих обязанность компенсации морального вреда в результате незаконных действий (бездействия) в отношении истца Приб А.А. со стороны должностных лиц ОМВД России «Плесецкий» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повлекших причинение истцу нравственных или физических страданий.
С учетом положений ст.ст. 125, 1071 ГК РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице МВД России как главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Оснований полагать незаконными какие-либо действия (бездействия) сотрудников ИВС ОМВД России «Плесецкий» в спорный период содержания Приб А.А. под стражей по доводам искового заявления суд не усматривает, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
ОМВД России «Плесецкий» является ненадлежащим ответчиком по требованию о компенсации морального вреда, в удовлетворении иска к указанному ответчику о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать и по этому основанию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Приб А. А.ча (паспорт гражданина Российской Федерации серии № №) к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Плесецкий» (ОГРН №, КПП №, ИНН №), Министерству внутренних дел Российской Федерации (ОГРН №, КПП №, ИНН №) о взыскании компенсации морального вреда в связи с неоказанием медицинской помощи, в период содержания в изоляторе временного содержания, незаконными действиями сотрудников изолятора временного содержания – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий <данные изъяты> А.Ю. Доильницын
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2024 года.