Решение по делу № 2-217/2018 от 02.02.2018

Дело № 2-217/2018 06 марта 2018 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Шишко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Афанасьевой Виктории Александровны к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда,

у с т а н о в и л :

истец Афанасьева В.А. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Вельский муниципальный район», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «Вельский муниципальный район» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В обоснование заявленного требования указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее родители: мать, Афанасьева С.Ю., лишена родительских прав; отец, Боровик А.В., умер. Она находилась в Низовском детском доме и училась в основной общеобразовательной школе №10, была под опекой у Шевченко И.Я. В настоящее время она обучается в Вельском индустриально – экономическом колледже. На основании постановления от 28 марта 2011 года №424 за ней было закреплено право на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, д. Кулаково-Подгорье, <адрес>. В дальнейшем, в связи с тем, что она является лицом из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, постановлением от 28 апреля 2006 года №333, за ней было сохранено право на получение жилого помещения. Она включена в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района. Считает, что жилым помещением должна быть обеспечена на территории МО «Вельский муниципальный район», потому что она там учится.

В судебном заседании истец Афанасьева В.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно отзыва указал, что в соответствии с п.2 ст.10 Закона Архангельской области от 17.12.2012 №591-26-ОЗ «О социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее –Закон) органам местного самоуправления могут передаваться государственные полномочия Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. В соответствии со ст.45,46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попчения родителей, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.4 ст.13 Закона жилое помещение лицам указанной категории предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец была выявлена, как ребенок, оставшийся без попечения родителей на территории МО «Пакшеньгское». Предоставление жилого помещения ответчику возможно путем приобретения жилого помещения в МО «Пакшеньгское», за счет предоставленной в бюджет МО «Вельский муниципальный район» областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Представитель органа опеки и попечительства – Отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» в а судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания, иск поддержал, считает, что истец должен быть обеспечен жилым помещением на территории МО «Пакшеньгское».

Представители третьих лиц – Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации МО «Пакшеньгское» в судебное заседание не явился, согласно отзыва просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем, статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации- законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно статье 1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ №159-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона о гарантиях детям-сиротам), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 7 данной статьи благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам представления площади жилого помещения по договору социального найма.

Статье 11 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" предусмотрено, что право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;

3) лица, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 15 Областного закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Частью 1 статьи 13 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, жилые помещения предоставляются ранее достижения ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения этого возраста.

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что по письменному заявлению лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц. Орган местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченный на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо уполномоченный исполнительный орган в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями, осуществляет контроль за однократностью предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" органам местного самоуправления могут передаваться государственные полномочия Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закон Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ (ред. от 07.11.2017) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями (далее - уполномоченные органы).

Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 15 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ (ред. от 07.11.2017) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям:

1) общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления;

2) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания;

3) жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";

4) жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (п. 8 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ с 1 января 2013 года).

В судебном заседании установлено, что истец Афанасьева В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Архангельской области.

Матерью Афанасьевой В.А. является Афанасьева С.Ю., отцом является Боровик А.В., что подтверждается свидетельством о рождении.

Боровик А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

Решением Вельского районного суда от 03 апреля 2006 года Афанасьева С.Ю. лишена родительских прав в отношении дочери Афанасьевой В.А.

На основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 28 апреля 2006 года несовершеннолетняя Афанасьева В.А. направлена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данным постановлением за несовершеннолетней закреплено право на проживание по адресу: Архангельская область, <адрес>.

Из сообщения отдела опеки и попечительства Афанасьева В.А. с 03 мая 2006 года по 10 августа 2006 года воспитывалась в ГБУ АО «Низовский детский дом». С 11 августа 2006 года и до совершеннолетия находилась под опекой (попечительством) Шевченко И.Я.

Согласно справке администрации МО «Пакшеньгское» жилое помещение, расположенное по адресу: Вельский район, дер. Кулаково-Подгорье, ул. Центральная, д.19, принадлежит на праве частной собственности Афанасьеву Ю.М. (умер). Наследники - жена и три дочери. Одна из дочерей – Афанасьева С.Ю. лишена родительских прав в отношении ее троих несовершеннолетних детей, которые находятся в детских домах. В настоящее время наследство после умершего Афанасьева Ю.М. наследниками в надлежащем порядке не оформлено.

В связи с тем, что указанное жилое помещение является частной собственностью лица постороннего для Афанасьевой В.А., постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 28 марта 2011 года №424 за Афанасьевой В.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения.

01 января 2013 года Афанасьева В.А. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района.

До настоящего времени Афанасьева В.А. жилым помещением не обеспечена.

Согласно сообщения Отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последняя право на получение жилого помещения не реализовала.

Таким образом, истец Афанасьева В.А. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, за которым не закреплено жилое помещение.

    Афанасьева В.А. жилого помещения находящегося в собственности, либо предоставленного по договору социального найма не имеет.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Афанасьевой В.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Архангельской области отсутствуют.

Согласно ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (ст. 2, ст. 45 ч. 1 Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Статьей 12, п. 3 ст. 14, п. 8 ст. 19 Областного закона предусмотрено, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие положений ст. 8 закона и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 13 Областного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона. Лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, жилые помещения предоставляются ранее достижения ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения этого возраста. По письменному заявлению лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа. Лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации. Орган местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченный на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо уполномоченный исполнительный орган в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями, осуществляет контроль за однократностью предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом, судом установлено, что в связи с изменениями, внесенными Законом Архангельской области от 24 февраля 2015 года № 247-14-ОЗ в Областной закон и Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области», с 1 января 2016 года полномочиями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района, в связи с чем, в силу указанных норм права, правоотношения по найму специализированного жилого помещения у Афанасьевой В.А. в настоящее время возникли с МО «Вельский муниципальный район».

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «Вельский муниципальный район».

На момент судебного разбирательства жилищные права истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма, а также по договору найма специализированного жилого помещения, а также компенсация за него не предоставлены, а поэтому в данном случае истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на предоставление жилого помещения согласно закону, которое не было им получено и что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, МО «Вельский муниципальный район» обязано исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению государственного полномочия.

Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право требования обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или жилого дома, учитывая, что жилое помещение лицам указанной категории предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 указанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) является место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п.2 ст.20 ГПК РФ)

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.

В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Истец зарегистрирован по месту жительства на территории МО «Пакшеньгское», по адресу: Архангельская область, <адрес>, д. Кулаково-Подгорье, <адрес>.

Афанасьева В.А. обучается очно в Вельском индустриально – экономическом колледже.

Таким образом, местом жительства Афанасьевой В.А. является МО «Пакшеньгское» Вельского района Архангельской области и должна быть обеспечена жилым помещением по месту жительства в границах территории соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Доказательств обратному, в соответствии с требованиями ст.ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ ответчиком в судебное заседание не представлено.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд, руководствуясь принципом восстановления прав истца, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Учитывая, что жилое помещение Афанасьевой В.А. не предоставлено, жилищные права истца не восстановлены на момент рассмотрения спора, а также то, что жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, то суд считает, что оснований для установления срока исполнения решения, предусмотренного ст. 206 ГПК РФ, не имеется, и решение подлежит исполнению по вступлению его в законную силу.

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                          ░.░.░░░░░░░░░

2-217/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Афанасьева В.А.
Ответчики
администрация МО "Вельский муниципальный район"
Другие
Министерство финансов Архангельской области
отдел опеки и попечительства администрации МО "Вельский муниципальный район"
Администрация МО "Пакшеньгское"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Дело на сайте суда
velsksud.arh.sudrf.ru
02.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2018Передача материалов судье
02.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2018Судебное заседание
06.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее