КОПИЯ
Дело № 3а-454/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 16 июня 2021 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Буруновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
с участием представителя административного истца – ФИО14,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании частично недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,
У С Т А Н О В И Л:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ООО «<данные изъяты>» является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 606 кв.м., адрес объекта: [адрес]
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 1475,3 кв.м., адрес объекта: [адрес]
В пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включены вышеуказанные объекты недвижимости, однако включенные в названные пункты Приложения объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают. Включение данных объектов недвижимости в Приложение неправомерно возлагает на административного истца, являющимся собственником указанных объектов недвижимости, обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца ФИО14 в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Административным ответчиком, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в передах компенсации Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года № 6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года №183 «Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие. Оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года № 401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года №401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9.).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования земельных участков, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года № 635 в действующей редакции предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, а также из решения Нижегородского областного суда по делу № 3а-969/2019 от 19 декабря 2019 года, ООО «<данные изъяты>» является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 606 кв.м., адрес объекта: [адрес]
- нежилого здания, кадастровый [номер], общей площадью 1475,3 кв.м., адрес объекта: [адрес]
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер] расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «под производственную базу по техническому обслуживанию автомобилей».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9) и др.).
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под производственную базу по техническому обслуживанию автомобилей» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утв. приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяют размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также однозначно не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 в соответствии с п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Указанным приказом от 10.11.2020 N П/0412 земельный участок с видом разрешенного использования «для обслуживания здания» также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно Техническому паспорту на нежилое здание, наименование объекта «производственное здание» от 12 декабря 2006 года (кадастровый [номер]), общая площадь нежилого здания - 606 кв.м., назначение - «нежилое здание», объект учета состоит из следующих помещений: производственный цех, комната персонала (2), компрессорная.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта на нежилое здание с кадастровым номером [номер] следует, что спорный объект недвижимости является одноэтажным зданием, площадью 606 кв.м., назначение объекта «нежилое здание».
Согласно Техническому паспорту на нежилое здание, наименование объекта «складской модуль типа «Кисловодск» от 26 мая 2008 года (кадастровый [номер]), площадь строения 1475,3 кв.м., назначение - «нежилое здание», объект учета состоит из следующих помещений:
- этаж 1 литера Б: склад (6), ВГУ, кабинет (3, площадью 10,8 кв.м., 15 кв.м., 20,4 кв.м.), туалет (2), душ, коридор;
- этаж «Антресоль»: кабинет (6, площадью 20,1 кв.м., 4,2 кв.м., 14,1 кв.м., 9,8 кв.м., 10,1 кв.м., 19,1 кв.м.), тамбур, коридор.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта на нежилое здание с кадастровым номером [номер] следует, что спорный объект недвижимости является одноэтажным зданием, площадью 1475,3 кв.м., назначение объекта «нежилое здание».
Таким образом, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) в вышеуказанных объектах недвижимости не поименованы помещения, предусматривающие размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, в связи с чем здания с кадастровыми номерами [номер] не могут быть признаны предназначенными для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер] видно, что назначение данных объектов недвижимости указано как «нежилое», наименование «складской модуль типа «Кисловодск», «здание –Производственное здание» соответственно.
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также документах технического (инвентаризационного) учета нежилые здания с кадастровыми номерами [номер], имеют назначение и наименование, а также назначение и наименование помещений в них, которое однозначно не свидетельствует, что данные объекты недвижимости предусматривают размещение в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не проводились. Объекты недвижимости был включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объектах капитального строительства).
Из имеющего в материалах дела заключения эксперта [номер] от [дата] о фактическом использовании нежилого здания, расположенного по адресу: [адрес], с кадастровым номером [номер], следует, что указанный объект недвижимости используется для размещения складов.
Кроме того, из акта [номер] обследования нежилого здания, расположенного по адресу: [адрес]кадастровый [номер]) от [дата] следует, что фактически указанное здание используется под складские цели. Из акта [номер] обследования нежилого здания, расположенного по адресу: [адрес] [адрес] (кадастровый [номер]) от [дата] следует, что фактически указанное здание используется под складские цели и шиномонтаж (21 кв.м., 3,5 % от общей площади здания).
Иных доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] исключительно под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанные объекты недвижимости являются административно-деловыми центрами или торговыми центрами (комплексами); назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Вышеуказанные обстоятельства также были установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 19 декабря 2019 года по административному делу № 3а-969/2019 и в силу ст. 64 КАС РФ имеет преюдициальное значение для настоящего административного дела.
Доводы стороны административного ответчика о том, что спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования – под производственную базу по техническому обслуживанию автомобилей, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» вид деятельности: Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код 45.20), относится к бытовым услугам, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Стороной административного истца в материалы дела представлен договор аренды земли № 556 от 25.08.1996 года на земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды участок предоставляется – «под эксплуатацию производственных помещений по техническому обслуживанию автомобилей». В соответствии с пунктом 3.18 договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением, предусмотренным договором.
Вместе с тем сам по себе вид разрешенного использования земельного участка «под производственную базу по техническому обслуживанию автомобилей» не свидетельствует об осуществлении на нем деятельности, относящейся к бытовым услугам, техническое обслуживание автомобилей возможно как в целях оказания бытовых услуг, так и в собственной производственной деятельности.
Административным истцом в материалы дела представлены следующие документы:
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АН-2019 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО7, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение, общей площадью 21 кв.м., расположенное в отдельно стоящем Производственном здании (инв.[номер], литер А, кадастровый [номер]), с целью использования как помещение для шиномонтажа автомобилей; складское помещение общей площадью 135 кв.м., расположенное в отдельно стоящем Производственном здании (инв.[номер], литер А, кадастровый [номер]), с целью использования как теплое складское помещение для складирования шин, дисков и прочих запасных частей для автомобилей;
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АР/У-2020 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование часть нежилого помещения, общей площадью 450 кв.м., расположенное в отдельно стоящем Производственном здании (инв.[номер], литер А, кадастровый [номер]), с целью использования как теплое складское помещение для складирования запасных частей, агрегатов, узлов и прочих деталей для автомобилей;
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АР-2018 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО ТЖ «<данные изъяты>», из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование часть нежилого помещения, общей площадью 450 кв.м., расположенное в отдельно стоящем Производственном здании (инв.[номер], литер А, кадастровый [номер]), с целью использования как теплое складское помещение для складирования запасных частей, агрегатов, узлов и прочих деталей для автомобилей;
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АР-2017 от [дата] и дополнительное соглашение к указанному договору от [дата], из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование офисное помещение, общей площадью 33,9 кв.м., расположенное на этаже «Антресоль» в здании – «Складской модуль типа «Кисловодск» (кадастр. [номер], лит.Б); складское помещение, общей площадью 290,3 кв.м., расположенное на первом этаже в здании – «Складской модуль типа «Кисловодск» (кадастр. [номер], лит.Б); договор субаренды нежилого помещения [номер]/САР-2019 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», из содержания которого следует, что арендодатель передает, а субарендатор принимает в аренду офисное помещение, общей площадью 33,9 кв.м., расположенное на этаже «Антресоль» в здании – «Складской модуль типа «Кисловодск» (кадастр [номер], лит.Б); складское помещение, общей площадью 290,3 кв.м., расположенное в здании – «Складской модуль типа «Кисловодск» (кадастр. [номер], лит. Б);
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АН-2018 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО8, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 77 кв.м., расположенное в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]);
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АН-2018 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО9, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 90 кв.м., расположенное в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]);
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АР-2018 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 128 кв.м., расположенное в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]);
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АН-2018 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО10, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 210 кв.м., расположенное в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]), с целью использования как теплое складское помещение; офисное помещение (офис [номер]), общей площадью 30 кв.м., расположенное на первом этаже в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]);
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АН-2019 от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО11, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 210 кв.м., расположенное в здании «Складской модуль типа «Кисловодск» литер Б (кадастровый [номер]) с целью использования как теплое складское помещение;
- договор аренды нежилого помещения [номер]/АР-2018 от [дата] и дополнительное соглашение [номер] от [дата], заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ИП ФИО12оглы, из содержания которого следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование складское помещение, общей площадью 300 кв.м., расположенное в здании – складской модуль типа «Кисловодск» (кадастр.[номер], лит.Б).
Из представленных стороной административного истца договоров следует, что менее 20% общей площади спорных объектов недвижимости использовались для оказания бытовых услуг и для размещения офисов.
При этом суд учитывает, что основным видом деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным имуществом, кроме того, из выписки из ЕГРЮЛ (л.д.21-28) следует, что дополнительным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является производство промышленных газов, торговля оптовая фруктами и овощами, торговля оптовая мясом и мясными продуктами, торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами, торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками, торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями, торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями, торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков, торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влекут увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, – признанию недействующими.
Определяя дату, с которой пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса РФ, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания его недействующим со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Рассматривая заявленное административным истцом требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, суд принимает по внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает в пользу административного истца с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, считая их необходимыми и подтвержденными материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациии, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 10346, 10348 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в пользу ООО «<данные изъяты>» расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
Решение в окончательной форме принято 25 июня 2021 года.
Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья областного суда С.В. Бурунова