Дело № 2а-122/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 15 февраля 2019 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре Байсолтановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района о признании бездействий незаконными и понуждении к действиям по устранению нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в Хасавюртовский районный суд с административным исковым заявлением к администрации МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района о признании бездействий незаконными и понуждении к действиям по устранению нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что 4 сентября 2018 года Управлением было направлено в МО «сельсовет Казмаульский» письмо с перечнем мероприятий необходимых в целях создания условий для обеспечения гарантийной безопасности водоснабжения и внедрения на системах водоснабжения населенного пункта требований Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и соблюдения Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В указанные сроки не разработан проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения в населенном пункте и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО, не заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества холодной питьевой воды.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
Признать незаконными бездействия МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района Республики Дагестан по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Обязать МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района Республики Дагестан в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда:
- разработать на основании технического задания план мероприятий по приведению качества питьевой воды МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района и представить на согласование в ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт;
- разработать инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района (на основании технического задания);
- разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО;
- проводить лабораторный контроль качества питьевой воды строго в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При этом, представитель административного истца по доверенности Абукаров У.А. представил в суд заявление с просьбой удовлетворить их административные исковые требования в полном объеме и рассмотреть дело в их отсутствие.
Административного ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При этом, до начала судебного заседания от представителя административного ответчика – главы МО «сельсовет Казмаульский» Атлыева Э.Д. поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без участия ответчика и его представителя, административные исковые требования они признают в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.46, 157 КАС РФ, ему известны и понятны.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, считает, что административные исковые требования Управления подлежат удовлетворению.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, КАС РФ и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Таким образом, одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в административном процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В подтверждение своих доводов административный истец представил суду письменные доказательства, признанные судом допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для вынесения решения по делу.
Так, решением Собрания депутатов МР «Хасавюртовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашением между администрацией МО «Хасавюртовский район» и администрацией МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику переданы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (кроме полномочий по приобретению, установке, капитальному ремонту и облуживанию насосов и электродвигателей, обеспечивающих водой сельские поселения, а также расходов по их электроснабжению).
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующего сельского поселения, то есть на администрацию МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района.
Так, по результатам административного расследования в отношении администрации МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст.19.7 КОАП РФ и направлен к мировому судье судебного участка №130 Хасавюртовского района на рассмотрение.
Постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «сельсовет Казмаульский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что истцом требования ч.2 ст.62 КАС РФ, при подаче иска соблюдены.
Между тем, как следует из материалов дела, административным ответчиком не представлены суду какие-либо доказательства надлежащего и полного исполнения им санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, администрацией МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района нарушаются требования санитарного законодательства, производственный контроль за качеством питьевой воды в сельском поселении не проводится, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды для объектов водоснабжения не разработана, соответствующие меры не приняты, что создает предпосылки для обеспечения населения МО «сельсовет Казмаульский» некачественной питьевой водой.
Согласно ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При этом, суд, согласно ч.7 ст.46 КАС РФ, рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 ст.46 КАС РФ.
В силу положений ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
В соответствии со ст.157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 ст. 226 КАС РФ, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Признание иска представителем административного ответчика, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, – главы МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района Атлыева Э.Д., изложенное им в письменной форме, приобщено к материалам дела.
Представителю административного ответчика известны и понятны последствия признания административного иска, а именно, что при признании административным ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований административного истца.
Учитывая, что признание административного иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, суд принимает его.
Таким образом, с учетом письменного согласия представителя административного ответчика, суд считает, что административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района о признании бездействий незаконными и понуждении к действиям по устранению нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района о признании бездействий незаконными и понуждении к действиям по устранению нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Признать незаконными бездействия МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района Республики Дагестан по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Обязать МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района Республики Дагестан в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда:
- разработать на основании технического задания план мероприятий по приведению качества питьевой воды МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района и представить на согласование в ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт;
- разработать инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов централизованной системы холодного водоснабжения МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района (на основании технического задания);
- разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения МО «сельсовет Казмаульский» Хасавюртовского района и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО;
- проводить лабораторный контроль качества питьевой воды строго в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий С.Р. Ибрагимов