Дело № 2-1474/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Балахна 15 июля 2015 г.
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Беловой С.В.,
при секретаре Ширшовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова С.Н. к Министерству финансов РФ, ОМВД России по Балахнинскому району о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Александров С.Н. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что <дата> он был взят под стражу, для участия в следственных действиях неоднократно доставлялся в ИВС ОМВД России по Балахнинскому району. Во время содержания в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району Нижегородской области в период с <дата> по <дата> он находился в условиях, не соответствующих установленным законом требованиям, унижающих его личное достоинство, подрывающих его здоровье и создающих угрозу для возникновения хронических заболеваний. Камеры ИВС расположены в подвальном помещении, в камерах отсутствуют: кран с водопроводной водой; санузел; шкаф для хранения продуктов; полка для хранения туалетных принадлежностей; бачек для питьевой воды; радиоприемник для вещания государственных программ; прогулочный двор; не работает кнопка для вызова дежурного. В камерах постоянно стоит фекально-мочевой запах, пищу приходится принимать практически возле ведра, в которое арестованные справляют свои естественные надобности. Полумрак и камерное освещение явились причиной боли и рези в глазах, что негативной сказалось на зрении. Из-за небольших размеров перемещение в камерах ограничено. Отсутствие воды заставляло постоянно испытывать чувство жажды и удушливости, что неблагоприятно отразилось на состоянии здоровья. Отсутствие окон и вентиляции явились причиной постоянной головной боли. Стены камер оштукатурены «под шубу», на стенах пыль и грязь, что создает опасность возникновения бронхиально-легочных заболеваний. Отсутствие воды не позволяло мыть руки, отсутствие средств личной гигиены является фактором подрыва здоровья в целом. Моральный вред, причиненный ненадлежащими условиями содержания в ИВС, он оценивает в <данные изъяты> руб., который просит взыскать за счет казны РФ.
Истец Александров С.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН Росси по Нижегородской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются данные.
Представитель ответчика - Отдела МВД России по Балахнинскому району в судебное заседание не явился, представив возражения по иску и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОМВД России по Балахнинскому району (л.д.10,31)
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, представив возражения по иску и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов РФ (л.д.18-19,34).
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст.ст.151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, …, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.
Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда №10 от 20.12.1994г (в ред. от 06.02.2007г) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995г №103-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту – Федеральный закон №103-ФЗ).
В соответствии со ст.4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу абз.3 ст.9 Федерального закона №103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст.17 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в т.ч. на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Положениями ст.23 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005г № 950, установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п.42).
43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;
полотенцем;
столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
44. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
мыло хозяйственное;
бумага для гигиенических целей;
настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды);
издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств;
предметы для уборки камеры;
уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере;
швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
45. Камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
полкой для туалетных принадлежностей;
бачком для питьевой воды;
радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
кнопкой для вызова дежурного;
урной для мусора;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
приточной и/или вытяжной вентиляцией;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
130. Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
При рассмотрении дела судом установлено: Изолятор временного содержания расположен в подвальном помещении здания Отдела МВД России по Балахнинскому району 1968 года постройки. В помещении ИВС 12 камер, рассчитанных на содержание 31 человека (л.д.13-14).
Как следует из справки ОМВД России по Балахнинскому району от <дата> г., Александров С.Н. содержался в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району с <дата>., итого <данные изъяты> суток (л.д.11)
По сообщению Отдела МВД России по Балахнинскому району камеры ИВС по санитарной площади соответствуют норме. Водоснабжение в ИВС проведено в туалет, санпропускник и в комнату подогрева пищи, в камеры вода выдается по требованию. Кипяченая вода для питья выдается подозреваемым и обвиняемым ежедневно с учетом потребности и из расчета не менее одного литра на одного человека. Камеры ИВС оборудованы бачком для питьевой воды.
Розетки в камерах отсутствуют в целях безопасности заключенных. Эл.бритвы выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю, пользование этими приборами осуществляется под контролем сотрудников ИВС.
Освещение камер искусственное, применяются лампы накаливания, в камере по одному антивандальному светильнику с энергосберегающей лампой.
В связи с расположением ИВС в подвальном помещении здания ОМВД России по Балахнинскому району окна в камерах ИВС отсутствуют.
Радиоприемник для вещания общегосударственных программ находится в коридоре ИВС.
В камерах отсутствуют санузлы, имеется фекальный биотуалет с крышкой с соблюдением необходимых требований приватности.
Ежедневная утренняя поверка и вывод подозреваемых и обвиняемых для посещения туалета и умываний проводятся покамерно силами двух дежурных нарядов (сменяющегося и заступающего), под контролем и наблюдением начальника ИВС (его заместителя) или руководителя ОВД в период с 06.00 ч до 08.00 ч. Вынос фекалий осуществляется ежедневно, после чего биотуалет обрабатывается хлором.
Питание арестованных осуществляется по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г № (с посл. изм. и доп.).
Прогулки заключенным, содержащимся в ИВС, не предоставляются в связи с отсутствием прогулочного двора.
Стена камер оштукатурены под «шубу».
ИВС оборудовано принудительной вентиляцией.
Камеры ИВС ОМВД оборудованы вешалками для верхней одежды, урнами для мусора (согласно акту выполненных работ от <дата> г.).
Камеры ИВС ОМВД (за исключением камеры № – для больных туберкулезом) оборудованы столами размером 50х50 см, высотой 1 м.
В санпропускнике ИВС ОМВД имеются тазы для гигиенических целей и стирки одежды, которые выдаются по требованию в камеры (л.д.15-16,17).
При рассмотрении дела судом установлено, что содержание истца в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району производилось в условиях, не отвечающих установленным требованиям: стены камер оштукатурены под «шубу»; в камерах отсутствуют: окна, в связи с чем не имеется дневного освещения; шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; полка для хранения туалетных принадлежностей; санузел с соблюдением необходимых требований приватности; кран с водопроводной водой; отсутствует прогулочный двор, в связи с чем, истец не имел возможности воспользоваться правом на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.
Таким образом, в период содержания в ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району Александров С.Н. находился в условиях, не соответствующих установленным требованиям, что само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения.
Указами Президента РФ от 09.03.2004г №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004г №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 01.03.2011г №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел.
ИВС Отдела МВД России по Балахнинскому району входит в структуру полиции и является подразделением государственного органа исполнительной власти федерального уровня.
При таких обстоятельствах вред, нанесенный истцу, подлежит взысканию с казны РФ, от имени которой, согласно положениям ст.1071 ГК РФ, выступает Министерство финансов РФ, которое и является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Ссылка ответчика - Министерства финансов РФ на то, что доводы истца о причинении ему морального вреда ничем не подтверждены, являются безосновательными, поскольку из существа заявленных исковых требований следует, что содержание истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний.
Также подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права и довод ответчика - Министерства финансов РФ о том, что ответственность, предусмотренная ст.1069 ГК РФ, может наступить только при признании судом действий или бездействия государственных органов, либо должностных лиц этих органов незаконными в порядке гл.25 ГПК РФ, т.к. норма ст.1069 ГК РФ направлена именно на реализацию права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и не предусматривает обязательного основания для ответственности государства привлечение должностных лиц указанных органов к ответственности или признания в судебном порядке их действий (бездействия) незаконными, и не может, таким образом, применяться в противоречии с конституционными нормами.
Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ст.1 ч.1., ст.ст.2, 17, 18 и ст.45 ч.1 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Александрова С.Н., суд учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, его состояние здоровья, а также то обстоятельство, что каких-либо негативных последствий в связи с ненадлежащими условиями содержания для истца не наступило, с учетом принципов разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда Александрову С.Н. в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░