Хасавюртовский городской суд РД
Судья ФИО6
дело №
УИД- 05RS0№-27
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2021 года, №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Алиевой Э.З. и Асхабова А.А.
при секретаре судебного заседания Султановой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджимагомедовой Сидрат Магомедовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан (далее - ГУ-ОПФР по РД) и Управлению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> (далее - УОПФР по РД в <адрес>) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом льготного периода, включении периода работы в стаж для назначения льготной пенсии, назначить пенсию со дня обращения,
по апелляционной жалобе представителя ГУ ОПФР по РД Магомедова P.M. на решение Хасавюртовского городского суда РД от <дата>г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО12, объяснения представителя ГУ ОПФР по РД Магомедова Р.М., просившего отменить решение суда, возражения представителя Гаджимагомедовой С.М. - Ибрагимовой М.Х., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Гаджимагомедова С.М. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД и УОПФР по РД в <адрес> об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом льготного периода, включении периода работы в стаж необходимый для назначения льготной пенсии, назначить пенсию с момента обращения. В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2018г. обратилась в ГУ ОПФР РД по <адрес> с заявлением о назначении ей льготной пенсии.
Письмом за № от 24.11.2020г. ей отказано в приеме документов в связи с имеющимися несоответствиями данных в справках о заработной плате за периоды ее работы с 1982 г. по 2001 г. на Аксаевском кирпичном заводе садчицей и в справках архивного отдела Администрации МО "<адрес>" РД №, 43, 44 от <дата>, подтверждающих ее стаж и заработок в этот период, при указании ее данных допущены ошибки, ее вины в этом нет.
Ее трудовая деятельность на Аксаевском кирпичном заводе подтверждается записями в дубликате ее трудовой книжки. Льготный стаж во вредных условиях труда в указанный период подтверждается выданной кооперативом "Аксай" <адрес> справкой № от <дата>.
РешениемХасавюртовского городского суда РД от <дата>г. постановлено:
«Удовлетворить исковое заявление Гаджимагомедовой Сидрат Магомедовны к Государственному учреждению – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан и Управлению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом льготного периода, и включении периода работы в стаж необходимый для назначения льготной пенсии.
Установить факт принадлежности Гаджимагомедовой Сидрат Магомедовне - <дата> года рождения, уроженке сел. <адрес> Дагестанской АССР, справок №, 43, 44 от 21.08.2020г. архивного отдела Администрации МО "<адрес>" РД.
Признать за Гаджимагомедовой М.М. право на назначение трудовой пенсии по старости с учетом льготного периода.
При исчислении размера пенсии включить периоды работы указанные в справке № от 20.12.1997г., выданной кооперативом "Аксай" <адрес> и справках №, 43, 44 от 21.08.2020г. архивного отдела Администрации МО "<адрес>" РД, в стаж необходимый для назначения Гаджимагомедовой Сидрат Магомедовне льготной пенсии по старости.
Обязать Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в городе Хасавюрт при отсутствии иных оснований для отказа в назначении пенсии, назначить Гаджимагомедовой С.М. досрочную трудовую пенсию по старости с учетом льготного периода, а именно с <дата>».
В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО4 Р.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно представленным архивным справкам, факт постоянной занятости выполнением работ в профессиях и должностях, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня не подтверждается, так как имеется большая разница в заработной плате, а также в большинстве периодов отсутствует заработная плата. За 1986 и 1991г вообще нет начислений, в 1983г. за один месяц, имеются месяцы по которым начисления заработной платы только за 2,3 месяца. Согласно содержанию представленных справок, если календарно посчитать период работы по заработной плате, Гаджимагомедова С.М. работала в общем 64 мес., то есть 5 лет и 4 мес., при необходимом 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда.
Справки №, №, № от 21.08.2020г. выданы архивным отделом Администрации МО «<адрес>», а откуда она взялась справка № от <дата> и кто ее выдал не понятно, поскольку заработная плата в данной справке составляет максимальный коэффицент и не соответствует заработной плате за те же года, указанные в архивных справках, факт принадлежности, которой суд установил.
Данный пункт решения не исполним, поскольку суд обязывает исчислить размер пенсии согласно справок за один и тот же период с разными зарплатами. Для исчисления размера пенсии необходимо занести в программу заработную плату, а какую из них занести не понятно.
Суд обязал назначить Гаджимагомедовой С.М. досрочную трудовую пенсию по старости с учетом льготного периода, с <дата>
УОПФР по РД в <адрес> по приближении пенсионного возраста направляет уведомление о явке в Пенсионный фонд со всеми документами необходимыми для назначения пенсии, для предварительной оценки пенсионных прав. После проверки всех документов Гаджимагомедовой С.М. было вручено письмо от 2020г., в котором разъяснено и рекомендовано устранить имеющиеся несоответствия в представленных справок, и по достижении пенсионного возраста со всеми документами обратиться с заявлением о назначении пенсии. Однако обращения с заявлением о назначении пенсии со стороны Гаджимагомедовой С.М. не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 7 Федерального закона от <дата> №-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с п.1 пп.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №-Ф3 досрочная трудовая пенсия назначается по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением ФИО1 от 26.01.1991г. № (ранее Список № Производств, Цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совмина ФИО1 от 22.08.1956г. №), мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижений 45 лет, если они соответственно трудились не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и их страховой стаж составляет не менее 25 и 20 лет соответственно.
Из пункта 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от <дата> №, утверженного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от <дата> № следует, что право на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в профессиях и должностях, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные ФИО1 министерств ФИО1, ФИО2 и Правительством Российской Федерации.
ФИО1 Постановлением от <дата> № утвердил Список № и Список № производств работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (введены в действие с <дата>).
Как следует из списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в разделе № производство строительных материалов в Главе № производство глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков под ко<адрес> значится «садчики».
В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст. 96 Закона Российской Федерации от <дата> «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период трудовой деятельности заявителя в особых условиях) трудовой стаж подтверждается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за Гаджимагомедовой С.М. право на назначение льготной пенсии по старости суд исходил из того, что представленные истцом доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что работа ее в период с <дата> по <дата> имела особый характер и указанный период подлежит включению в трудовой стаж для назначения пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от <дата>.
С таким выводом суда нельзя согласиться.
Согласно копии паспорта, Гаджимагомедова Сидрат Магомедовна родилась <дата> в <адрес>, ДАССР и зарегистрирована в <адрес> РД.
Согласно представленному суду дубликату трудовой книжки серии АТ-V №, заполненному <дата> Гаджимагомедова Сидрат Магомедовна <дата> года рождения, <дата> согласно приказу № от <дата> была принята на работу в Аксайский Кирпичный завод садчицей тунельных печей и <дата> уволена с работы по собственному желанию.
Между тем, дата заполнения трудовой книжки указана <дата>, а записи в ней следуют с <дата>. В трудовой книжке, в записи 1, в дате и в приказе о приеме на работу имеются неоговоренные исправления (1982 года).
Представитель истца не могла объяснить, где трудовая книжка истца и в связи с чем, ей был выдан дубликат.
Помимо этого, согласно записи № о приеме на работу садчицей тунельных печей (приказ от <дата>), истице только исполнилось 14 лет, тогда как в силу ст.173 КЗоТ РФ не допускался прием на работу лиц моложе 16 лет.
Статья 175 КЗоТ РФ запрещала применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда.
Статья 179 КЗоТ РФ также предусматривала для лиц моложе 18 лет сокращенную продолжительность рабочего времени, поэтому довод о том, что истица с 1982 работала на вредном производстве, к тому же еще и полный рабочий день, достоверными доказательствами не подтверждается.
Архивные справки №, 43, 44 от <дата> также не свидетельствуют, что истица работала на вредном производстве. Из них следует, что в документах архивного фонда Аксаевского кирпичного завода <адрес> в лицевых счетах по заработной плате за 1982-1997г.г. значится Гаджимагомедова Сидрат (Сидр.) (год рождения и отчество не указаны), заработная плата ей начислялась:
в 1082 году – в июле, августе и сентябре;
в 1983г. - только в августе;
в 1984 г. – в июне, июле, августе;
в 1985 г. - в июне, июле, августе;
в 1986 - 1987 – нет начислений;
в 1988г.- в мае, июле;
в 1989г. – в августе – ноябре;
в 1990 г. – в феврале, августе - декабре;
в 1991г. – нет начислений;
в 1992 в январе - октябре и в декабре;
в 1993г. – в июне-декабре;
в 1994г. – в марте-декабре;
в 1995г. – с января по декабрь;
в 1996 г. в январе-апреле, июле;
в 1997г. – в октябре - декабре.
В этих справках указано, что в лицевых счетах по зарплате другие работники с фамилией и инициалами Гаджимагомедова Сидрат (Сидр.) не значатся. В связи с чем, судебная коллегия соглашается с решением суда в части признания факта принадлежности ей указанных справок, которые подтверждают ее работу в периоды, когда ей начислялась заработная плата, в остальной части решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене.
Так, из содержания представленных Архивных справок №, 43, 44 от <дата>, период работы Гаджимагомедовой С.М. с учетом периода, за который выплачена заработная плата, составляет 64 мес., то есть 5 лет и 4 мес., при необходимом 10 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Необоснованным является и вывод суда о необходимости при начислении истцу размера пенсии, включить периоды работы, указанные в справке № от <дата>, выданной кооперативом «Аксай» <адрес>».
Эта справка не соответствует, противоречит указанным выше архивным справкам Администрации МО «<адрес>», выданным на основании первичных бухгалтерских документов, как по периоду работы истицы, так и по размеру начисленной заработной платы и не могла быть принята во внимание.
Несмотря на это, суд обязал ответчика исчислить размер пенсии согласно справок за один и тот же период с разными размерами заработной платы.
В связи с изложенным, нельзя также признать правомерным вывод суда о признании за истицей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом льготного периода.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 19 федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ответчик ссылается на то, что с заявлением о назначении пенсии в установленном порядке Гаджимагомедова С.М. не обращалась, была проведена предварительная оценка ее пенсионных прав, рекомендовано устранить имеющиеся несоответствия представленных справок, и по достижении пенсионного возраста со всеми документами обратиться с заявлением о назначении пенсии, однако суд обязал назначить ей пенсию с учетом льготного периода, с <дата>.
Действительно, архивные справки были выданы истцу в 2020г., а факт обращения к ответчику суд установил с 2018, когда справки еще не были получены истицей и соответственно не могли быть представлены в пенсионный орган.Поэтому суд не вправе был обязать назначить истцу пенсию с <дата>
При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно вынесено с ошибкой в применении норм материального и процессуального права и подлежит отмене в указанных выше частях.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Хасавюртовского городского суда РД от <дата> в части удовлетворения исковых требований Гаджимагомедовой Сидрат Магомедовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан и Управлению отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в <адрес> об установлении факта принадлежности справок №, 43, 44 от <дата>г. архивного отдела Администрации МО "<адрес>" РД, оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить.
В отмененной части принять новое решение об отказе в иске.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Хасавюртовский городской суд РД.
Председательствующий:
Судьи: