Дело №2а-109/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 г.
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Е.В.,
при секретаре Парфеновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску С.В.В. к Администрации городского округа Дубны Московской области о признании незаконным распоряжения, об обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
С.В.В. обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Дубна Московской области, в котором просил суд, с учетом уточнений, признать незаконным Распоряжение заместителя главы Администрации городского округа Дубна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Администрацию г.о. Дубна Московской области поставить С.В.В. и С.О.В. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в Администрацию г.о. Дубна о принятии его и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда РФ, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием у жилого помещения и наличием права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета всоответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Распоряжением заместителя главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» административному истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что он и его семья не признаны в установленном законом порядке малоимущими, не имеют места жительства на территории города Дубны Московской области, не представлены документы, указанные в пунктах 1-12 части 3 статьи 2.1 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Семья ФИО11 зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако, ДД.ММ.ГГГГ года проживает на территории Московской области. <данные изъяты>.
Административный истец С.В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в его интересах выступал адвокат Д.Э.В., который в судебном заседании исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным Распоряжение заместителя главы Администрации городского округа Дубна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Администрацию г.о. Дубна Московской области поставить С.В.В. и С.О.В. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условийс ДД.ММ.ГГГГ. Уточнённые исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам иска.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Дубна Московской области Б.А.Л. административный иск не признала, считает законным и обоснованным распоряжение главы Администрации г.о. Дубна Московской области. Данным распоряжением семья С.В.В., состоящей из 5 человек, в том числе жена С.О.В., дочь Х.О.В., внукиГ.А.С. и М.Е.Д. не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку они не признаны в установленном законом порядке малоимущими, не имеют место жительства на территории <адрес>.
Заинтересованное лицо Х.О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Представитель заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил письменные пояснения по иску.Согласно пояснениям возражает против удовлетворения административных исковых требований, поскольку административный истец и его супруга не имеют регистрации по месту жительства на территории Московской области. Административный истец указывает, что он и его супруга зарегистрированы по адресу: <адрес>. В материалы учетного дела истца представлено свидетельство № о регистрации истца по месту пребывания в Московской области по адресу: <адрес> скором по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с установленным порядком для постановки на учет нуждающихся в жилье на территории Московской области необходимо наличие факта регистрации по месту жительства на территории Московской области. В связи с тем, что истец регистрации на территории Московской области не имеет, соответственно не имеется законных оснований для постановки С.В.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Изучив административный иск, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что С.В.В. и его супруга С.О.В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из представленного по запросу суда ответа Администрации <адрес> следует, что С.В.В., зарегистрированныйпо месту жительства по адресу: <адрес>, по вопросам обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории <адрес> на основании Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с письменным заявлением не обращался.
С ДД.ММ.ГГГГ года административный истец С.В.В. и его Супруга С.О.В. проживают на территории Московской области, что подтверждается представленными в материалы договорами аренды квартиры,расположенной по адресу: <адрес>, а также выпиской из медицинской амбулаторной карты, согласно которой С.В.В. наблюдается в ГАУЗ МО «Дубненская городская больница» и состоит на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству № и № следует, что С.В.В. и С.О.В. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с представленной в материалы дела справкой ГУ-УПФРФ №36 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № С.В.В. состоит на учете в ГУ-УПФРФ №36 по г. Москве и Московской области и ему начислена и выплачивается ежемесячная денежная выплата в соответствии с п. 1 ст. 28.1 ФЗ №, п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗаконаРФ от 15.05.1991 N 1244-1 с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ С.В.В. подал заявление в Администрацию г.о. Дубна о принятии его и его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда РФ, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием жилого помещения и наличием права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.14 Закона РоссийскойФедерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставив документы, подтверждающие наличие оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета и наличии права на такое обеспечение, а именно: паспорт С.В.В. и его супруги С.О.В.; удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о браке; справка серии №.
Распоряжением заместителя главы Администрации г.о. Дубны Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что истец и его семья не признаны в установленном законом порядке малоимущими, не имеют место жительства на территории города Дубны Московской области, не представлены документы, указанные в пунктах 1-12 части 3 статьи 2.1 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Суд считает данное распоряжение незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамкахреализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. е) п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофына Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В соответсвии с п. е) п. 5 Правил и п. «а» п. 17 правил, применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина – участника основного мероприятия в отношении граждан. Подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Исходя из изложенного, С.В.В. и его супруга С.О.В. имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае признания его и членов его семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Согласно п.2. ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п.п.1,2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими.
Жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются же нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Истец С.В.В., а также его супруга С.О.В., имеют право на обеспечение жилым помещением жилищного фонда РФ, что установлено Законом ЧАЭС.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, из представленных документов следует, что, как гражданин, подвергнувшийся воздействий радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, С.В.В. и его супруга С.О.В.имеют право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а поскольку истецего супруга не являютсяни нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, то имеются основания для признания С.В.В. и его супруги С.О.В. нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Доводы стороны ответчика о том, что С.В.В. не представлено всех необходимых документов применительно к Закону Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" суд считает несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Между тем, как следует из преамбулы данного Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном порядке.
Таким образом, Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым жилые помещения предоставляются за счет средств муниципалитетов.
Как следует из материалов дела, истец С.В.В. просил поставить его и его семью на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущих и не за счет средств муниципалитета,а как лицо, имеющие право на обеспечение жилым помещением, которое установлено федеральным законом и за счет федерального бюджета(п. 3 ст.49 ЖК РФ).
Таким образом, требования Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ в данном случае не применимы.
Анализируя вышеуказанные нормы права суд считает, что для признания С.В.В. и егосупруги нуждающимися в улучшении жилищных условий не требуется наличие статуса малоимущих или наличие определенного периода проживания на территории Московской области, поскольку данное право истца и его супруги регулируется Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
При таких обстоятельствах, суд считает надлежащим признать незаконным распоряжение заместителя главы Администрации г.о. Дубна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать административного ответчика поставить С.В.В. и С.О.В.на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условийс ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск С.В.В. к Администрации городского округа Дубны Московской области о признании незаконным распоряжения, об обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя главы Администрации г.о. Дубна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать Администрацию городского округа Дубна Московской области поставить С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и его супругу С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющих право на обеспечение жилым помещением жилищного фонда РФ и основания для признания нуждающимися. Предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение суда изготовлено в окончательной форме 05 марта 2020 года.
Судья: подпись