Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Самоукиной М.А.
при секретаре Скарюкиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ года гражданское дело по иску заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и гражданское дело по иску заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах <данные изъяты> Королева А.В. обратился в суд с иском к ответчику, просил взыскать с ответчика в пользу Королева А.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 612 117 руб. В обоснование требований указано, что Королев А.В. является инвали<адрес> группы, нуждался в техническом средстве реабилитации: протезе бедра модульном с внешним источником энергии, стоимость указанного изделия составила 4 720 000 руб., оплаченных Королевым А.В. за счет собственных средств. Ответчиком истцу выплачена компенсация за указанное самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 3 107 883 руб., что существенно меньше стоимости протеза, который Королев А.В. приобрел за свой счет. Полагая, что данными действиями ответчика нарушено право истца на полную компенсацию расходов, прокурор обратился в суд с данным иском.
Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Исковые требования заместителя Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. удовлетворить.
Взыскать с ОСФР по Калужской области (ИНН № в пользу Королева А.В. (СНИЛС № компенсацию за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации в размере 1 612 117 руб.».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышесказанное решение Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Бабынинского района в защиту интересов Королева А.В. обратился в суд с иском к ответчику Калужскому отделению Социального фонда России о взыскании компенсации морального вреда, в котором просил взыскать с Калужского отделения Социального фонда России в пользу А.В. денежные средства в размере 100 000 рублей в счет возмещения морального вреда.
Определением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу было приостановлено до рассмотрения по существу искового заявления заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области о взыскании компенсации за средство технической реабилитации и вступления решения суда в законную силу.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, производство по данному делу возобновлено, также объединены в одно производство для совместного рассмотрения гражданские дела по иску заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и гражданское дело по иску заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. к ОСФР по Калужской области взыскании компенсации морального вреда, с присвоением делу единого номера №.
Судом к участию в деле в качества третьего лица на стороне ответчика был привлечен Социальный фонд России.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Бабынинского района Калужской области уточнил исковые требования, заявив о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей с ОСФР по Калужской области.
В судебном заседании помощник прокурора г.Калуги по поручению прокурора Бабынинского района Калужской области Ульянова С.И. исковые требования как в части взыскания компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, так и о взыскании компенсации морального вреда поддержала по приведенным в иске и уточнениям к нему основаниям.
Королев А.В., в суд не явился, извещен, представил письменные пояснения по существу дела, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Влазнев П.И. заявленные прокурором требования как в части взыскания компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, так и о взыскании компенсации морального вреда поддержал, поддержал доводы письменных пояснений по иску и дополнений к нему, полагал, что для этого имеются предусмотренные законом основания.
Представитель ответчика ОСФР по Калужской области в судебном заседании по доверенности Семенкина Л.Н. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержав ранее изложенные доводы, указав, что в данном случае оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель третьего лица Социального фонда РФ по доверенности Белая С.Н. также возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержав позицию ответчика.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно справке <адрес> по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ серии № № Королеву А.В. установлена <данные изъяты> бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ № (выдана бессрочно), А.В. нуждается в техническом средстве реабилитации, а именно в протезе бедра модульном с внешним источником энергии (8-31).
В целях реализации программы реабилитации, направленной на восстановление опорной и двигательных функций отсутствующей конечности, А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор №ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Орто-Инновации Москва» на оказание платных услуг по изготовлению технических средств реабилитации, а именно протеза бедра модульного с внешним источником энергии.
В соответствии с п. 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость изготовляемого изделия установлена в размере 4 720 000 рублей.
Оплата по договору от ДД.ММ.ГГГГ была произведена Королевым А.В. в полном объеме в сумме 4 720 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанный протез бедра модульный с внешним источником энергии получен Королевым А.В., что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Королевым А.В. в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года в Фонд социального страхования РФ были поданы заявления о компенсации затрат на приобретенный самостоятельно протез бедра модульный с микропроцессорным управлением, с приложением соответствующих документов.
Решением ГУ – Калужской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Королеву А.В. предоставлена выплата компенсации расходов на приобретение протеза в сумме 3 107 883 руб.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № от ГУ – Калужской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на расчетный счет Королева А.В. поступила сумма компенсации в размере 3 107 883 руб.
Установленные обстоятельства подтверждены пояснениями участвующих в деле лиц, письменными материалами дела.
Разрешая дело, суд исходит из следующего.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ч. 1 ст. 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (ч. 6 ст. 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства порядке, определяемом Правительством Российской уполномоченными органами в Российской Федерации, Фондом социального страхования Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, инвалидов, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
В силу п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения истца с заявлением о выплате компенсации) установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Частью 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из анализа приведенных норм права следует, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Установлено, что по состоянию на дату подачи Королевым А.В. заявлений о выплате компенсации последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> являлась закупка протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением по контракту от ДД.ММ.ГГГГ № (реестровый номер на сайте 1№) по цене на сумму 3 107 883 руб.
Из представленной ответчиком копии государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного (реестровый номер исполненного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № (1№) за сумму 3 107 883 руб.) следует, что указанный протез обладает следующими техническими и эксплуатационным характеристиками: Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза). Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. Гидравлический одноосный коленный шарнир с электронной системой управления, обеспечивающей безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с режимом, дающим возможность пациенту заниматься спортивными упражнениями. Углепластиковая стопа с высоким уровнем энергосбережения, адаптированная как для повседневного использования, так и для занятий спортом, с возможностью выбора косметической оболочки в зависимости от пола инвалида. Предназначен для инвалидов с повышенным и высоким уровнем двигательной активности. Наличие поворотного регулировочно-соединительного устройства, обеспечивающего возможность поворота согнутой в колене искусственной голени относительно гильзы (для обеспечения самообслуживания пациента). Полуфабрикаты - титан на нагрузку до 125 кг. Косметическая облицовка модульная - пенополиуретан. Крепление мышечно-вакуумное. Комплектация: <данные изъяты>.
Согласно представленному истцом заключению медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Орто - Инновации Москва», для достижения пациентом полноценной социально-бытовой реабилитации, повышения динамики ходьбы, использования в полном объеме имеющегося реабилитационного потенциала, пациенту рекомендован протез бедра модульный с внешним источником энергии, имеющий следующие характеристики: коленный модуль с управляемой микропроцессором фазой опоры и переноса (управляемая микропроцессором вязкость магнитореологической жидкости в приводе коленного модуля) с функцией ручного «замка», влагозащищенный, обеспечивающий безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с возможностью бега трусцой, езды на велосипеде, с функцией возможного спуска и подъема по лестнице, угол сгибания до 120 градусов, максимальный вес пациента до 136 кг, с гидравлической системой бесступенчатого переключения высоты каблука, с возможностью самостоятельного регулирования высоты каблука.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Королев А.В. нуждается в техническом средстве реабилитации - протезе бедра модульном с внешним источником энергии (8-31). Указаний на какие-либо дополнительные функции аппарата в индивидуальной программе реабилитации Королева А.М. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в пункте 8 раздела «Технические средства реабилитации» (в редакции, действовавшей на момент разработки программы реабилитации), перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности, протез бедра модульный с внешним источником энергии (пункт 8-31).
При этом, техническое средство реабилитации, приобретенное Королевым А.В. за собственный счет, соответствует виду изделия "8-07-12" (протез бедра модульный с микропроцессорным управлением).
Как указывалось выше, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Королев А.В. нуждается в техническом средстве реабилитации - протезе бедра модульном с внешним источником энергии (8-31). Указаний на какие-либо дополнительные функции аппарата в индивидуальной программе реабилитации Королева А.М. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Таким образом, в данном случае правовые основания для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного истцом технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют.
Также суд отказывает в удовлетворении требования истца о компенсации морального вреда, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца со стороны ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области в интересах Королева А.В. о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ г