Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Рязань 20 декабря 2018 года
Советский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Горбатенко Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Полуэктовой А.С.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Советского района г.Рязани Маматовой Э.Р.,
ответчика Бочковой В.И.,
ее представителя Сидориной С.В. действующей на основании ордера № от 14 августа 2018 года и удостоверения адвоката №,
представителя ответчика администрации г.Рязани - Цветковой О.Е., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика - Управления Росреестра по Рязанской области Казаковой С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского районного суда г.Рязани действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Рязани, Бочковой Валентине Ивановне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недействительным соглашение № от 30 марта 2017 года о перераспределении земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора Советского района г.Рязани, действующей в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Рязани, Бочковой Валентине Ивановне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недействительным соглашение № от 30 марта 2017 года о перераспределении земельных участков. В обоснование указала, что прокуратурой Советского района Рязанской области проведена проверка обращения ФИО5 о нарушении земельного законодательства при заключении соглашения о перераспределении земельных участков с Бочковой В.И. Проверкой установлено, что в собственности Бочковой В.И. находился земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство индивидуального жилого дома. Земельные участки с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <данные изъяты>, находились у Бочковой В.И. в аренде для целей не связанных со строительством. На основании заявления Бочковой В.И. о заключении соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков администрацией города Рязани было издано постановление от 06.02.2017 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <данные изъяты>.». В дальнейшем из указанных земельных участков в связи с перераспределением был образован земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенный вид использования указанного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. 30.03.2017 между администрацией города Рязани и Бочковой В.И. было заключено соглашение о перераспределении земельных участков №. Из указанного Соглашения следует, что вновь образованный земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне общественно-жилой застройки исторического ядра города (территориальная зона <данные изъяты>). Категория земель - земли населенных пунктов. Заповедная зона древнего ядра исторической части Рязани, зона среднеэтажной застройки, охранная зона Кремля, зона объектов археологического наследия, в том числе выявленных, охранная зона памятников археологии, водоохранная зона, частично зона прибрежной защитной полосы, зона подтопления паводками 1% обеспеченности, зона исторического культурного слоя, территория достопримечательного места «древний город Переславль.- Рязанский и его оборонительные архитектурные сооружения ХII- ХIХ вв.» (режим Р-1-2).
Согласно информации администрации города Рязани земельные участки с кадастровыми номерам № расположены в границах территории объекта культурного наследия федеральная значения - достопримечательное место «древний город Переславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения ХII- ХIХ». Кроме того, указанные участки располагаются и на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и посада Переславль Рязанский (современный г. Рязань)».
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером № расположен в охранной зоне Кремля.
Перераспределенные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», то есть ограничение в части запрета осуществления нового строительства не позволит использовать данные земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием.
Объект археологического наследия Рязанской области «Культурный слой острога и посада Переславль Рязанский (современный город Рязань) и земельный участок, расположенный в пределах территории указанного памятника археологии, представляют собой единый объект, раздельное использование земельного участка и расположенного в его составе объекта археологического наследия невозможно.
Истец полагает, что передача земельного участка в собственность Бочковой В.И. фактически означает передачу в частную собственность объекта археологического наследия, что является нарушением статьи 50Федерального закона от 25.06.2002 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которой объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности. При таких обстоятельствах не может применяться пункт 2 статьи 49 Федерального закона от 25июня 2002 73-Ф3 о раздельном гражданском обороте земельного участка и объекта археологического наследия.
Прокуратура Советского района г.Рязани полагает, что Бочковой В.И. должно быть отказано в заключении Соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку действия администрации города Рязани и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области затрагивают конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, а также реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении развитии культуры.
Просила признать недействительным соглашение № от 30.03.2017 года о перераспределении земельных участков, заключенное между администрацией г.Рязани и ФИО6 Признать недействительным и исключить из сведений государственного кадастра недвижимости о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №. Прекратить зарегистрированное право собственности Бочковой В.И. на земельный участок с кадастровым номером №. Обязать ФИО7 передать администрации г.Рязани по акту приема-передачи перераспределенные земельные участки площадью <данные изъяты>.
В ходе производства по делу прокуратура Советского района г.Рязани в порядке ст.39 ГПК РФ письменно уточнила основания исковых требований, указав, что охранное обязательство с Бочковой В.И. в отношении земельного участка с кадастровым номером № Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области не заключалось. На основании этого полагают, что оснований для предоставления администрацией г.Рязани спорного земельного участка в собственность Бочковой В.И. не имелось.
Определением суда от 14 августа 2018 года привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Советского района г.Рязани Маматова Э.Р. исковые требования поддержала с учётом уточнения в полном объёме.
Ответчика Бочкова В.И. и её представитель Сидорина С.В. полагают исковые требования истца несостоятельными ввиду неправильного толкования нормы права, все требования, установленные как нормами Земельного кодекса РФ, так и положениями Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при распределении земельных участков и передаче в собственность Бочковой ВИ. Земельного участка с кадастровым номером № соблюдены.
Представитель ответчика администрации г.Рязани - Цветкова О.Е. не признаёт исковые требования истца, считает доводы истца основанными на неправильном толковании норм права; спорный земельный участок не отнесён к категории объектов культурного наследия, включенных в реестр, в связи с чем положения указанных в иске стаей на него распространяться не может. К спорному земельному участку подлежат применению лишь установленные ст.5.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничения его использования, но никак не требования об обязательном наличии в договоре передачи права собственности требований, предусмотренным охранным обязательством. Считают, что законодателем предусмотрена возможность приобретения в собственность граждан земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, а выводы истца о наличии законодательно установленного запрета на передачу земельного участка в собственность истца неправомерны.
Представителя ответчика - Управления Росреестра по Рязанской области Казакова С.В. полагал, что являются ненадлежащим ответчиком, могут быть привлечены по делу в качестве третьего лица, поскольку предмет судебного разбирательства находится вне компетенции Управления Росреестра по Рязанской области.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика ФИО7 и её представителя Сидорину С.В., представителя ответчика администрации г.Рязани - Цветкову О.Е., представителя ответчика - Управления Росреестра по Рязанской области Казакова С.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Бочковой В.И. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов (вид разрешенного использования - строительство индивидуального жилого дома).
Кроме того, между администрацией г.Рязани и Бочковой В.И. были заключены договоры аренды: земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>) и земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> (государственная собственность не разграничена), расположенный по адресу: <данные изъяты>. Договоры аренды были заключены для целей не связанных со строительством.
На основании поданного Бочковой В.И. заявления о заключении соглашения о перераспределении земельных участков администрацией г.Рязани было издано постановление от 06.02.2017 года «об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <данные изъяты>, Затинная ул.».
В дальнейшем, из указанных земельных участков в связи с перераспределением, был образован земельный участок с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> кв.м. разрешенный вид использования указанного земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
20.01.2017 года Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани было выдано заключение по проекту постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно которого земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - <данные изъяты> (зона общественно-жилой застройки исторического ядра города). Заповедная зона древнего ядра и исторической части Рязани, зона среднеэтажной застройки, охранная зона Кремля, зона объектов археологического наследия, в том числе, выявленных, охранная зона памятников археологии, водоохранная зона частично, зона прибрежной защитной полосы, зона подтопления паводками 1% обеспеченности, зона исторического культурного слоя, территория достопримечательного места - «Древний город Переяславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения XII-XIX»(Режим Р-1-2).
Предоставлено заключение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области.
06.02.2017 года администрацией г.Рязани было издано постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г.Рязань, Затинная ул., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты>, образуемого путем перераспределения земельных участков № площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в собственности Бочковой В.И. и земельных участков № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>) и земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> (государственная собственность не разграничена), расположенный по адресу: <данные изъяты>). Установлен вид разрешенного использования, образуемого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
30.03.2017 года между администрацией г.Рязани и Бочковой В.И. было заключено соглашение о перераспределении земельных участков №.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из материалов дела, в том числе соглашения о перераспределении земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - <данные изъяты> (зона общественно-жилой застройки исторического ядра города). Заповедная зона древнего ядра и исторической части Рязани, зона среднеэтажной застройки, охранная зона Кремля, зона объектов археологического наследия, в том числе, выявленных, охранная зона памятников археологии, водоохранная зона частично, зона прибрежной защитной полосы, зона подтопления паводками 1% обеспеченности, зона исторического культурного слоя, территория достопримечательного места - «Древний город Переяславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения XII-XIX»(Режим Р-1-2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).
Положениями части 7 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены условия при которых, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье обстоятельств.
Также ч.9 ст. 39.29 Земельного кодекса содержит перечень условий, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Истец ссылается на то, что поскольку образуемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», в то время как ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Следовательно, указанный земельный участок не может быть использован в соответствии с его видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Между тем, при принятии решения о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, администрацией г.Рязани был получен ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, согласно которого земельный участок располагается на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и Посада Переяславль Рязанский (современный город Рязань), и, в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры народов РФ» строительные и иные работы на данном земельном участке проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, получивших положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Кроме того, согласно п. 4.8 Проекта охранных зон города Рязани, утвержденный решением Рязоблисполкома от 09.10.1986 категорически воспрещается без разрешения специально уполномоченных государственных органов охраны памятников проводить на территории памятника и территории его охранной зоны какие бы то ни было работы, в том числе строительство каких бы то ни было зданий и сооружений, в том числе временных.
Таким образом, само по себе нахождение спорного земельного участка в охранной зоне Кремля и выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой острога и Посада Переяславль Рязанский (современный город Рязань), не свидетельствует о невозможности, при соблюдении определенных условий, использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования.
Также в материалах дела имеется Межевой план перераспределенного земельного участка, согласно заключения кадастрового инженера, собственнику необходимо вести хозяйственную деятельность на территории земельного участка с учетом соблюдения санитарных норм и законодательства в области охраны объектов исторического и культурного наследия с учетом требований закона 73-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пунктом 2 ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Данное положение Закона свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрет на отчуждение установлен только для объектов археологического наследия, а не для земельных участков, в пределах которых они находятся.
Введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ статьей 50.1 (пункт 1) предусмотрено, что заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Собственник земельного участка, в пределах которого имеется объект археологического наследия, владеет, пользуется и распоряжается этим земельным участком с соблюдением условий, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность приобретения в собственность граждан земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Следовательно, ссылка истца на невозможность передачи в собственность Бочковой В.И. земельного участка, расположенного на территории объекта археологического наследия является несостоятельной.
Доводы о не заключении с Бочковой В.И. охранного обязательства до заключения соглашения несостоятельны.
В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Между тем, указанная норма предусматривает заключение охранных обязательств в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, а не выявленного.
Как следует из ответа на запрос Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, в отношении выявленных объектов культурного наследия охранные обязательства не утверждаются, что согласуется с Письмом Министерства культуры РФ от 30.01.2015 года № «О некоторых вопросах вступления в силу Федерального закона от 22.10.2014 года №315-ФЗ в части охранных обязательств».
Из пояснений представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия следует, что наличие в соглашении о перераспределении земельного участка указания на его расположение в заповедной зоне древнего ядра и исторической части Рязани, зона среднеэтажной застройки, охранная зона Кремля, зона объектов археологического наследия, в том числе, выявленных, охранная зона памятников археологии, водоохранная зона частично, зона прибрежной защитной полосы, зона подтопления паводками 1% обеспеченности, зона исторического культурного слоя, территория достопримечательного места - «Древний город Переяславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения XII-XIX»(Режим Р-1-2) свидетельствует о выполнении требований законодательства.
Ответчик Бочкова В.И. пояснила, что ранее, при строительстве жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, входящем в состав перераспределенного земельного участка ею было произведено строительство жилого дома с соблюдением всех ограничений, предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия подтвердил указанное обстоятельство, предоставив суду выдержки из отчета об археологических работах в Рязанской области (Открытый лист №), согласно которого археологические работы производились, в том числе на <данные изъяты> на участке проектируемого жилого дома.
Таким образом, ответчику известно об ограничениях, установленных в отношении принадлежащего ей земельного участка.
При рассмотрении настоящего дела, оснований для признания сделки недействительной по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ судом не установлено, доказательств, свидетельствующих об обратном истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Принимая во внимание, что при заключении соглашения о перераспределении земельных участков соблюден порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренный ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, предусмотренных ст. пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в перераспределении земельного участка не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным соглашения о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского районного суда г.Рязани действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Рязани, Бочковой Валентине Ивановне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недействительным соглашение № от 30 марта 2017 года о перераспределении земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья