ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Притуленко Е.В.,
Готовкиной Т.С.,
при секретаре Калиниченко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску А.Л.Н. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 декабря 2021 года,
У С Т А Н О В И Л А :
02 августа 2021 года А.Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении на ответчика обязанности включить в специальный педагогический стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; при расчете пенсии учесть справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать учесть периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 07.08.2014 г.; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ А.Л.Н. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в назначении которой оспариваемым решением ей было отказано ввиду отсутствия специального педагогического стажа, который по подсчетам ответчика составил 21год 5 месяцев 14 дней, при необходимых 25 годах. Истец считает решение Управления незаконным, нарушающим её право на пенсионное обеспечение.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 декабря 2021 года исковые требования А.Л.Н. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе А.Л.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить А.Л.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 28 декабря 2021 года ГУ ОПФ РФ по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных А.Л.Н. требований. Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у пенсионного органа нет полномочий и законных оснований включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости спорные периоды работы. Специального стажа истицы недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по стрости по п. 19 ч. 1 ст.30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение суда в неудовлетворенной части заявленных требований А.Л.Н. не обжаловано.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:
- истица А.Л.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая 08.022022 г. возвратилась в суд с отметкой «истек срок хранения»; а также с помощью СМС-сообщения, которое доставлено истице ДД.ММ.ГГГГ В суд А.Л.Н. обеспечила явку своего представителя М.Д.Ю.;
- представитель ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения, направленной заказной корреспонденцией.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.
Заслушав докладчика, пояснения представителя истицы М.Д.Ю., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 Постановления от 11.12.2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п. "м" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 августа 2014 года, вступившим в законную силу 07.09.2014 г., установлен факт постоянного проживания А.Л.Н. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года (л.д.18-19).
ДД.ММ.ГГГГ А.Л.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № А.Л.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, поскольку специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, по подсчетам пенсионного органа, составил 4 года 2 месяца 12 дней при необходимых 25 годах (л.д.7-8).
После проведения поверки предоставленных истицей документов решением ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № А.Л.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» вновь отказано, так как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, составил 21 год 5 месяцев 14 дней, при необходимых 25 годах.
При этом в расчет специального стажа не были включены, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа учителем украинского языка и литературы младших классов, директором <данные изъяты> I-III ступеней <данные изъяты>, т.к. нагрузка составила менее 18 часов;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа заместителем директора по воспитательной работе <данные изъяты>, т.к. отсутствует подтверждение работы на 1 ставку (л.д.9-10).
Отказ пенсионного органа о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и пребывания на курсах повышения квалификации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) А.Л.Н. не обжаловался, в связи с чем в соответствии с требованиями части 3 ст. 196 ГПК РФ судом первой инстанции решение ответчика в этой части не было предметом судебного разбирательства.
Признавая незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы А.Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 0 месяцев 2 дня), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в этой части решение пенсионного органа не основано на ранее действовавшем законодательстве.
Согласно положениям ч. 1 ст. 66 ТК РФ и абз.1 п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записям в трудовой книжке БТ-II №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя А.Л.Н., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала учителем украинского языка и литературы <данные изъяты> средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - директором <данные изъяты> общеобразовательной школы I-III ступеней (л.д.12-14).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу ст. 7 Федеральный закон от 05.05.2014 г. №84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодатель-ством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Во время работы А.Л.Н. учителем украинского языка и литературы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года №1788-ХII, действовавшем в период трудовой деятельности истца, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 №909, учителя относятся к указанной категории работников, а в соответствии с Примечанием 2 к данному Перечню работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций. Положения указанного нормативного правового акта не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категории «учителя».
Таким образом, действовавшее законодательство на территории Республики Крым в период работы истицы в должности учителя украинского языка и литературы с нагрузкой менее 18 часов в неделю не содержало условия о выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) на 1 ставку. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный страховой стаж истицы, дающий право на установление досрочной пенсии по старости, период работы А.Л.Н. в должности учителя украинского языка и литературы <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Доводы апелляционной жалобы ГУ - ОПФ РФ по Республике Крым о необоснованности включения в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, определенных периодов, не заслуживают внимания и не могут быть приняты судебной коллегией как не основанные на законе и на доказательствах, которые были предметом исследования судом.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Притуленко Е.В.
Готовкина Т.С.