№ 66а-568/2020 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи | 17 июня 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Сиротиной Е.С., Печуриной Ю.А.
при ведении протокола помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-31/2020 (УИД 26OS0000-04-2019-000291-51) по административному исковому заявлению Глезницы Александра Александровича о признании не действующими пункта 1258 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093, пункта 1120 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. № 1122, пункта 4606 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. № 985,
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 27 января 2020 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, (далее также – перечень на 2017 год, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. № 1122 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, (далее также - перечень на 2018 г., Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. № 985 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, (далее - перечень на 2019 г., Перечень).
Пунктом 1258 перечня на 2017 год, пунктом 1120 перечня на 2018 год, пунктом 4606 перечня на 2019 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>
Глезница А.А., являющийся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 27 января 2020 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерством имущественных отношений Ставропольского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором поданы возражения об их несостоятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с наименованием «магазин-кафе» (на момент рассмотрения дела судом - «магазин-кафе-гостиница») с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 831,5 кв. м (далее также - нежилое здание) расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, а из копии технического паспорта на здание по состоянию на 23 мая 2011 г. следует, что оно состоит из основного строения литер А, трех пристроек на первом этаже (А1, А2, А3) и мансардного второго этажа (А4), площадь постройки – 831,5 кв. м. На первом этаже находится 7 коридоров, овощной цех, 5 кладовых, 6 туалетов, 2 котельные, 2 комнаты отдыха, 4 сауны, щитовая, лестничная клетка, 2 торговых зада площадью - 35,1 и 50,5 кв.м., раздевалка, 4 складских помещения, кабинет, кафе, моечная и кухня. Второй этаж здания занят 13 жилыми комнатами, 14 санузлами, 4 коридорами и бытовой.
Судебная коллегия не может согласиться с судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ в абзац 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ внесены следующие изменения: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 г., внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Из системного толкования приведенных норм следует, что в Ставропольском крае нежилое здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является торговым центром (комплексом) общей площадью свыше 250 квадратных метров и обладает признаками торгового центра, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Материалами административного дела не подтверждается, что принадлежащее административному истцу нежилое здание на момент включения в Перечни предназначалось для использования или фактически использовалось в целях размещения торговых объектов, что исключало возможность его включения в оспариваемые Перечни как объекта недвижимого имущества, отвечающего требованиям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - «земельный участок магазина, кафе, гостиницы», что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Такой вид разрешенного использования земельного участка, вопреки выводам суда первой инстанции, предусматривает размещение на нем торговых объектов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 г. № 1259-О, констатировав, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, в качестве основного критерия для отнесения объекта недвижимости к имуществу, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не может расцениваться как нарушение конституционных прав участников налоговых правоотношений.
Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, под кодом 4.4 которого значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», предполагающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 квадратных метров.
Таким образом, на момент определения оспариваемых Перечней принадлежащее административному истцу нежилое здание обладало признаками торгового центра, поскольку оно располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает размещение на нем торговых объектов.
Приведенное условие является самостоятельным основанием для признания нежилого здания торговым центром (комплексом).
Учитывая изложенные обстоятельства, нежилое здание правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку оно обладает признаками торгового центра и подлежит признанию объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного искового заявления.
Таким образом, обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем, данное решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ставропольского краевого суда от 27 января 2020 г. отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Глезницы Александра Александровича о признании нормативных правовых актов не действующими в части отказать.
Председательствующий
Судьи