Дело №2-1558/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Смоленск 15 мая 2018 года
Промышленный районный суд г.Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е, при секретаре Потапенковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова Александра Николаевича к военному комиссариату Смоленской области о возобновлении выплаты пенсии, взыскании пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Колесников А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о возобновлении выплаты пенсии, взыскании пенсии, сославшись на то, что является получателем пенсии по линии Министерства обороны. В настоящее время проживает по <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания. С ДД.ММ.ГГГГ ему приостановлена выплата пенсии. Данное решение считает незаконным. Просит суд обязать военный комиссариат возобновить ему выплату пенсии, выплатить пенсию за период приостановления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца Колесникова А.Н. – Белобородов Д.Б., поддержал исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что истец вправе свободно передвигаться по территории РФ, а также выезжать за пределы РФ. Данные обстоятельства не являются основаниями для приостановления выплаты пенсии. Подав заявление на выплату пенсии, истец указал место своего пребывания, где пенсия ему и выплачивалась. Сведений о другом постоянном месте жительства истца, ему как представителю, не известно. Законом не предусмотрена обязанность пенсионера подтверждать свое фактическое место жительство для получения пенсии. Истец является гражданином РФ, пенсия ему была назначена и выплачивалась на территории РФ, сведений о получении им пенсии в другом государстве, не имеется. Уточнять исковые требования в части истребуемой суммы пенсии за период приостановления, не будут, настаивают на удовлетворении заявленных исковых требований и просят их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика военного комиссариата Смоленской области – Городничев Ю.М., в судебном заседании требования иска не признал, указав, что в результате неоднократно проведенных проверок, фактическое место жительство истца не установлено, в связи с чем, выплата пенсии Колесникову А.Н. была приостановлена. Сведений о постоянном месте жительства Колесникова, у них не имеется. Считают, что для получения пенсии, Колесников должен подтвердить свое постоянное место проживания. Возможно, что Колесников постоянно проживает в Белоруссии или в Украине, однако документального подтверждения этому в материалах пенсионного дела не имеется. Просит в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.Н. является пенсионером по линии Министерства Обороны, получателем пенсии за выслугу лет, которую по ДД.ММ.ГГГГ получал в военном комиссариате Мурманской области, а с ДД.ММ.ГГГГ в военном комиссариате Смоленской области.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Колесникову А.Н. военкоматом Смоленской области приостановлена, со ссылкой на то, что не установлено его фактическое место жительство, и до настоящего времени пенсия истцу не выплачивается.
Однако суд считает, что законных оснований для приостановления выплаты пенсии, у военкомата не имелось.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в вооруженных силах производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 1).
Согласно ст. 50 данного Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Колесников А.Н. является гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ у него возникло право на пенсию, которую до ДД.ММ.ГГГГ он получал на территории РФ в военном комиссариате Мурманской области. В связи с переездом на постоянное место жительство в Смоленскую область, выплата пенсии ему продлена с ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Смоленской области.
Согласно представленным данным, Колесников А.Н. зарегистрирован по месту пребывания по <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании данных документов, а также заявления истца, ему и была продлена выплата пенсии военкоматом Смоленской области. До настоящего времени иных документов, заявлений от истца в военный комиссариат об изменении места жительства не поступало.
Колесников А.Н. настаивает на том, что он проживает по указанному им адресу в Смоленской области, имеет право на получение пенсии и желает ее получать в военкомате Смоленской области. В подтверждение данных обстоятельств, Колесников А.Н. неоднократно обращался с заявлениями в военкомат.
Доводы ответчика о том, что истец фактически не проживает по указанному им адресу, что подтверждается актами, суд считает не убедительными и не влияющими на решение по делу.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания истца на территории Республики Беларусь, Украины либо другого государства, наличие у истца вида на жительство или гражданства другого государства, ответчиком суду не представлено, а представитель истца данные обстоятельства отрицает.
Сведений о приобретении истцом права на пенсионное обеспечение в другом государстве, в материалы дела не представлено, пенсионное дело истца до настоящего времени находится в военном комиссариате Смоленской области.
Таким образом, доводы представителя ответчика в данной части являются предположениями, а поэтому в удовлетворении ходатайства ответчика об истребовании документов из Республики Беларусь и Украины в отношении истца было отказано.
Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. от 21.05.2012г.)
При этом, для снятии гражданина с учета в связи с переменой места жительства необходимо заявление гражданина, а обстоятельства утраты права пользования жилым помещением, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Решение суда, установившее неправомерность регистрации истца в спорном жилом помещении, отсутствует.
Согласно ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
Сами по себе факты временного отсутствия Колесникова по месту регистрации, не могут безусловно свидетельствовать о перемене им постоянного места жительства и служить основанием для ограничения его права на получение пенсии.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Ни из приведенной нормы, ни из других норм пенсионного законодательства России не следует, что временный выезд пенсионера из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с места своего жительства, является основанием для приостановления выплаты пенсии.
Исходя из материалов дела и указанных норм права, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для приостановления Колесникову А.Н. выплаты пенсии.
Лишение Колесникова права на получение пенсии, которую он заслужил предшествующим трудом, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Колесникова А.Н. в полном объеме.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец просит возобновить выплату пенсии с момента ее приостановления, а также выплатить пенсию за период приостановления ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ На данных требованиях настаивал представитель в судебном заседании, расчета невыплаченной пенсии не представлял.
Как следует из Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года N 1132, занимаются вопросом назначения и выплаты пенсии.
Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 года N 1609 (ред. от 01.07.2014) - военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пенсии назначают и выплачивают военные комиссариаты субъектов РФ. Таким органом на территории Смоленской области является - военный комиссариат Смоленской области.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований за счет ответчика военного комиссариата Смоленской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колесникова Александра Николаевича удовлетворить.
Обязать военный комиссариат Смоленской области возобновить выплату пенсии Колесникову Александру Николаевичу с момента приостановления выплаты, выплатить Колесникову Александру Николаевичу пенсию за период приостановления ее выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская