Решение по делу № 33-4472/2021 от 25.03.2021

Судья ФИО5

[номер]

Дело [номер]

ФИО4 ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Н. Новгород                      27 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Кутыревой Е.Б.

судей Кочетковой М.В., Кулаевой Е.В.

при секретаре Лаврентьевой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3

с участием

на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2021 года

По делу по иску ФИО2 к ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного ДТП,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Кутыревой Е.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного ДТП.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что [дата] произошло ДТП с участием двух транспортных средств: автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> находившегося под управлением собственника ФИО2, и автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> находившегося под управлением ФИО3, в результате его транспортному средству истца были причинены механические повреждения.

Виновником ДТП был признан ФИО3, гражданская ответственность которого застрахована не была.

Гражданская ответственность истца была застрахована в СПАО «Ингосстрах».

Ответчиком добровольно в счет возмещения ущерба было выплачено <данные изъяты> <данные изъяты> рублей по договоренности на расчетный счет супруги истца – ФИО1 и <данные изъяты> рублей были переданы истцу наличными денежными средствами. Последняя выплата была 21 июня 2019 года и затем выплаты прекратились.

Согласно экспертному заключению [номер] от [дата] ИП ФИО9, рыночная стоимость транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рубль, стоимость годных остатков составляет <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

Таким образом, стоимость ущерба составляет <данные изъяты> рублей (4[номер]).

С учетом, измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил взыскать с ответчика ущерб в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оценке ущерба в размере <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей 30 копеек (л.д. 174).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на основании доверенности ФИО11 заявленные требования поддержал, дал пояснения по существу иска.

Истец, ответчик в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Сормовского районного суда [адрес] от [дата] постановлено: исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 в счет возмещения материального ущерба <данные изъяты> рублей, расходы по оценке ущерба в размере <данные изъяты> рублей, расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В апелляционной жалобе ФИО3 поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что суд необоснованно принял в качестве доказательства заключение судебной экспертизы, поскольку оно составлено с нарушениями Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки ФБУ РФ ЦСЭ при Минюсте России от 2018 года.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств отсутствия неявившихся лиц по уважительной причине, коллегия в силу положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст.1064 ГК РФ).

Установленная данной статьей презумпция вины причинителя вреда предполагает, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно ответчик (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда несет только обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в таком причинении, если законом не предусмотрена ответственность без вины.

При этом ответственность, предусмотренная вышеназванной нормой, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также, причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 38).

[дата] произошло ДТП с участием двух транспортных средств: автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> находившегося под управлением ФИО2, и автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> находившегося под управлением ФИО3, в результате его транспортному средству истца были причинены механические повреждения (л.д. 58 – 77).

Виновником ДТП был признан ФИО3 гражданская ответственность которого застрахована не была (л.д. 59),.

Гражданская ответственность истца была застрахована в СПАО «Ингосстрах».

Ответчиком добровольно в счет возмещения ущерба было выплачено <данные изъяты> рублей, а именно <данные изъяты> рублей по договоренности на расчетный счет супруги истца – ФИО1, что подтверждается историей операций по дебетовой карте от [дата] и <данные изъяты> рублей были переданы истцу наличными денежными средствами (л.д. 45 – 50).

Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела, сторонами не оспаривалось.

С целью определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля, [дата] истец обратился к ИП ФИО9 (л.д. 10).

Согласно экспертному заключению [номер] от [дата], рыночная стоимость транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рубль, стоимость годных остатков составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 14 – 44).

Определением Сормовского районного суда [адрес] от [дата] по ходатайству ответчика назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Экспертно - правовой центр Вектор» (л.д. 136 – 137).

Согласно, заключению судебной экспертизы [номер] от [дата], стоимость годных остатков транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, по состоянию на [дата] составляет 116 104 рубля, доаварийная рыночная стоимость автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 148 – 169).

Разрешая спор суд первой инстанции руководствуясь статьями 15, 1064, 1079 ГК РФ исходил из того, что виновные действия ФИО3 находятся в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения механических повреждений автомобилю истца, в результате которого наступила полная гибель транспортного средства, что привело к наступлению негативного результата в виде материального ущерба, размер которого определен заключением судебной экспертизы, с учетом ранее выплаченного ущерба и положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ (3[номер]).

Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ.

Приведенные доводы жалобы о том, что суд необоснованно принял в качестве доказательства заключение судебной экспертизы, поскольку оно составлено с нарушениями Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки ФБУ РФ ЦСЭ при Минюсте России от 2018 года, подлежат отклонению по следующим мотивам.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, право оценки доказательств, принадлежит суду.

Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Однако, несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Заключению судебной экспертизы выполненной ООО «Экспертно - правовой центр Вектор», судом дана надлежащая правовая оценка, в результате которой данное заключение было принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства и положено в основу решения суда.

При оценке указанного заключения, судом принято во внимание, что данная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности», Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки ФБУ РФ ЦСЭ при Минюсте России от 2018 года, экспертами, имеющими, соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ними вопросов, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение достаточно аргументировано, выводы экспертов последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в определении суда вопросами.

Таким образом, заключение судебной экспертизы является допустимым и достоверным доказательством, в тоже время сведений с достоверностью свидетельствующих о недостоверности, проведенной по делу экспертизы либо ставящих под сомнение её выводы, в материалах дела не имеется.

Ходатайств о назначении дополнительной либо повторной сторонами экспертизы сторонами, не заявлялось.

Отмечается, что в силу принципа диспозитивности гражданского процесса суд не может и не должен быть более рачителен в защите прав сторон, чем сами эти стороны.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных по делу доказательств, сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции, а также не содержат фактов, которые не были бы проверены или учтены судом первой инстанции при разрешении спора, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4472/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Поляков Артем Андреевич
Ответчики
Шолмов Алексей Валерьевич
Другие
Земляков Николай Николаевич
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Кутырева Елена Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.03.2021Передача дела судье
27.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021Передано в экспедицию
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее