16RS0036-01-2024-006090-19
Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-3274/2024 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
копия дело № 2-3274/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 октября 2024 года г. Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Михеевой Л.Н.,
при секретаре Юсуповой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства Здравоохранения Республики Татарстан к Васяниной А.Д. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство Здравоохранения Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Васяниной А.Д. о взыскании задолженности, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ заключен четырехсторонний договор о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста № между Министерством здравоохранения Республики Татарстан (далее – заказчик), ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» (далее – медицинская организация), ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» (далее – образовательная организация) и Васяниной А.Д., согласно которому последняя обязалась после окончания обучения и получения документа об образовании проработать в медицинской организации не менее трех лет, при отказе приступить к работе без уважительных причин возместить затраты на обучение. В нарушении условий договора, ответчик не приступила к работе. Просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в размере 320 825 рублей 25 копеек, из них: основной долг – 242 057 рублей 20 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами – 78 768 рублей 05 копеек и расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца и третьего лица ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» Дубовик Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик иск не признала.
Представитель ответчика Васянин Д.А. исковые требования не признал, заявил о пропуске срока исковой давности.
Представитель третьего лица ГПУ «Медицинская техника и фармация Татарстана» на рассмотрение дела не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддержал.
Выслушав участников процесса, пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абз.8 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами.
В силу ч.1 и 2 ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Положениями ст.197 ТК РФ определено, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в гл.32 ТК РФ.
Из положений ч.1 ст.198 ТК РФ следует, что работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в ст.199 ТК РФ, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ч.2 ст.199 ТК РФ).
В силу ч.1 ст.200 ТК РФ ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации.
На основании ст.204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст.205 ТК РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст.207 ТК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен четырехсторонний договор о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста № между Министерством здравоохранения Республики Татарстан, ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» и Васяниной А.Д., согласно которому ответчик обязалась освоить образовательную программу в ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» по специальности «Фармация», после окончания обучения и получения документа об образовании в течение 30 дней прибыть в распоряжение медицинской организации и проработать в ней не менее 3 лет, через 2 года после окончания обучения в образовательной организации до 1 августа текущего года предоставить заказчику копию трудовой книжки.
В силу п.3.3 четырехстороннего договора о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста предусмотрено, что при отказе приступить к работе без уважительных причин студент обязан возместить заказчику в установленном порядке средства, затраченные на его обучение с момента заключения настоящего договора до получения диплома.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик зачислена в колледж по очной форме обучения специальности «Фармация» за счет средств бюджета. ДД.ММ.ГГГГ по завершении обучения ей присвоена квалификация «Фармацевт» и выдан диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании базового уровня по указанной квалификации.
За период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма средств, потраченных на обучение ответчика в ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», составила 248 058 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику вручено уведомление о перечислении денежных средств за обучение в ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», которое не исполнено.
Из определенных четырехсторонним договором о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста от ДД.ММ.ГГГГ. условий видно, что он заключен между Министерством здравоохранения Республики Татарстан, ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» и Васяниной А.Д. с целью дальнейшего трудоустройства ответчика в медицинской организации по окончании его обучения. Такой договор по смыслу ч.1 ст.198 ТК РФ является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.
Соответственно, дела по спорам об исполнении обязательств по договору о прохождении обучения, содержащему условие об исполнении лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени, разрешаются судом в соответствии с положениями гл.32 «Ученический договор» ТК РФ. По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей о возмещении расходов, затраченных на обучение, предъявленным к лицам, с которыми заключен контракт на обучение. Такие споры в силу ст.381 ТК РФ являются индивидуальными трудовыми спорами, поэтому к данным отношениям подлежат применению нормы ТК РФ.
Согласно нормативным положениям гл.32 ТК РФ необходимость подготовки лиц, претендующих на осуществление трудовой функции у работодателя (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка таких лиц и их дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки лиц для нужд работодателя между работодателем и обучающимся лицом может заключаться, в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности обучающегося в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока это лицо должно возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Таким образом, вопрос об уважительности причин невозможности исполнения лицом, прошедшим обучение за счет средств работодателя, обязанности, обусловленной сторонами соглашения об обучении по отработке после обучения не менее установленного ученическим договором срока, при рассмотрении требований работодателя о взыскании с лица затрат, связанных с его обучением, следует разрешать в том числе с учетом нормативных положений ч.2 ст.207 ТК РФ и совокупности установленных по делу обстоятельств.
Для решения вопроса о возможности взыскания с ответчика расходов на обучение по правилам ст.207 ТК РФ следует определить и установить, имелась ли у Васяниной А.Д. реальная возможность для трудоустройства в ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», после окончания обучения, то есть какова причина неисполнения ответчиком обязательств, предусмотренных договором об обучении (уважительная или неуважительная).
По условиям договора ответчик обязуется освоить образовательную программу по специальности, после окончания обучения в образовательной организации и получения документа об образовании в течение 30 дней прибыть в распоряжение медицинской организации и проработать в медицинской организации не менее 3 лет.
В соответствии с п.2.1 договора заказчик обязуется обеспечить студенту, принятому в порядке целевой контрактной подготовки, место работы в медицинской организации в соответствии с полученной специальностью, квалификацией и правом допуска к профессиональной деятельности, установленного в Российской Федерации.
Из содержания п.2.3 договора следует, что в случае возникновения обстоятельств, указанных в разд.3 и 5 договора, обеспечивает студента по его просьбе новым местом работы в иной государственной медицинской организации.
В ходе судебного разбирательства истец пояснила, что после получения диплома вместе с однокурсницей Гараевой Э.С. обратились ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» в г. Альметьевске с заявлениями о приеме на работу, однако им отказали в трудоустройстве в связи с отсутствием вакансий, их заявления о приеме на работу остались в ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана». О том, что трудоустроиться можно в любой аптеке ГКУ «Медицинская техника и фармация Татарстана» им не разъяснялось.
Данные обстоятельства подтвердила и однокурсница Гараева Э.С. опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля.
Опрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля Галишина Р.З. пояснила о том, что работает заведующей ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», на момент обращения ответчика с заявлением о приеме на работу, вакансий на должность фармацевта в г. Альметьевске и Альметьевском районе не было.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что заказчик в нарушение пункта 2.1. четырехстороннего договора о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечил трудоустройство ответчика в ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», доказательств обратного суду не представлено, как и не представлено доказательств уклонения ответчика от заключения трудового договора.
Кроме того, ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Исходя из характера спорных отношений, к настоящим требованиям подлежит применению годичный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом годичный срок обращения в суд следует исчислять со дня обнаружения причиненного истцу ущерба.
Согласно п. 2.17 договора, ответчик в течении 30 дней до ДД.ММ.ГГГГ, после окончания образовательной организации прибыть в распоряжение медицинской организации и проработать в ней не менее 3 лет.
Суд полагает, что срок исковой давности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, со дня, следующего после увольнения, который, в соответствии с положением ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 7 по Альметьевскому судебному району РТ вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств, затраченных на обучение по договору целевой подготовки и трудоустройства специалиста, который в последующем ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению должника.
Обращение истцом к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности не продлевает срок исковой давности, поскольку истец обратился за выдачей судебного приказа с пропуском срока исковой давности.
Обращение истца к ответчику с претензиями также не продлевает установленный законом срок исковой давности.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований подлежит отказать в полном объеме.
Кроме того, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за неисполнение денежного обязательства, поскольку отношения, связанные с исполнением обязательств по договору о прохождении обучения, содержащему условие об исполнении лицом трудовой функции у работодателя в течение определенного времени, регулируются, в том числе, положениями Трудового кодекса Российской Федерации о возмещении затрат, связанных с обучением работника, и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку в силу положений ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в иске Министерству здравоохранения Республики Татарстан к Васяниной А.Д. о взыскании задолженности, процентов и государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан (подпись) Михеева Л.Н.
Копия верна.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Михеева Л.Н.
Решение вступило в законную силу « »_________________2024 года.
Судья: