г. Сыктывкар Дело № 2-849/2020 (33-4226/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н. и Батовой Л.А.,
при секретаре Дидыч А.В.
рассмотрев в судебном заседании 03 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе Красноярова Н.Ф. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 июня 2020 года, которым
в удовлетворении исковых требований Красноярова Н.Ф. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» о признании незаконным и отмене решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы отказано.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснояров Н.Ф. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» об отказе в сохранении среднего месячного заработка № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В обоснование исковых требований указал, что ответчиком <Дата обезличена> вынесено решение № <Номер обезличен> об отказе в сохранении среднего месячного заработка в АО «Воркутауголь» в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения, с которым он не согласен, считает его незаконным, поскольку основанием для сохранения за ним среднего месячного заработка в течение четвёртого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника. Исключительность предоставления гарантий возможна при условии увольнения с последнего с места работы из организации, расположенной в районах Крайнего Севера по пп. 1, 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), обращения в службу занятости в месячный срок со дня увольнения и отсутствия возможности трудоустройства. Он представил ответчику документы, подтверждающие, что иных источников дохода, кроме пенсии у него не имеется, при этом имеются обязательства по ежемесячной оплате квартплаты и обязательных платежей, в силу возраста и состояния здоровья он нуждается в дополнительном лекарственном обеспечении.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо АО «Воркутауголь» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене и удовлетворении его исковых требований.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещались надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что Краснояров Н.Ф. с <Дата обезличена> состоял в трудовых отношениях с АО «Воркутауголь»; уволен <Дата обезличена> в связи с сокращением численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
<Дата обезличена> Краснояров Н.Ф. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» с заявлением об оказании содействия в поиске подходящей работы.
Решением ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Красноярову Н.Ф. отказано в выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвёртого, пятого и шестого месяца со дня увольнения.
Согласно протоколам заседании комиссии ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от <Дата обезличена> в связи с реализацией комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции, в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности», принято решение о сохранении за истцом среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение 5-го и 6-го месяца со дня увольнения.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (ст.ст. 313 - 327), руководствуясь которыми применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения ГУ РК «Центр занятости населения города Воркута».
Правовых оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Из смысла положений ст. 318 Трудового кодекса РФ следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ) относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Материалами дела подтверждается, что Краснояров Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости с <Дата обезличена> бессрочно; суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом её повышения составляет ... рубля, ежемесячная доплата к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ с <Дата обезличена> составляет ... рублей, что подтверждается справкой УПФР в г. Воркуте от <Дата обезличена>.
Согласно справке АО «Воркутауголь» от <Дата обезличена> средний заработок Красноярова Н.Ф. за последние три месяца по последнему месту работы составил ... рублей.
В спорный период постановлением Правительства Республики Коми от 03.02.2020 № 45 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15 959 рублей, для пенсионеров – 12 198 рублей.
Таким образом, доход Красноярова Н.Ф. за 4 месяца со дня увольнения значительно превысил размер прожиточного минимума.
Как следует из справки МСЭ-2011 № <Номер обезличен> с <Дата обезличена> Красноярову Н.Ф. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности бессрочно в связи с профессиональным заболеванием.
Согласно программе реабилитации пострадавшего в результате профессионального заболевания № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, а также выписке из заключения врачебной комиссии № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Красноярову Н.Ф., имеющему ... назначены лекарственные препараты на курс лечения, а также установлена нуждаемость в санаторно-курортном лечении один раз в год за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации, кроме того, указано о возможности продолжать профессиональную деятельность с изменением условий труда.
Доказательств наличия другого заболевания, препятствующего дальнейшему трудоустройству Красноярова Н.Ф., а также документов, подтверждающих прохождение им рекомендованного лечения, требующего значительных затрат, в материалы дела не представлено.
Документов, свидетельствующих о том, что семья Красноярова Н.Ф. имеет статус малоимущей, также не имеется.
Исходя из обстоятельств данного дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии исключительных обстоятельств для сохранения за Краснояровым Н.Ф. среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Наличие обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг и обязательных платежей не могут быть признаны исключительным случаем для сохранения заработка, поскольку являются ежемесячными обязательствами, принятыми истцом на себя до увольнения с работы.
Ссылка истца на необходимость оплаты среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения ввиду введения в Республике Коми режима повышенной готовности не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 в Республике Коми режим повышенной готовности введен с 16.03.2020 года.
Иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными и позволяющими сохранить за Краснояровым Н.Ф. средний месячный заработок за четвертый месяц со дня увольнения, при рассмотрении дела не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку представленных доказательств и несогласие с выводами суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и основаниями для отмены решения суда по данному делу не являются.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярова Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи