Решение по делу № 2-1210/2017 от 09.12.2016

К делу 2-1210/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2017 года г. Таганрог

    

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Рыбальченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции пассажирских устройств, третье лицо Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО « Российские железные дороги » в лице филиала Центральной дирекции пассажирских устройств о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, в котором просил суд признать незаконным бездействие ответчика в части несоблюдения требований санитарно – эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, обеспечить уровень искусственного освещения на поверхности платформ железнодорожного остановочного пункта Красный Котельщик, станции Марцево и Таганрог-2, в соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года №286, п. 3.6.3 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным врачом РФ, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать ответчика установить урны для сбора мусора на железнодорожном остановочном пункте Красный котельщик; обязать ответчика установить на нечетной остановочной платформе Красный котельщик, на пассажирских островных платформах ст. Таганрог-2 и ст. Марцево навесы либо павильоны; обязать ответчика привести в соответствие с требованиями п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным врачом РФ, поверхность и покрытие низкой пассажирской платформы 1-го пути ст. Марцево, устранив выбоины.

В ходе рассмотрения дела, истец отказался от части исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФоб обязани ответчика установить урны для сбора мусора на остановочном пункте Красный Котельщик, а также навесы для пассажиров на пассажирских островных платформах ст. Марцево и нечетной остановочной платформе Красный Котельщик в связи с добровольным исполнением ответчиком требований, просил прекратить производство по делу в данной части, о чем вынесено соответствующее определение суда.

В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проверки исполнения Северо-Кавказской дирекцией пассажирских обустройств структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» требований санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей были установлены нарушения требований указанного законодательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона на нечетной остановочной платформе Красный котельщик в четной остановочной площадке Красный котельщик система наружного освещения отсутствует. Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ ст. Марцево, ст. Таганрог – 2 не соответствует требованиям п. 3.6.3 Санитарных правил. Низкая пассажирская платформа 1-го пути ст. Марцево имеет многочисленные выбоины.

Представитель истца заместитель Таганрогского транспортного прокурора Кураков А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснения дал в рамках искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил в судебное заседание отзыв на исковые требования, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснил, что ОАО «РЖД» считает исковые требования Таганрогского транспортного прокурора незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Предъявление настоящего иска прокурором является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», поскольку строительство в Компании осуществляется в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утвержденной Правительством Российской Федерации. Предъявление иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не применим к спорным правоотношениям. В данном случае ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку граждан железнодорожным транспортом ни в дальнем, ни в пригородном сообщении и, соответственно, не отвечает перед пассажирами за качество услуги, оказываемой другими юридическими лицами (перевозчиками в дальнем сообщении является АО «ФПК», в пригородном сообщении - ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания).

Поскольку ОАО «РЖД» не является ни одним из вышеперечисленных участников отношений в сфере защиты прав потребителей, по этой причине ссылки прокурора на данный закон необоснованны. Прокурором неверно определены интересы лиц, в защиту которых он обратился.

ОАО « РЖД » считает, что прокурором не выполнено бремя доказывания по данному гражданскому делу.

Ссылки прокурора на статью 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также на Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской 20 ноября 2003 г. № 703, необоснованны.

Статья 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» регулирует организацию обеспечения безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств. Исходя из положений статьи 2 данного закона, раскрывающей понятие «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», следует, что статья 20 содержит требования к безопасности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава и не регулирует отношения по содержанию платформ и иных объектов инфраструктуры.

Предметом регулирования Правил оказания услуг по использованию железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703, является порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при оказании услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности.

Таким образом, в сферу действия названных правил не входят отношения по оказанию услуг перевозки. Пассажир не является стороной договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры и не участвует в данных отношениях в каком-либо качестве. В связи с чем, утверждение прокурора о праве пассажира на качественную услугу по перевозке в виде установления навеса на пассажирской платформе не может быть основано на названных выше положениях закона и правил.

Более того, предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор, напротив, ухудшает положение потребителей услуги по перевозке в связи со следующим.

Дополнительные затраты ОАО «РЖД», как владельца инфраструктуры, по обустройству платформ устройствами предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров к необходимости увеличения затрат со стороны перевозчиков в части инвестиционной составляющей тарифа на перевозку. Как следствие - увеличение стоимости проезда для пассажира.

Требования статьи 80 УЖТ России и абзаца 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, по отношению к уже построенным платформам не применимы.

В качестве обоснования заявленных требований прокурор ссылается на статью 80 УЖТ России, пункт 29 Правил технической эксплуатации железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. №286 (далее - ПТЭ).

Указанная норма устанавливает обязанность по оборудованию пассажирских платформ устройствами, предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров только при сооружении пассажирских платформ.

К моменту обращения прокурора с настоящим иском указанные в иске пассажирские платформы уже были сооружены, поэтому требование статьи 80 УЖТ России в данном случае не применяется.

Кроме того, данная статья носит отсылочный характер и подлежит применению при наличии норм технологического проектирования.

Согласно пункту 17 ПТЭ сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации.

Истец не наделен полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением технических норм на железнодорожном транспорте, следовательно, предъявление иска к ОАО «РЖД» находится вне компетенции прокуратуры.

Доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов. Не обладая специальными познаниями, прокурор не имеет возможности сделать объективные выводы о наличии или отсутствии технологических возможностей для установки устройств, предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров.

Средняя освещенность в пределах всей площади поверхности платформы должна соответствовать ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта Нормы и методы контроля»: станции с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. чел. в год) установлена 2 ЛК.

Однако Таганрогским транспортным прокурором в исковом заявлении не предоставлено доказательств нарушения ОАО «РЖД» ГОСТа Р 54984-2012.

В связи с изложенным в иске должно быть отказано.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Кирдеев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.Согласно статье 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 703 от 20 ноября 2003 г., владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в "Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).

Действующее законодательство предусматривает обустройство на железнодорожных станциях пассажирских платформ устройствами, предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров в соответствии с установленными требованиями, и эти требования закона являются обязательными для всех организаций, в том числе для ответчика ОАО "Российские железные дороги".

Абзацем 6 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 (ред. от 01.09.2016) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19627), предусматривается, что на пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.

Согласно ст. 3 Федерального закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пассажиры как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Таким образом, доводы представителя ответчика о неприменении к данному спору положений Закона РФ N 2300-1 от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", несостоятельны.

Как установлено в судебном заседании, ОАО "РЖД" является собственником производственно – технологического комплекса Ростовской дирекции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, направление Ростов-Таганрог-Успенская с 1337 км ПК 5 по 1213 км ПК 10, в составе:

- остановочной площадки Красный Котельщик четная, литер 79, протяженностью 200 м, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, 7 км, пк 6;

- остановочной платформы Красный Котельщик нечетная, литер 80, протяженностью 200 м, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, 7 км, пк 6;

- пассажирская платформа островная ст. Таганрог-2 №3, протяженностью 269 м, литер 74, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ст. Таганрог-2, 5 км, пк 5;

- пассажирская платформа островная ст. Таганрог-2 №2, протяженностью 301, 7 м, литер 76, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ст. Таганрог-2, 5 км, пк 5;

- пассажирская платформа береговая ст. Таганрог-2 №1, протяженностью 290 м, литер 77, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ст. Таганрог-2, 5 км, пк 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданному 30.07.2007 года.

ОАО " РЖД " является собственником производственно – технологического комплекса Таганрогского Опорного Центра управления перевозками станции Марцево, в составе:

- низкой пассажирской платформы 1-го пути, литер 17, площадью 1055 кв.м., по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, станция Марцево;

- низкой пассажирской платформы 4-го пути, литер 18, площадью 1055 кв.м., по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, станция Марцево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданному 15.04.2005 года.

Проверкой установлено, что на нечетной остановочной платформе Красный Котельщик и четной остановочной площадке Красный Котельщик система наружного освещения отсутствует.

В силу п. 3.6.3 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным врачом РФ уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

Судом установлено, что уровень искусственного освещения на поверхности на нечетной остановочной платформе Красный Котельщик, на пассажирских островных платформах ст. Таганрог-2 не соответствует требованиям п. 3.6.3 Санитарных правил.

В силу п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила» поверхность платформ должна быть ровной, без выбоин, не допускающей травматизма пассажиров и скопления воды, а покрытие - обладать противоскользящими свойствами.

В нарушение вышеуказанных требований закона низкая пассажирская платформа 1-го пути ст. Марцево имеет многочисленные выбоины.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ОАО " РЖД " оказывает услуги населению по перевозке пригородным железнодорожным транспортом, а требование о наличии на остановочных пунктах железной дороги оборудованных пассажирских платформ, имеет целью обеспечить качественное и безопасное оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.

Поскольку деятельность ответчика связана с использованием источников повышенной опасности, то в данном случае, именно, на ответчике лежит обязанность представить доказательства соблюдения нормативных требований при эксплуатации пассажирской платформы. Таких доказательств ОАО "РЖД" не представлено, в связи, с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика не представлено суду доказательств обоснованности возражений исковых требований, более того, стороной ответчика не отрицается факт имеющихся нарушений.

Возражения представителя ответчика суд оценивает критически, поскольку они разняться с требования законодательства Российской Федерации.

Таким образом, установлено бездействий ответчика, неисполнение требований закона, в связи с чем, судья приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> (п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ)

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских устройств, третье лицо - Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских устройств, выразившееся в невыполнении требований санитарно – эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, обеспечить уровень искусственного освещения на поверхности платформ железнодорожного остановочного пункта Красный Котельщик, станции Марцево и Таганрог-2, в соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года №286, п. 3.6.3 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным врачом РФ, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, привести в соответствие с требованиями п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03. 2.5 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно – эпидемиологические правила», утвержденных 03.03.2003 года Главным государственным врачом РФ, поверхность и покрытие низкой пассажирской платформы 1-го пути ст. Марцево, устранив выбоины.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Исаев С.Н.

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2017 года.

2-1210/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель Таганрогского транспортного прокурора
Ответчики
Центральная дирекция пассажирских обустройств ОАО "РЖД"
Другие
Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств ОАО "РЖД"
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Дело на странице суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
09.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.12.2016Передача материалов судье
14.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2017Судебное заседание
07.02.2017Судебное заседание
17.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее