ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-11137/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 22 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Романовой Л.В. |
судей |
Беляевской О.Я., Курской А.Г. |
при секретаре |
Немцуровой Э.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Республики Крым, заявленного в интересах Шариповой Дарьи Наильивны, к администрации Красногвардейского района Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2021 г. прокурор Красногвардейского района Республики Крым в интересах Шариповой Д.Н. обратился в суд с иском, просил обязать администрацию Красногвардейского района Республики Крым предоставить Шариповой Д.Н. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что по обращению Шариповой Д.Н. по факту соблюдения её жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, проверкой установлено, мать Шариповой Д.Н. – ФИО7 <данные изъяты> на основании решения Симферопольского районного суда АР Крым от 20.10.2008. Отец Шариповой Д.Н. – ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Красногвардейского района Республики Крым № 481-п от 22 ноября 2017 года Шарипова Д.Н. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья; включена в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Шариповой Д.Н. отсутствует, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, что является нарушением жилищных прав указанного лица.
Определением суда от 13 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В судебном заседании прокурор и Шарипова Д.Н. иск поддержали, просили об удовлетворении требований.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовали.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года иск прокурора, заявленный в интересах Шариповой Д.Н., удовлетворен полностью.
На администрацию Красногвардейского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Шариповой Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения в Красногвардейском районе Республики Крым.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что суд не учел, что в силу федерального законодательства и Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" обязательство органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан напрямую связано с необходимостью предоставления органами государственной власти соответствующих субвенций. При отсутствии финансирования администрация Красногвардейского района не имеет финансовой возможности исполнить делегированные полномочия на выделение жилья Шариповой Д.Н.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
От Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения относительно апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения прокурора, Шариповой Д.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Шарипова Дарья Наильивна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения (л.д. 15).
Отец ребенка Шариповой Д.Н. - ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Мать Шариповой Д.Н. – ФИО7 на основании решения Симферопольского районного суда АР Крым от 20.10.2008 <данные изъяты> Дарьи (л.д.40-41) и не восстановлена в них.
Шарипова Д.Н. на основании распоряжения Красногвардейской районной государственной администрации от 17.04.2012 была устроена в детский дом семейного типа вместе с младшими братьями (л.д.13), где воспитывалась приемными родителями до совершеннолетия.
Постановлением администрации Красногвардейского района Республики Крым № 481-п от 22 ноября 2017 года Шарипова Д.Н. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья; включена в список граждан, нуждающихся в обеспечение жильем (л.д.15).
16.01.2021 Шарипова Д.Н. достигла 23-летнего возраста, состоит в списке лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья и достигли 23-летнего возраста и подлежат обеспечению жильем, под номером 60 (л.д.10).
До настоящего времени Шарипова Д.Н. зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес> (л.д. 8), по месту жительства приемных родителей, фактически там не проживает.
Какое-либо жилье на праве пользования у Шариповой Д.Н. отсутствует. Право собственности на недвижимое имущество у Шариповой Д.Н. на территории Российской Федерации не зарегистрировано (л.д. 16, 17).
Данных о том, что с Шариповой Д.Н. администрацией Красногвардейского района Республики Крым заключен договор социального найма, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя требования прокурора, заявленные к администрации Красногвардейского района Республики Крым, суд признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом минимального размера общей площади жилого помещения в размере 25 кв.м, которое подлежит предоставлению Шариповой Д.Н. из специализированного жилищного фонда.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их обоснованными.
Согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступивший в силу с 1 января 2013 г.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года № 193-ЗРК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом п. 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Шариповой Д.Н. законодательно определена.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Указанная правовая позиция поддерживается судебной практикой Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).
Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора по существу требований приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и проверки суда первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы администрации Красногвардейского района Республики Крым не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногвардейского района Республики Крым – без изменения.
Председательствующий судья: Романова Л.В.
Судьи: Беляевская О.Я.
Курская А.Г.